Грозит ли нам торжество «дипломообретателей»? Вот вопрос, который все чаще и чаще возникает ибо все чаще и чаще мы сталкиваемся просто с «дипломоносителями», кандидатами «неких наук», обладателями «корочек» – но отнюдь не с профессионалами, знатоками своего дела.

Это , увы,не моя фантазия, и не только мой личный жизненный опыт. Можете хохотать, но был со мной такой случай . Летел в командировку, накануне в одной из широко известных поликлиник срочно поставили пломбу…Молоденькая улыбчивая врачиха все пыталась умять пломбочку в дупло –не поверите? – не инструментом_ а пальчиком.Я пытался ей что-то объяснить- но и она , и я сильно спешили…

В результате пломба вылетела со своего места прямо в самолете. Стюардесса посмеялась:

– Хорошо, что она еще борт не пробила…

Короче говоря, размышляет на тему ,весьма актуальную в связи с началом учебного года преподаватель вуза и Санкт-Петербурга, знающий проблему великолепно.

Добавлю: ульяновских авторов на злободневную тему не нашлось.

Жан Миндубаев.

****

Откуда берутся неучи?

Лет десять назад я мрачно пошутила: хорошо, что мы готовим не медиков, а гуманитариев. Они при недостаточной образованности хоть меньше вреда могут нанести.

На эту мысль меня натолкнул визит к врачу по поводу сильного кашля. Молодая и очень уверенная в себе терапевт раздраженно меня прервала, когда я пыталась обозначить свои проблемы.

Диалог был таким:

– Все болезни от эстрогенов! Не надо есть мясо, рыбу и все животное, и никаких болезней не будет!

– Но кашель, доктор! Прослушайте меня, может быть у меня бронхит?

– Бронхит есть. Но антибиотики не выпишу! Будете пить сироп подорожника десять раз в день через два часа после еды! – очень недовольно отрезала врач.

И я поняла, что она не шутила. Мое возражение, что в сутках всего 24 часа, из которых восемь уходят на сон, только подлило масла в огонь:

– Математику хорошо знаете? Я вообще отказываюсь Вас лечить! Имею право!.

Напоследок я ее все-таки спросила, где она училась. Хотелось знать этот доблестный вуз, где рождаются такие кадры. Уж очень непрофессионально она себя вела, и ее назначения и суждения были далеки от общепринятой практики. Ответа я, конечно, не получила.

Традиционное лечение мне в итоге назначили ее более старшие коллеги, а я утвердилась в мрачной правоте одной из шуточек, которая гласит: «Пациент нуждается в уходе врача! И чем дальше врач уходит, тем лучше для больного»… Совершенно ясно, что любой недостаточно образованный специалист – это угроза и для отдельного человека, и для общества в целом. И здесь дело даже не в том, чему учат в высших и средних учебных заведениях, а в том, как учатся, чего хотят молодые люди, которые решили стать теми или иными специалистами. Говоря проще: чему учим – и как учатся молодые люди сегодняшнего дня? Не все ,конечно – -но попытаемся определить тенденции процесса. Мой двадцатилетний опыт преподавания и работы в почти десятке вузов Ульяновска и Санкт-Петербурга позволяет увидеть некоторые наметившиеся тенденции в сфере обучения. Сейчас принято говорить о снижении уровня образованности выпускников школ, о незнании ими многих фактов истории, произведений литературы и искусства, достижений национальной и мировой науки и культуры.

У абитуриентов сильно хромает грамотность, иногда они с трудом выражают свои мысли и не могут рассуждать логически. При этом они крайне изобретательны по части развлечений, легко осваивают любые новшества в области компьютеров, смартфонов и других «дивайсов»; собаку съели на виртуальных играх и всяких «прикольных» интернет-возможностях. Все это так. Но и в наше время были нерадивые троечники и второгодники, не всем давалась физика и математика, кто-то постоянно срезался на вступительных экзаменах в институт, кого-то отчисляли за неуспеваемость на первых курсах. И даже тогда, при жёстком отборе знающих и желающих учиться, попадались не очень грамотные врачи, учителя, инженеры. Но их было меньшинство. Сито вступительных экзаменов работало. Чтобы их сдать поступающий должен был не только знать предмет, но и уметь грамотно писать, логически мыслить, правильно говорить.

