Часть 1.
Часть 2.
***
Приказ Симбирского губисполкома №1 от 15.09.1918
После 2-месячного перерыва, когда господствовала контрреволюция, благодаря славным победам Красной армии свергнуты наймиты англо-французских банкиров, и губисполком имеет возможность вновь развивать свою творческую революционную работу, обслуживать интересы рабочих и крестьян Симбирской губернии.
1. С 15 сентября губисполком приступил к исполнению своих обязанностей и приказывает начать работу всем… учреждениям.
2. Служащие всех учреждений должны оставаться на своих местах до сдачи дел представителям советской власти. Уклоняющиеся будут преследоваться как соучастники контрреволюционной власти.
3. Все фабрично-заводские и частно-торговые предприятия с сего числа должны функционировать. Владельцы, не исполняющие данное постановление, лишаются предприятий, которые будут считаться собственностью СФСР.
Председатель губисполкома М.Гимов
Товарищ председателя И.Варейкис
***
ОТКРЫТИЕ ПАМЯТНИКА. (Фото 5)
(«Пролетарский путь» от 10.11.1927)
«Красноармейские колонны плотным кольцом выстроены вокруг затянутого черными и красными полотнищами памятника. Сотни знамен развеваются в колоннах профсоюзов. Идут новые и новые тысячи трудящихся мимо братских могил. Оркестр за оркестром исполняют траурные марши.
Большая площадь около Дворца книги заполнена народом до отказа. На пьедестале – председатель губисполкома т.Рыбочкин.
– Товарищи! Десять лет прошло с тех пор, когда прозвучали первые выстрелы, возвестившие человечеству, что началась новая эра, эра победы Труда… Здесь, в этой могиле, схоронены лучшие борцы, отдавшие все силы за дело рабочих и крестьян. Сегодня мы открываем им памятник…
Под звуки похоронного марша снимается с памятника креп. Выступают секретарь губкома ВКП(б) т.Верстонов, от гарнизона т.Шипов, от профсоюзов т.Самохин. …Горячо говорит тов. Шипов:
– …Буржуазия, скрежеща зубами, смотрит на то, как быстро растет и укрепляется Советский Союз. Она готовит новое нападение, но это выступление, если капитал посмеет на него, будет могилой для буржуазии. Боевая Красная армия при поддержке трудящихся всего мира победит капитал… Мы уверены, что к следующему 10-летию Октября в мире будут уже новые республики советов…
Митинг окончен. Стройными рядами расходятся все с Венца. Около Краснознаменной школы приветствуют курсантов руководители губернии:
– Да здравствует Октябрь во всем мире!..
Мощное «ура» несется в ответ. Четким, ритмичным шагом проходят войска.
На Венце гордо возвышается вновь открытый памятник, который будет свидетельствовать новым поколениям о тех, кто отдал жизнь за революцию».
Вл. Б-в
***
ПАНОРАМА «БОЙ ПОД СИМБИРСКОМ» (Фото 8)
(«Пролетарский путь» от 12.09.1938 )
«…Настала пора построить в Ульяновске памятник в честь великого события – освобождения города, памятник монументальный, достойный нашей эпохи. Какой из видов искусств должен быть призван к созданию памятника? … Была выбрана живопись. Панорама – это самый серьезный вид живописи. … В Ульяновске также следует построить панораму «Бой под Симбирском в 1918 году».
В Ульяновск ежегодно стекаются со всех концов нашей Родины десятки тысяч туристов и экскурсантов. Все они хотят знать о родине Ильича больше, чем узнают теперь. Ульяновск имеет все возможности для создания панорамы, а политико-воспитательное значение ее огромно.
Мне кажется, панораму следует построить в здании бывшей немецкой кирхи. Территориальное положение не может быть более удачным (на пути экскурсантов к дому Ленина). Внутренняя конструкция помещения… вполне удовлетворит панорамные требования. Техническая и творческая сторона мною разработана, проект выставлен в Ульяновском музее. Бригада художников готова: Остроградский, Панин, Ланков, Свиридов, Радонежский…»
Художник А.Н.Грошев, член президиума областного комитета ССХ.
