В продолжение разговора об утрате системного подхода к решению проблем.

Новости о все новых обнаруженных несанкционированных свалках давно никого не удивляют. В этом направлении активно работают экологи, периодически слышим инициативы (того же Народного Фронта, например) о создании карт подобных нарушений для “систематизации борьбы с ними”.

Я просто позволю себе привести факты из двух материалов, публиковавшихся нами текущим летом.

Первое. Широко срезонировавшее фото.

«Не хочется публиковать такие фото, но кто-то должен отвечать? Волга. Старый Белый Яр». Фото дня от Ксении ЧЕРНЫШЕВОЙ с территории Нацпарка
По итогам прокуратура провела проверку. Цитирую: “По данным ведомства, свалка расположена на территории земель водного фонда, она образовывалась ещё в 2005 году. Также установлено, что на территории села Старый Белый Яр не осуществляется сбор и вывоз твердых бытовых отходов — администрация Чердаклинского района не определила организацию но сбору и вывозу мусора”.
Другими словами, с 2005 года сбор и вывоз мусора в одном приличного размера селе просто не производился. Как думаете, сколько таких?

Второе. Один из репортажей Евгения Софронова. Замечательный, совершенно неугомонный человек. Фотографировал птиц, наткнулся на несколько свалок и трупы скота, вернулся уже с профильным министром и главой поселения Большие Ключищи. Цитата:
“Глава администрации смотрел на эту свалку и недоумевал, как ещё бороться с населением, которые сюда периодически свозят мусор с придворовых хозяйств?
– Каждый раз проводим беседы, чтобы не сваливали мусор и не вывозили его на окраину посёлка или расположенного рядом участка леса. Но каждый раз встречается вот такая картина. Уберём мусор в одном месте, горы мусора вырастают в другом, – из беседы Анатолия Алексеевича со специалистом-экспертом Минсельхоза Иваном Исаевым.
– А сколько домов заключили договоры о вывозе мусора? – задал вопрос Иван Исаев главе администрации
Анатолий Алексеевич ответил:
– В настоящее время такие договора имеются примерно с 40% домовладельцев (в Ключищах 4000 жителей-Ежов) или собственников дачных участков”.


На фото, соответственно, глава и представитель профильного ведомства недоумевают по поводу несознательности самих граждан. Им наивно вторит и сам автор:
“Неужели у сельчан нет совести? Или им наплевать на труд администрации поселения по борьбе с мусором? Ведь в поселении сделано немало положительного. Два года назад убрали огромную мусорную свалку,которая находилась сразу за кладбищем. Администрация была оштрафована на 400 000 рублей. Деньги могли бы быть потрачены на нужды поселения, а ушли на оплату безмозглого и наплевательского отношения сельчан к сохранению окружающей среды.
И вот выросла на окраине посёлка новая свалка!”

Повышать экологическую сознательность – это здорово. Еще очень хорошо, что целый Народный Фронт составляет карты свалок, чтобы с ними бороться. Периодически кричащие новости по поводу очередной найденной свалки выдают штатные и внештатные экологи, колесящие для этого по области. Это в регионе, в котором одно целое поселение “несознательных” (среди которых целый список и высокопоставленных дачников с громкими фамилиями) по 13 лет просто не имеет никаких договоров на вывоз мусора, который в итоге должен куда-то испаряться? В другом подобным договором “закрыто” 40 процентов жителей. Как вы думаете, куда девают мусор остальные? И каков процент “несознательных” по районам области в целом если уже в ближайшем к городу селе их бОльшая часть? Вопросы риторические, но почему-то их никто не ставит как проблему. Экологи колесят, главы пеняют на своих несознательных и платят штрафы, свалки плодятся, с ними борятся…-дурная бесконечность.

И здесь я вернусь к тому материалу, на который сослался в начале. Там разбирал на примере борьбы с несанкционированной торговлей, но вопрос ставил тот же самый. Почему проблемы не ставятся и не решаются системно? Это – провал на уровне мышления и подходов властей всех уровней. Ведомственно в данном случае – минсельхоза и экологов, а так же шире – нашего невидимого (кроме периода выборов) депутатского корпуса. Продолжим искать свалки? Уверен, найдем. И вместе продолжим борьбу.