Долгие годы весь заинтересованный и включенный город видит сколько системных (подчеркну) проблем поднимается на Улпрессе (и, шире – в СМИ и интернете). Определился круг постоянных – это и благоустройство (во всей совокупности вопросов), и картельный ЖКХ, и браконьерство, и многое многое другое. Проблемы разной степени важности и масштаба, но их объединяет одно: системно они не решаются.
Да, многое завязано на федералку, часто наталкивается на конкретные коммерческие интересы чиновников, все вопросы – очень непростые и требуют обсуждения, анализа и политической воли. Но – не решаются. И это всех устраивает. Исполнительная власть местами выборочно, но реагирует. Мы продолжаем писать про все новые парковки, киоски, сети, исторические памятники и прочее… Что-то, в итоге, отбиваем, что-то уходит. Где-то есть депутаты, которые в лучшем случае решают “малые дела” округа, но в большинстве – пребывают в полном политическом, общественном и информационном небытии, оставляя для себя (обычно) сугубо бизнес-интересы.

Нужно возвращать себе способность поднимать глаза от поглощающей текучки: сложившаяся таким образом ситуация и сама – системная и наиважнейшая проблема.

И здесь стоит обратиться к вопросам серьезнее – посмотреть на саму нашу систему власти, взаимодействия между ее ветвями и осознания того, в каком месте не работают “шестеренки”.  Давайте возьмем конкретный пример. Уважаю то, как новое руководство Засвияжского района пытается решить вопрос уличной торговли. Полное ощущение того, что глава Михаил Морозов действительно решил чего-то добиться по этой застарелой проблеме. Отчеты о рейдах – едва ли не еженедельны. Мы сочуственно отнеслись к этому рвению (дело хорошее), периодически перепощивали фотографии, однако сразу отнеслись скептически. С аналогичным скепсисом реагировали и комментаторы, указывая, что торговля возвращалась на те же места едва ли не в ближайшие последующие часы.

Все работают – проблема не решается. Ситуацию многажды разбирали: все понимают, что пока не санкции за это правонарушение не станут хоть сколько-то осязаемыми для нарушителей, вопрос не решить. Копеечный штраф не является мотивом для торговцев-перекупов (а именно они – системная проблема) для сворачивания торговли. И это – не компетенции районной администрации. Это к законодательной ветви власти, -тем самым депутатам, которых мы сейчас будем в очередной раз выбирать.

С медиа и обществом у нас все очень хорошо – проблемы ставятся и разбираются. Интернет дал здесь массу возможностей, которые мы, в целом, активно используем. Исполнительная власть не любит в этом признаваться, но, опять же, в целом, слышит и с разной степени интенсивности реагирует (что ее хорошо характеризует). Тот же заход Смекалина на масштабнейшую проблему с браконьерством мы раскритиковали как, по итогам, бессмысленный, но он был.
Провал – с законодательным уровнем, провал на уровне мышления и подходов депутатского корпуса всех уровней. По той же проблеме: кто и на каком уровне там спросил: а что нужно изменить? Может быть запретить в регионе сети? Или ввести дополнительные региональные штрафы? Или наделить какие-то региональные структуры дополнительными полномочиями и функционалом? Почему законодатели даже не заикаются, даже не пытаются ставить вопросы и решать возможности для решения проблем? Посмотрим на итоги и выводы того же самого смекалинского совещания по браконьерству. Исполнительная власть даже не пытается помыслить пути решения проблем через заход на территорию законодателей. Мы, в целом, законсервировались настолько, что отучились мыслить в направлении хотя бы минимальной смены правил игры.

Ниже большим приложением – ответы на наши запросы. Мы спросили законодателей муниципального и регионального уровня что сделано. Текущая работа идет, но “заходов” на территорию резонансных проблем, того, что активно обсуждается обществом и ставится им как проблема – нет. И, повторюсь, именно это видится главной проблемой. С нашей стороны продолжение следует.

Уже третий созыв как правом законодательной инициативы наделена Общественная палата (с текущего года и Торгово-промышленная). За все время инициировано принятие двух законов. По общественным наблюдателям во время голосования (кажется, быстро и приняли в ЗСО) и разрешения торговли спиртным в выходные (обсуждается). Все в последнем созыве, “при Чепухине”. Думаю, ОП тоже могла бы стать площадкой, которая выносит резонансные проблемы на обсуждение и (в итоге) нормативный уровень.

За 2017 год в Городской думе принято более 90 нормативно-правовых актов. В 1 квартале 2018 – 28 актов. Это и внесения изменений в Устав города, и изменения и генплан, и правила землепользования и застройки, и даже установление границ территорий, на которых работают городские ТОС. Полный список по ссылке.

Статистика по ЗСО. Прислан самый полный отчет – и, обратите внимание, сколько там Тихонова. Безотносительно последнего скандала, это был один из немногих действительно работающих депутатов.
В 2017 проведено 16 заседаний областного парламента, принято 180 региональных законов, 1210 постановлений. Комитеты Законодательного Собрания провели 283 заседания, на которых рассмотрели 1687 вопросов. Непосредственно депутатами Законодательного Собрания разработан и внесен 21 закон. В Государственную Думу направлена одна законодательная инициатива и три обращения.

Итогом парламентской деятельности в 2017 году является принятие целого ряда законов и решений, необходимых региону и реально работающих на результат.

