Руководитель Ульяновского УФАС России Геннадий Спирчагов на пресс-конференции отметил, что государственные структуры, компании с госучастием занимают те ниши, где мог бы работать малый и средний бизнес, фактически вытесняют его с рынков и монополизируют эти рынки. Как следствие, по словам Спирчагова, идёт процесс картелизации конкурентных сфер экономики, подрываются предпринимательская инициатива и стимулы к открытию своего дела.

В частности Спирчагов сообщил, что в УФАС поступили жалобы по двум делам: в отношении ООО, которое работает сфере организации культурно-массовых мероприятий, и АНО, связанном с безопасностью города.

“Мы 3 месяца изучали материалы дела, собрали весь массив документов, специалисты готовятся выносить решение. Скажу лишь, что в обеих делах есть явные признаки нарушения законодательства”, – уточнил руководитель ведомства. Портал “Улновости” пишет, что речь идет об организациях «Улконгресс» и АНО «Цивилизация».

Спирчагов отметил, что специалисты ФАС и УФАС обеспокоены сложившейся тенденцией ухода государственных заказчиков от использования 44‑ФЗ «О контрактной системе», в связи с чем были проанализированы также иные способы «обхода» обязательных торгов.

В ведомстве привели четыре примера иных способов «обхода» требований 94-ФЗ и 44-ФЗ:

Первый – до вступления в силу 223-ФЗ субсидии выделялись  МАДОУ, ОГАУ и иным учреждениям на закупку таких товаров, работ, услуг,   заказчиками которых должны были выступать лица, на которые распространялся 94-ФЗ. Таким образом администрация Ульяновска без проведения торгов передала детскому саду “Медвежонок” в 2011 году 50 млн рублей на капремонт. Аналогично администрация Инзы передала муниципальному автономному учреждению культуры «Учреждение культуры» более 50 млн рублей на строительство ФОКа. В 2012-2013 годах областное правительство передало свыше 100 млн рублей из 300 млн запланированных  ОГАУ «Электронный Ульяновск» на создание геоинформационной системы 3Д-ГИС.

Второй способ – использование незаконных оснований заключения контракта с единственным поставщиком (по ст. 93 44-ФЗ). В частности, заключение контрактов по п. 3 ч. 1 на выкуп 7 детских садов с лицом, с которым заранее была достигнута договоренность о строительстве здания (8 дел о нарушении статьи 16 за 2016-2017 годы, возбуждено 7 уголовных дел). Ещё один пример – заключение контрактов по п. 9 ч. 1 в связи с возникшей чрезвычайной ситуацией и в ее отсутствие между администрацией Инзенского района и ООО «КотлоТехСервис» на модернизацию котельной в Инзе в 2009 году, между региональным правительством м администрацией Чердаклинского района на ремонт водозабора и сетей водоснабжения.

Третий способ – выделение субсидий МУПам нормативными правовыми актами при том, что фактически администрацией выполнялся  заказ данным МУПам на определенный вид работ по содержанию, ремонту, капитальному ремонту объектов, а предприятия выполняли работы в соответствии с этим заказом и предъявляли их стоимость к оплате за счет субсидий (два дела в отношении администрации Ульяновска в 2014 году).

Четвертый способ – передача существующим либо вновь созданным органами государственной власти и местного самоуправления АНО с целью передачи им функций заказчика, в связи с тем, что на АНО не распространяется 44-ФЗ и 223-ФЗ и АНО имеет возможность заключать договоры без каких-либо конкурентных процедур (сотни миллионов рублей). Дела расследуются.

“Проще работать «со своими ГУПами и МУПами», чем выбирать эффективных исполнителей на конкурентном рынке. Такие действия ведут к росту бюджетных расходов и низкому качеству продукции. В конечном итоге от этого страдают потребители, то есть граждане России, – отметил Спирчагов. – Ликвидация неэффективных ГУПов и МУПов – общероссийская тенденция, стимулируемая федеральной властью. По данным ФАС России программа сокращения ГУПов, МУПов и ОГУПов ведется с 2014 года. Но почему-то их число на сегодняшний день возросло. В 2014 году – 13 тыс. ГУПов, МУПов, ОГУПов, в 2018 – 21 тысяч. Таким образом, бюджетные средства переходят в ГУПы, МУПы, АНО чтобы затем закупить необходимые товары или услуги без проведения торгов, т.е. в обход конкурентных процедур”.