В регионе имеется около полутора тысяч объектов культурного наследия. По словам представителей областного Управления по охране культурного наследия, в
2015 году финансирование на ремонтные работы уменьшилось почти в десять раз по сравнению с 2014 годом – с 229 млн до 22 млн руб. В этом году на работы по сохранению объектов заключены контракты на сумму более 130 млн руб. Также по программе «Развитие культуры, туризма и сохранения объектов культурного наследия в Ульяновской области на 2014-2020 годы» на сохранение и государственную охрану культурного наследия предусмотрено 8 млн рублей, из них 50% – на субсидирование ремонтно-реставрационных работ.

Чтобы принять участие в субсидировании, необходимо наличие владельца объекта культурного наследия. Зачастую собственники или арендаторы отсутствуют или они формально имеются, но средств на содержание или ремонт нет. Большинство бесхозяйных объектов – церкви: из 200, расположенных в области, более 80% не имеют собственника. В итоге объект не может участвовать в программах по сохранению культурного наследия.

«Мы вместе с руководством управления по охране культурного наследия посетили Храм Покрова Пресвятой Богородицы со 120-летней историей. Этот объект культурного наследия регионального значения является ярким образцом псевдорусского направления архитектуры. Выяснилось, что здесь необходимо заменить кровлю, усилить фундамент, окрасить фасад. Эти работы можно
осуществить в рамках государственной программы по предоставлению субсидий на восстановление объектов религиозного значения. Однако владельца нет, храм бесхозяйный. В ближайшее время батюшка займется оформлением документов. В ходе обсуждения темы эксперты предложили разработать отдельную федеральную государственную программу по реставрации объектов культурного наследия религиозного назначения», – рассказала активист регионального отделения ОНФ Оксана Игнатьева.

Заслуженный архитектор Ульяновской области, профессор Международной академии архитектуры в Москве Олег Владимиров рассказал о проблемах, возникающих при инвестировании частными компаниями в строительство в исторической среде города:

«Сегодня инвестиционный климат в регионе непривлекательный, ситуация на грани административного коллапса: заказчиков отпугивают непонятные правила игры и риски, возникающие в ходе реализации их проектов. Инвесторы руководствуются своими ценностными установками, порой не совпадающими с требованиями экспертного сообщества. В результате подобные споры разрешаются только в судебном порядке. Необходимо законодательно повысить статус архитекторов и реставраторов, а также усилить роль экспертного сообщества при проведении инвестиционной деятельности в исторической среде города. Предлагаю цивилизовано привлекать частные инвестиции в сферу сохранения объектов культурного наследия. Если компромиссные решения не будут найдены, то продолжится практика «полукриминального» уничтожения объектов культурного наследия и разрушения целостности историко-культурной среды».