Достославный ЕГЭ почти лишил нынешних выпускников этих навыков. Прежде абитуриент не мог поступить в вуз с двойками, а в некоторые – и с тройками. А сегодня при наличии платного высшего образования это вполне реально. И меня пугает перспектива, что мост, здание, эстакаду и прочие сложные капитальные сооружения может спроектировать инженер, который поступил в вуз всего с 24-мя баллами (из 100) по математике и 36-ю – по физике (фактически с двойкой и с тройкой), а сопромат, базовый для инженера предмет о свойствах материалов он проходил в урезанном объеме или даже получил перезачет после прослушанного в Интернете базового курса.

Все это отнюдь не преувеличение. Именно с такими баллами в ряде технических вузов Петербурга можно пройти на бюджетные места технических факультетов, там же практикуется изучение ряда предметов на основе видео курсов в Интернете, правда, пока не по дисциплине «Сопротивление материалов».

Я временами сталкиваюсь с ситуацией, что студенты-гуманитарии, особенно из числа тех, кто учится на коммерческой основе, то есть за деньги, не могут пересказать только что прочитанный текст. Соответственно, они даже не пытаются написать своими словами доклад или реферат, а предпочитают прочитать то, что выудили из Интернета. Обременять свою память, как они, порой, считают, ненужными сведениями, им не хочется.

И хотя их интересует высокая отметка в зачетке (неважно- заслуженная или нет) – и многие с первого дня в вузе готовятся получить «красный» диплом, то есть с отличием все же корпеть над книгами большинство не приучено, думать о предмете изучения любят единицы, анализировать прочитанное тоже немногим по плечу, формулировать свою аргументированную точку зрения под силу далеко не всем. Более того, многие хотят получить в процессе учебы готовые ответы на всё; нередко даже успевающие студенты просят дать им план ответа на экзаменационные вопросы!

И это в высшей школе, выпускники которой должны уметь сформулировать собственную позицию по любому вопросу на основе имеющейся информации! В средних специальных учебных заведениях студенты получают сегодня не только тему курсовой работы, но и подробно расписанный план.А ведь с этим в мою школьную бытность легко справлялись пятиклассники при написании сочинений. В курсе русского языка составлению плана повествования тогда уделяли большое внимание. Теперь же структурирование мысли стало проблемой для обучающихся и в вузах, и в колледжах.

Но чему же удивляться? Ведь и преподавателей сейчас нацеливают не на обучение, а на оказание образовательных услуг. Значит, надо учитывать пожелания заказчика, опасаться его жалоб на основе закона о защите прав потребителей. Студент – сегодня клиент, а он всегда прав, и его желания, как гласит, торговая мудрость, это закон. Чего же ждать от студиозуса, даже, если он учится за государственный счет? А уж если за свой!? Недаром одна коллега-профессор как-то в сердцах сказала о нерадивом студенте, не готовом к экзамену: «Он смотрит на меня, как на бифштекс, который заказал! Я ему говорю, что он не знает материал, а в ответ слышу: так вы меня научите!»

И в ряде вузов, где много обучающихся на коммерческой основе, этому подыгрывают организаторы учебы. Настоятельно рекомендуют не ставить неуды на экзаменах. Если ученик не знает, советуют озвучить ему все, что он должен был рассказать, отвечая на билет, и поставить тройку. Мотивируют это какими-то показателями учебного заведения, но понятно, что при платном образования для значительного числа студентов, кто же захочет терять доходы от этой деятельности? Вот такие товарно-денежные отношения…

Добил меня рассказ знакомой преподавательницы уважаемого питерского экономического вуза. На экзамене по экономической географии студентка хорошо ответила на вопрос о развитии промышленности в Азии, но не смогла показать на карте ни одного континента. А ведь она окончила не церковно-приходскую школу…

Сегодняшние студенты готовы слушать то, что им дается на занятиях, именно слушать, а не изучать, не «грызть гранит науки». Но они хотят все получить либо в строго утилитарном виде (только то, что нужно для ответа, для решения конкретной задачи, а не для знания и понимания), либо в увлекательном, почти популярном варианте.