***
ИМЯ УЛИЦЫ ПОДСКАЗАНО ПОБЕДОЙ
(«Ульяновская правда» от 12.09.1968)
«…Улица 12 сентября очень разная. Старые домишки с резными наличниками, лавочками у ворот и большая 4-этажная школа. Квартал воздвигаемых зданий и трогательные белоствольные березки у асфальта… Шум непрерывного потока машин и умиротворение скверов. Приливы и отливы детворы у школы, старушки на завалинках, мамы с колясками в тенистых аллеях. Любопытные туристы у памятника И.Н.Ульянову, малыши-детсадовцы в сопровождении очень строгих воспитательниц. Это не деловая официальная улица, не фабрично-заводская, не праздная, куда едут гулять… Трудно даже определить сразу, до того она разная.
Мы идем по улице с ветераном Железной дивизии, старожилом Ульяновска Иваном Филипповичем Сорокиным. Ясность первоосенья, сентябрьское солнце и редкие желтые листочки в зелени скверов. В том далеком 12 сентября было так же тихо и ласково в природе. Только не было тишины в самом городе. Под треск пулеметов, винтовок сюда, на этот перекресток, выскочил с клинками наголо эскадрон, которым командовал Сорокин. Взмыленные кони, пыль столбом… Впереди на автомобиле Г.Гай. Пулемет, установленный на сиденье, поливает огнем отступающих белогвардейцев. Мимо затаившихся домишек, Александровской больницы – к тюрьме, где томится около полутора тысяч красных…
«Слава тебе, краснозвездный герой!» – это ансамбль монументальных панно, установленный на улице 12 сентября… В честь Гая, Сорокина, их товарищей. Красные, черные, белые штрихи, тени, блики… Всадники с шашками, красноармейцы с винтовками, островерхие шапки со звездами… Мы идем по улице. Иван Филиппович вспоминает старый Симбирск. Вот здесь была «казенка». Выстраивались зимой извозчики, пили горькую на морозе прямо из запотевших бутылок. Этот двухэтажный дом принадлежал лесоторговцу. А тут стояла церковь Покрова. И была эта бывшая Сызранская улица ну чисто деревенской. Только два здания и выделялись на ней – тюрьма да церковь.
Теперь совсем другие контуры у улицы. Явно городскою стала. Зелень, асфальт, многоэтажные жилые дома. Оживленная магистраль. С силикатного завода везут на Мемориальный центр кирпич. Идут туда самосвалы со щебенкой, песком, цементом. С приборостроительного отправляются по этой улице контейнеры с приборами на железнодорожную станцию. Бегут в шашечках такси. Мчатся мотоциклы… Голос улицы особенно громок на пересечении 12 сентября и Минаева. Здесь целый квартал занят стройкой. Бухают копры, ворчат моторы машин, подвозящих материалы, перезваниваются подъемные краны.
Но за современными контурами видит Сорокин другие картины… Отблески, отзвуки старых боев. Горячая перепалка была в тот памятный день у Колючего садика. Здесь все как прежде. Только теперь не ощетинивается сквер дулами пулеметов, винтовок. По бывшей Лисиной (К.Либкнехта), где выстроились сейчас в ряд жилые дома, в здании «монопольки» засела группа отчаявшихся офицеров. Немало бойцов полегло, прежде чем выкурили их из здания. Героев потом хоронили в братской могиле на Венце. …Напротив, в сквере у могилы И.Н.Ульянова, за деревьями не слышно гула машин. Отсюда открываются дали Засвияжья: корпуса автозавода, мощные трубы ТЭЦ, завод «Автозапчасть»… Сорокин помнит другое Засвияжье. Зеленые поля, деревенские домики. Отсюда, с Конно-Подгородной слободы, шли в наступление на Симбирск красные полки…
И еще один человек провел меня по улице 12 сентября. Но это была уже мысленная прогулка. У стенда с проектом архитектор Серафим Николаевич Титов рассказал мне о будущем улицы, вернее, целого района, для которого 12 сентября служит как бы осью. На ней будут держаться 1, 2, 4, 5 кварталы, микрорайон №3. Пойдут на слом потемневшие от времени домишки, расширят дорогу, благоустроят скверы. Два новых садика, школу поставят здесь. А кварталы застроят 5- и 12-этажными жилыми домами. Это будет улица городского типа, зеленая и спокойная. Тихая будет улица. Вереницы машин покинут ее, пойдут по новой магистрали, которую проложат ближе к Свияге. Шумным останется лишь перекресток с улицей Минаева, связывающий Заволжье с Засвияжьем. Да и то, быть может, упрячут дорогу под землю. Шагайте, ребятишки, без опаски…
Те, кто погиб здесь, лежат на Венце, в братской могиле над Волгой. В честь их у обелиска вспыхнет сегодня Вечный огонь… Эта улица, как страница в книге с завязкой знаменательных событий. Без нее невозможно представить Ульяновск, как нельзя представить историю города без дня 12 сентября».
