Вчера продолжилась череда политических сенсаций. Фактически, было подтверждено окончательно: в политической системе назрели системные изменения. Мы показавшуюся наиболее значимой федеральную оценку и задали ульяновским экспертам вопрос:
В двух регионах вчера прошли губернаторы от оппозиции. Чуть ранее аналогичный процесс наблюдали в различных регионах и на других уровнях выборов. насколько это носит системный характер? Ваша оценка политических процессов в перспективе предстоящих через два года выборов в гордуму Ульяновска?
Как видим, процессы носят общефедеральный характер. Вынесем значимое из аналитики “по горячим следам” от канала “Холмогоров”:

“Сегодня прилетела беспощадная и жестокая кара за практику технических кандидатов-манекенов-спойлеров.
Аж два “случайных человека” могут оказаться во главе регионов вместо ер-овских “сильных профессионалов-управленцев”.
В битве андроидов и манекенов победили манекены и ситуация очень напоминает знаменитый анекдот.

Седовласая дева отдыхала на веранде со своим любимым котом, раскачиваясь в кресле, как вдруг появилась фея и вызвалась исполнить три ее самых заветных желания.
— Хм…, — недоверчиво произнесла старушка, — если ты не шутишь, тогда преврати это кресло в золото.
Желание было исполнено. И старая дева попросила исполнить еще два других.
— Преврати меня в молодую привлекательную девушку, — сказала она. И это ее желание исполнилось.
— А теперь, — сказало юное создание, — преврати моего кота в молодого стройного брюнета.
В третий раз взмахнула веером фея, и на том месте, где находился Кот, возник молодой черноволосый красавец. Он медленно подошел к бывшей старой деве, крепко прижал ее к своей груди и с горечью промолвил:
— Теперь, небось, жалеешь, хозяйка, что меня кастрировала…

Два десятилетия системную оппозицию селекционировали так, чтобы там не было и не могло быть людей пригодных к управлению регионами и выращивали из них людей без лиц.
Теперь, назначая очередного спойлера, придется всегда иметь в виду, что он может оказаться губернатором.
Соответственно встанет вопрос о грамотном подборе кадров не только во власти, но и в оппозиции.
Заодно поплатились за полную кастрацию минимально ярких политиков еще в одном отношении. Проблема не только в том, что манекены непригодны, но и в том, что в случае протестного голосования по принципу “за кого угодно кроме” они более избирабельны, чем “яркие фигуры”, которые имеют свои недостатки и чем-то напрягают. А человек без лица он и есть человек без лица, серый и надежный. Суя бюллетень за него избиратель не испытывает никакого страха и против него почти невозможно вести контркампанию.
Скажем во Владимире оставшись против Шевченко Орлова вполне могла бы выборы выиграть, так как контркампания против него могла бы вестись совершенно шикарная. Я буквально вижу _как_. А против Никого шансов не было никаких”.

К Ульяновску:

Руководитель Регионального исполнительного комитета Ульяновского Регионального отделения Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Константин Долгов:
– Выборы в гордуму Ульяновска – это будет совсем другая история, другой уровень выборов. Избиратели, на самом деле, довольно четко для себя это разделяют. Понятно, что сложные реформы, которые предложило правительство, и Госдума, которая в итоге в первом чтении поддержало, в большей части фракция Единая Россия – вызвали массу протеста. Это голосование тоже отчасти как следствие данных принятых решений. Но проецировать это на ситуацию, которая произойдет через 2 года на выборах в нашу гордуму, думаю, пока преждевременно. Совершенно очевиден запрос на обновления, из этого исходя, мы будем готовить ту кампанию, которая нам предстоит.

 

 

Президент регионального фонда профессиональных исследований РАПИР Дмитрий Травкин:  

– Про системный характер говорить бы не стал, назвал бы это тенденцией текущего политического сезона. Мне кажется, что голосование избирателей в тех регионах, где выборы состоялись, показывает накопившееся недовольство населения. С одной стороны, это неприятие тех политических управленческих решений, которые можно связать с грядущей пенсионной реформой. И мне кажется, люди увидели в выборах форму канализации своего протеста и недовольства. Голосовали, на мой взгляд, не за кандидатуру, а против тех людей, которые считались фаворитами избирательной кампаний. Насколько будет эта тенденция продолжаться, зависит от федеральной политической повестки, и по большей части связана с экономикой, которую ощущает на себе население. Большинство замечает ухудшение материального положения и прогнозирует дальнейшее ухудшение в связи с принятием пенсионной реформы в её нынешнем виде.

