У большого количества объектов культуры Ульяновской области, которые нужно приводить в порядок, нет хозяина. Об этом сообщил в ходе экспертного совещания руководитель управления по охране объектов культурного наследия региона Шарпудин Хаутиев. Среди них – церкви, памятники и усадьбы. Также обсуждался вопрос сохранения исторической среды Ульяновска. В частности, присутствовавший на совещании краевед Сергей Петров напомнил, что для этого создано целое управление, которое уже готовит, по его мнению, «опасный» документ. Нет хозяина Совещание в пятницу провел Общероссийский народный фронт Ульяновской области. В нем участвовали представители управления по охране объектов культурного наследия региона, общественных организаций, научного экспертного сообщества, активисты регионального штаба ОНФ. «На мой взгляд, одна из серьезных проблем – даже не застройка исторической части города, а наличие объектов, которые не имеют ни собственника, ни балансодержателя», – считает руководитель управления Шарпудин Хаутиев. По его данным, всего около 200 храмов на территории Ульяновской области отнесены к объектам культурного наследия, и более 80 процентов из них не имеют собственника, а это означает, что у здания нет охраны и структуры, которая бы за ним следила. Так, на этой неделе было проведено выездное совещание по ремонту и реставрации Покровской церкви 1897 года в селе Карлинское (Засвияжский район Ульяновска). Это объект культурного наследия регионального значения, здесь необходимы работы по замене кровли, усилению фундаментов, покраске фасадов. «Однако местная православная организация «Храм Покрова Пресвятой Богородицы» не имеет правоустанавливающих документов на это здание. Управлением будут оказана юридическая помощь в оформлении храма в собственность религиозной организации», – отметил Хаутиев. Как так получилось, что здания остались без хозяина? Как объяснил Шарпудин Хаутиев, во времена СССР во многих из них были склады, совхозы, но после распада страны здания оказались невостребованными. «Но у каждого объекта должен быть хозяин. По действующему законодательству, органы местного самоуправления обязаны поставить такие объекты на учет как безхозяйные. Они должны обратиться в управление федеральной регистрационной службы, и если никто не заявит права на данный объект, оформить его в муниципальную собственность. А в дальнейшем передать его религиозным организациям. Эту работу мы ведем с 2008 года. Там, где органы местного самоуправления не принимают таких мер, направляется обращение в прокуратуру, суд, таким образом, мы понуждаем их заниматься этими вопросами, потому что это их прямая обязанность. Неоднократно проводили работу с муниципальными властями, говорили о необходимости этого. Но, чтобы делать это, нужно заказывать кадастровые паспорта и прочие документы, а у муниципалитетов средств не хватает». Есть здесь еще и правовой пробел, говорит руководитель управления: органы местного самоуправления могут потратить средства только на те объекты, которые находятся у них в собственности. «На Всероссийском съезде этот вопрос поднимался. Говорилось о необходимости дать более широкие полномочия органам местного самоуправления, чтобы они принимали безхозяйные объекты, не нарушая бюджетное законодательство». Сегодня ведется работа по постановке на учет в отношении 18 бесхозяйных объектов, среди них – церковь во имя Дмитрия Солунского (Базарный Сызган), церковь в честь Святой Троицы, церковь Николая Чудотворца (Барышский район), церкви в Мордовской Темрязани, Малой Хомутери, Оськино, Головино, Никулино. Среди объектов без хозяина – не только церкви, но и также есть усадьбы и памятники. По словам Хаутиева, после того, как объекты будут оформлены в собственность, появится возможность получить государственные субсидии на их восстановление. Кроме того, объекты без хозяина подвержены разрушению и даже уничтожению, как, например, это произошло с усадьбой Анненковых, которая сгорела в 2004 году. «Это результат безхозяйности. Но сейчас население на местах проявляет активность. Например, в Елшанке зарегистрировано юридическое лицо, оформлен в собственность храм, его начали восстанавливать». Руководитель