Областные законы
1). Главное и самое большое достижение года – профицитный бюджет. Впервые за постсоветский период мы планируем год без долгов. Возросли как доходы казны (48,3 млрд. рублей), так и расходы (47,6 млрд. рублей) – без учета федеральных трансфертов. В бюджете предусмотрены средства на обеспечение майских Указов Президента, главной целью которых является повышение доходов населения.

2) Внесены изменения в использование областного именного капитала «Семья». Закон расширяет возможности использования сертификата. 50% номинала (50 тысяч рублей) родители смогут направить на погашение ипотеки с момента рождения ребенка, а не ждать, пока ему исполнится три года. Мы рассматриваем этот шаг, как важнейшую меру, стимулирующую рождаемость.

3). Достижению сразу трех целей – развитию гражданского общества, благоустройства и экологии – способствует принятый в июне региональный закон «О государственной поддержке территориального общественного самоуправления в Ульяновской области».  По настоянию депутатов и при поддержке Губернатора на развитие территориального общественного самоуправления региона в 2018 году заложено 50 миллионов рублей – в два с лишним раза больше, чем изначально планировалось.

4). Одними из первых в стране мы наделили Торгово-промышленную палату региона правом законодательной инициативы, приняв в сентябре соответствующий областной закон. Это открывает новые возможности для самой организации и тех, чьи интересы она отстаивает – местных товаропроизводителей. А, значит, и для всех жителей Ульяновской области.

5). Настойчивость депутатов и взаимодействие с исполнительной властью позволило появиться в 2017 году долгожданному постановлению Правительства России о создании на территории Ульяновской области национального парка «Сенгилеевские горы». Документ способствует сохранению экологии и развитию туризма. Это очень серьезная тема, по ней еще остаются вопросы, но уже есть понимание с финансированием из федерального бюджета.

6). На прошлом заседании депутаты поддержали создание «зеленого пояса» вокруг Ульяновска. Следующая всеобщая задача – пройти необходимые законодательные процедуры и остановить необоснованные рубки насаждений с созданием лесопарковой зоны.

7). Летом текущего года было принято еще одно актуальное решение. Депутаты внесли изменения в Градостроительный Устав, касающийся  «гаражной амнистии», который облегчит жизнь тысячам автовладельцев.

8). Серьезным стимулом для развития аграрного сектора стали изменения, внесенные Законодательным Собранием в законодательство, которые разрешили муниципальным образованиям отдавать пустующие земли в аренду фермерам бесплатно, что позволит вовлечь «пустошь» в сельхозоборот.

Не совсем закон…
1). Тесное сотрудничество и постоянный контакт депутатского корпуса с федеральными структурами, в частности, Советом Федерации позволил в 2017 году решить болезненный для Ульяновска вопрос дезактивации Соловьева оврага. Проблема, насчитывающая более чем полувековую историю, наконец решена. Благодаря нашим совместным усилиям в центре Ульяновска вводится в оборот участок площадью 32 гектара и обеспечивается радиационная безопасность. Активное участие в этой работе принял наш представитель в Совете Федерации Сергей Николаевич Рябухин.

Федеральные инициативы
1). 21 июня Законодательное Собрание  Ульяновской области (по инициативе Анатолия Бакаева) обратилось к Председателям Правительства и Государственной Думы России с предложением передать с регионального на федеральный уровень полномочия по обеспечению лекарственными препаратами граждан, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями. Единогласно в нашу поддержку высказались участники Ассоциации законодателей Приволжского федерального округа. Очень важно, что и Совет Федерации нас услышал. В своем выступлении Валентина Ивановна Матвиенко предложила Президенту рассмотреть возможность централизации на федеральном уровне закупок лекарств для больных орфанными заболеваниями. Всего у нас в стране таких больных около 17 тысяч, из них порядка девяти тысяч – дети. Люди не виноваты в том, что не все они живут в богатых регионах и не все могут своевременно получать лекарства. За счёт централизованных закупок будет достигнута существенная экономия для бюджета, и налажен, наконец, чёткий учёт и контроль таких больных. Для нашей области это огромное подспорье.

2). Еще одна наша инициатива находится в работе. В 2014 году мы одни из первых в стране приняли закон «Об организации социального питания  в Ульяновской области». На протяжении последних лет наш регион является пилотной территорией по внедрению социального питания в учреждениях образования, здравоохранения и соцзащиты. У нас есть положительный опыт, который актуален и востребован в стране. И сейчас Законодательное Собрание подготовило проект федерального закона о социальном питании. (Р.А. Эдварс).

3). В 2017 году подготовлено обращение в федеральные органы с предложением как минимум на год перенести срок введения штрафов за неразмещение информации в ГИС ЖКХ. В феврале 2018 Заксобрание Ульяновской области направило председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву обращение, в котором говорится о неработоспособности и непрозрачности вводимой государственной информационной системы (ГИС) ЖКХ.  Депутаты просят пересмотреть ее концепцию, заложив в основу региональные информсистемы, и перенести сроки наступления ответственности для тех, кто не по своей вине не может занести в ГИС требуемую информацию. По мнению участников рынка, лучший вариант — сохранение существующей конкуренции информационных систем в этой сфере и предоставление собственникам жилья права выбора способов оплаты. Напомним, в конце прошлого года комитет по жилищной политике уже выходил с подобным предложением, и тогда наступление административной ответственности было перенесено на год. (Г.А. Антонцев).