По прогнозам – никто точных не даст. Нынешняя политическая ситуация находится, как это принято говорить в экономике, в волатильном состоянии. Разве мог кто-нибудь год назад предвидеть тенденции, которые сложились на губернаторских выборах? Но есть два но: во-первых, люди будут искать формы выражения своего если не протеста, то неприятия изменений, которые их не устраивают. Выборы станут неким спусковым клапаном. При этом значительная часть людей отдает себе отчет в том, что те, за кого они проголосовали на сентябрьских выборах, – не то чтобы не те люди, с которыми они связывали свои надежды: они не знали ни программ, ни профессионального опыта, ни биографию кандидатов. Особенностью этого голосования было голосование на эмоциях. Их можно проявить, но что делать дальше? На месте оппозиционных партий я бы не обольщался, а занимался качественной профессиональной подготовкой своих кадров. Другой момент, неприятный для оппозиционных партий, в том, что люди понимают, что нынешняя политическая конфигурация сделала действия оппозиции не попыткой защитить интересы своего избирателя. Люди начинают воспринимать деятельность оппозиционных партий как борьбу за власть, они не соотносят их действия с защитой собственных интересов. У нас в Ульяновской области следует обратить внимание на тот факт, что за КПРФ проголосовали десятки тысяч человек, а на митинг против пенсионной реформы вышли сотни. Требования за отставку федеральных и региональных властей воспринимаются не как борьба за интересы, а борьба за власть и использование политических моментов в укреплении своих позиций. Это путь в никуда для оппозиции, на мой взгляд.

Председатель экспертного совета Фонда “РАПИР”, доктор политических наук Нина Дергунова:
– На два года вперед, это очень сложно. Сейчас мы понимаем, что ситуация связана с пенсионной реформой. Негатив людей выливается в протестные голосования за любую другую партию, кроме Единой России. Если наше правительство сможет более эффективно заняться экономикой и начинать повышать заработную плату, то ситуация нормализуется. Если этого не произойдет, т.е. начнется пенсионная реформа, которая ухудшит положение многих людей, не будет повышения заработной платы, не будет значительного роста экономики, то эти протестные настроения продолжатся. В 2020 году это может отразиться и на выборах в Городскую Думу. Еще один фактор для Ульяновской области – нужно будет посмотреть, как начнет работать законодательное собрание VI созыва. Насколько себя по-умному проявит оппозиция. К “Единой России” одно отношение и за ней будут смотреть, но совсем другие ожидания от КПРФ и частично от ЛДПР. Если они не смогут за 2 года показать ничего хорошего, если “ЕР” их втянет только в межличностную борьбу и резные “спектакли” на заседаниях ЗСО, то наступит некоторое разочарование. Выбрать – выбрали, но толку от этого никакого. Тут могут быть разные ситуации. Пока однозначно сложно говорить. Мы еще не знаем итогов, которые будут подведены партией “Единая Россия” и Администрацией Президента. Могут смениться определенные фигуры. У нас пока лидером регионального отделения партии “Единая Россия” остается Анатолий Бакаев. Он ушел со всех постов законодательной власти, но он остался лидером регионального отделения. Это вообще нонсенс. Если мы идем по общепринятому образцу, то победившая партия и ее лидер должен возглавлять либо фракцию, либо Законодательное собрание. Он отовсюду ушел. Это говорит о том, что еще будут подведены результаты выборов генеральным советом партии и здесь возможны смены. И, соответственно, будут подведены итоги Администрацией Президента. Могут быть сделаны определенные выводы в отношении федерального инспектора, губернатора или его команды. Давайте подождем. На 2020 год еще рано загадывать. Нужно дождаться также 2019 года, когда начнется реформа, насколько она успокоит пенсионеров и когда мы почувствуем определенные положительные эффекты от нее. Нам же преподносят, что реформа была проведена для того, чтобы дать толчок развитию экономики. Посмотрим, насколько это реально будет связано.