Н.Чернышева
***
ЭТИХ ДНЕЙ НЕ СМОЛКНЕТ СЛАВА (фото 9-10)
(«Ульяновская правда» от 13.09.1986)
«…Славным ясным утром задался вчерашний день. Тихий ветерок колыхал прозрачные языки пламени, шелестел в алых стягах, вставших четким строем по обе стороны обелиска из серого камня. Солнце, поднявшееся над Волгой, высветило далекие белокаменные кварталы стремительно растущего Ульяновска…
Широкой многокилометровой лентой производственных корпусов и жилых зданий протянулся к центру города проспект Гая, названный в честь первого командира Железной дивизии. Тысячи ульяновцев собрались вчера на проспекте у кинотеатра «Современник», где состоялось торжественное открытие памятника Г.Д.Гаю (Бжишкяну). Среди присутствующих ветераны партии, войны и труда, делегация Самаро-Ульяновской Железной дивизии.
У микрофона – председатель Ульяновского городского Совета В.И.Васильев. Открывая митинг, он говорит о неувядаемой славе, которой покрыла себя Железная дивизия в боях за Волгу и освобождение Симбирска…
В.И.Васильев предоставляет право открыть памятник первому секретарю Ульяновского обкома КПСС Г.В.Колбину и первому заместителю министра культуры Армянской ССР М.А.Харазяну. Разрезается лента, спадает покрывало, и взорам собравшихся открывается мужественная шестиметровая, отлитая из бронзы фигура легендарного комдива Железной. На цилиндрическом постаменте – бронзовые барельефы, изображающие сцены боевой жизни дивизии…
Слово предоставляется М.А.Харазяну; секретарю обкома КПСС В.А.Баскаковой; председателю Ульяновского комитета ветеранов войны, генерал-майору в отставке А.В.Назарову… Выступающие… выразили благодарность ЦК Компартии Армении, Президиуму Верховного Совета и Совету Министров Армянской ССР, министерству культуры республики, присутствующему здесь автору монумента заслуженному художнику Армении С.Б.Назаряну и всему армянскому народу за памятник Гаю Дмитриевичу Гаю – бесценный дар нам, ульяновцам…
Город в праздничном оживлении. Многолюдно у памятника-обелиска на площади 30-летия Победы. Здесь собираются в колонну ветераны войны и труда. Ее путь лежит к Ленинскому мемориалу, к площади имени 100-летия со дня рождения В.И.Ленина. Сюда же торжественно промарширует колонна комсомольцев и молодежи… И ветераны, и их молодая смена станут участниками многотысячного митинга-концерта «Это наша с тобой биография», кульминации праздничного торжества…
Апофеоз представления. Славится сегодняшний Ульяновск, его будущее, мир во всем мире. По экранам бегут кадры цветущей земли, ее лесов и полей… Под звуки сводного оркестра тысячи демонстрантов начинают шествие на главную площадь города – площадь Ленина. Они проходят у памятника великому земляку, они рапортуют Ленину, как в далекие годы рапортовали ему бойцы Железной. Над Новым Венцом разносятся залпы салюта.
И.Хрусталев
***
СУРЕН НАЗАРЯН, автор памятника Г.Д.Гаю в Ульяновске, заслуженный художник Армении
(«Ульяновская правда» от 18.09.1986, 16.08.1988)
«Личность Гая занимает меня много лет. Впервые я услышал о нем в 1959 году от однокашника по Ереванскому художественному училищу Рафика Айрапетяна. Он тогда уже работал в Ульяновске и приехал погостить на родину. Рассказ Айрапетяна заинтересовал меня. Глубокое впечатление оставило чтение книги А.Дунаевского «По следам Гая»…
И вот, в 1967 году в Ереване очень представительно отмечался 80-летний юбилей Гая. Был объявлен конкурс на создание памятника. …Я не мог не участвовать в нем, и хотя пришлось соперничать с известными в республике скульпторами, жюри удостоило первой премии именно мою работу. Последовал заказ на памятник. Это целый комплекс в Ереване, на улице Гая. На фоне базальтовой стены с барельефом, изображающим красных бойцов, мчащихся в атаку, – конная статуя полководца. Архитектором его был, как и в ульяновской работе, заслуженный архитектор Армянской ССР С.Гурзагян. Открытие состоялось в 1977 году. Тогда произошло мое знакомство с Александром Дунаевским. Видимо, от него и потянулась ниточка в Ульяновск, где писатель неоднократно бывал, и куда меня пригласили для творческой работы.