Идет постоянное вынужденное смешение обучения и просвещения. Мне даже как-то в одном коммерческом вузе сказали, что их студенты ждут, что преподаватель будет с ними работать, как артист, необычно, зажигательно. Речь шла о взрослых людях, которые получали второе высшее образование. Поэтому я уже не удивилась, когда в одной студенческой группе услышала просьбу на семинаре, к которому многие не подготовились: «А Вы расскажите нам что-нибудь!»

И я поняла, что сегодняшние студенты – это полноценные потребители отечественного образца со всеми вытекающими последствиями. И они все воспринимают как потребители, в том числе и государство, и власть, и социальные институты, и законы. При этом они – очень недовольные и требовательные клиенты государства, которое им должно, и должно все, а они ему – ничего! Они уверены, что достойны лучшей жизни, все время кивают на Запад, где они бы уж точно были бы ого-го, в полном шоколаде! Иногда затевают дискуссии с главной идеей, что так жить больше нельзя, надо менять власть, и ни слова не говорят о том, что надо что-то менять в себе, что-то делать самим…Однако, именно этого и следовало ожидать при наших бесконечных реформациях в системе образования. Каков посыл общества, каков социальный заказ, таков и результат.

Или это только «испытание достатком, болезнь благополучного общества»?

Конечно я не хочу сказать, что все не очень прилежные студенты обязательно пополнят ряды невостребованных держателей дипломов о высшем образовании. Многое зависит от их личной мотивации и интересов. Увлеченные люди достигают немалых успехов. Иногда в русле полученного образования, иногда – вне его. Я с удовольствием вижу, что молодого человека, который был среди моих студентов, теперь время от времени показывают по телевидению, иногда рядом с президентом. Он – организатор работы поисковых отрядов и автор необычных документальных интерактивных музейных экспозиций о Великой Отечественной войне. То, что он делает – это новое, очень нужное, слово в музейном деле. Достижения другого учившегося у меня выпускника немного озадачивают. Все-таки по диплому он должен был стать специалистом по связям с общественностью. Но отличился в американской порно-киноиндустрии, получив в США четыре высших награды за лучшую мужскую роль в фильмах для взрослых. Как говорят, спрос рождает предложение!
Но кто формирует спрос? Я не драматизирую ситуацию, хотя и оптимизмом не пылаю. Пока еще все не так плохо. Большинство молодых читают, хотя нередко это чтиво, а не достойная человека с высшим образованием литература.

Но тут есть над чем работать. Многие все-таки нацелены на учебу, хотя ряд их способностей вовремя не развиты еще в школе, но учиться никогда не поздно. Важно только осознать эту необходимость.

Но как это сделать, если на днях по одному из центральных телеканалов проходила дискуссия серьезных общественных деятелей, которые обсуждали тезис, что через десять лет высшее образование будет ненужным? В чьем больном воображении родилась эта мечта? Не иначе в головах работодателей, которым проще и дешевле иметь дело с роботами, а не с живыми людьми. Есть не просят, на условия труда не жалуются, работать могут хоть круглые сутки. Понятно, что погорячились организаторы дискуссии. Но осадочек остался! И только ли у меня? Тем не менее, я убеждена, что образованность и недообразованность – это добровольный выбор человека, с ранних лет. Эта мотивация рождается в семье, поддерживается в школе, укрепляется менталитетом общества. Именно этот выбор определяет личностное созидательное начало каждого, выражает его осознанную гражданскую позицию, становится формой осознанного жизненного противостояния.

Не пора ли нам возрождать культ учебы, еще совсем недавно властвовавший в нашем обществе? Чтобы потом не было мучительно больно, оказавшись во власти воинствующих полуобразованцев. А?

Мария Козлова, кандидат наук,преподаватель вуза.

Санкт-Петербург, специально для Клуба «Симбирский глагол».