управления рассказал о первом судебном прецеденте по этой теме, когда у собственника здания на улице Ленина 138/8, который не принимал мер по поддержанию его в должном состоянии, изъяли объект и выставили на торги. «Но мы не преследуем цели изымать объекты, это крайняя мера. Важно найти ответственных хозяев, которые бы делали хотя бы поэтапную реставрацию». Шарпудин Хаутиев напомнил также про проект «Историческая недвижимость Ульяновской области», направленный на привлечение людей, которые могли бы выкупить усадьбы и привести их в порядок. Как работать с исторической средой? Архитектор Олег Владимиров представил свое видение проблемы застройки в исторической части города. Здесь он видит две проблемы – отношения с крупными государственными и частными корпорациями, а также отношения со средним и малым бизнесом, которые хотят инвестировать в историческую среду. Говоря о первой проблеме, Олег Владимиров привел в пример ситуацию с Суворовским училищем в центре Ульяновска, из-за закрытой территории которого недоступен прямой проход с улицы Гончарова на Кузнецова и Спасскую. По его словам, этот вопрос поднимается уже давно, но он никак не решается. В итоге эта городская территория изолирована за забором, а жители не имеют возможности комфортно перемещаться. Олег Владимиров порекомендовал ОНФ обратиться к министерству обороны РФ по поводу решения этого вопроса. Что касается бизнеса, который хочет что-то строить рядом с объектами культурного наследия, то, по словам Владимирова, здесь может быть три подхода: две крайности – все снести и построить новое или запретить что-либо сносить и менять; и третий – найти компромисс. У каждого подхода есть свои проявления и в нашем городе. Свое мнение об исторической застройке высказал и руководитель управления. «Сегодня нет единого, четкого понимания, по какому пути пойти, – считает Шарпудин Хаутиев. – Либо при строительстве и реконструкции повторять изначальную архитектуру, либо не пытаться копировать историческую застройку. Нет согласия в этом плане. Нужно находить компромисс, не впадать в крайности». Кроме того, по его мнению, Музею-заповеднику «Родина Ленина» необходимо разработать концепцию градостроительного развития. Жилые объекты культуры Шарпудин Хаутиев назвал еще одну проблему, актуальную для Ульяновска. «Вызывают опасения многоквартирные жилые дома, которые являются объектами культурного наследия. Например, дом на Льва Толстого, 61. Люди там живут, их можно привлекать к административной ответственности без конца, но главную задачу – поддержания здания – мы так не решим. В этом доме даже управляющей компании нет». По мнению руководителя управления, необходимо разработать государственную программу поддержки для таких домов (например, реставрация фасадов), так как зачастую у людей просто нет средств на поддержание в должном состоянии объекта культуры, в котором они живут. Хаутиев отметил, что этот вопрос будет изучен и поднят на федеральном уровне. “Опасный” документ Краевед Сергей Петров напомнил, что в Ульяновске недавно создано Управление по развитию исторической части города. По мнению краеведа, разрабатываемый проект концепции благоустройства исторической части Ульяновска является «опасным» и его надо обсудить и доработать, а также по-другому назвать, например, программой сохранения и приумножения культурного и исторического потенциала. Он отметил, что в нем слишком много внимания уделяется малым архитектурным формам, вплоть до урн, и за этим теряется, собственно, историческое наследие. Сергей Петров предложил сосчитать все дома до 1917 года, сохранившиеся в Ульяновске, определить, что такое “историческая улица”, и разработать четкую программу действий. «Пока же это опасный, подрывной документ, который позволяет сделать с городом то, что хочешь. Ведь если не бить по рукам, у нас везде будут построены супермаркеты и 24-метровые башни». Однако присутствовавшие на совещании эксперты заверили, что концепция еще будет обсуждаться. По итогам совещания эксперты напишут свои предложения по проблемам развития исторической части города, которые будут направлены для включения в федеральные программы. Юлия Узрютова |
|