…Я сам, приехав в Ульяновск, выбирал место для будущего памятника. Площадь кинотеатра «Современник» оказалась как раз тем, что требовалось. Во-первых, здесь, на нынешнем проспекте Гая, проходили бои за Симбирск. И, во-вторых, памятник мог хорошо вписаться в окружающее пространство… Мне хотелось создать обобщенный образ красного командира, победителя. Именно поэтому лаконично, без проработки деталей, цельным монолитом отлита фигура полководца. Но в то же время он должен быть узнаваем… Поэтому лицо проработано более тщательно. Круговой барельеф на пьедестале с изображением боевых эпизодов, бойцов Железной дивизии должен вызвать желание обойти памятник вокруг…
Меня до глубины души тронуло внимание жителей вашего города к моей работе… Очень торжественно было открытие памятника. Сотни людей собрались у «Современника». Среди них были ветераны, делегация Железной дивизии… На митинге мне показали телеграмму, присланную родными Гая Дмитриевича Гая. В ней говорилось: «Дорогие друзья, благодарны Вам за радостное известие об открытии памятника. Всем, чтящим память отца, низкий поклон. Семья Бжишкян». Думаю, ко мне эта телеграмма также имеет отношение. И я уезжаю из Ульяновска, переполненный самыми отрадными чувствами».
***
Особая благодарность Государственному архиву новейшей истории Ульяновской области, его компетентным и отзывчивым сотрудникам за копии исторических фотографий и фотокопии картин.
_______________________
Знаменосцы Железной дивизии с Почетным красным знаменем ВЦИК, врученным в Симбирске 28 сентября 1918 года.
Государственный центральный музей современной истории России.
П.С.Картюков. «Вперед, на Самару».
Музей Ленинского мемориала.
Вступление Симбирской Железной дивизии в Самару.
Государственный центральный музей современной истории России.
На братской могиле погибших в боях за Симбирск.
«1918 год на родине Ленина» (Куйбышев, 1936).
Открытие на Новом Венце памятника бойцам Красной армии, павшим в боях за освобождение Симбирска. 7 ноября 1927 года.
ГАНИ УО. Ф.5968, оп.1, д.313,ед.хр.1.
Инсценировка боя за освобождение Симбирска во время проведения тактических занятий военных кружков ОСОАВИАХИМ. 1928 год.
ГАНИ УО. Ф.5968, оп.1, д.339, ед.хр.1.
Инсценировка боя за освобождение Симбирска во время проведения тактических занятий военных кружков ОСОАВИАХИМ. 1928 год.
ГАНИ УО. Ф.5968, оп.1, д.340, ед.хр.1
ПоделитьсяПоказать список поделившихся
А.Н.Грошев. Проект панорамы «Бой под Симбирском». 1930-ые гг.
Фотокопия. ГАНИ УО. Ф.5968, оп.1, д.121, ед.хр.1.
Открытие памятника Г.Д.Гаю. 12 сентября 1986 года.
ГАНИ УО. Ф.5968, оп.2, д.32а, ед.хр.1.
Открытие памятника Г.Д.Гаю. 12 сентября 1986 года.
ГАНИ УО. Ф.5968, оп.2, д.32а, ед.хр.3.
СЛАВА ЛЕНИНУ!
Под зад белую сволочь!
Русский ульяновец
Чемоданчик для ГУЛАГа уже собрал, краснопузик?
НЕрусскому синбирцу
Что ж тогда ты вечно льёшь тут сопли,жалясь на нынешнюю власть?
И Красные ему плохи и белые)
Русский ульяновец
Правильно. Давайте ещё поставим памятники тем евреям и латышам, которые у нас на Венце похоронены. Нам ведь мало памятника вьетнамскому вождю Хо Ши Мину и улицы немецкой коммунистки Розы Люксембург.
Реактор
Так, памятник погибшим и похороненным на Венце уже давно стоит и “вечный огонь” горит на братской могиле… Почти напротив краеведческого музея.