Часть 1: «Новая маршрутная сеть трамваев».

Часть 2: «Транспортно-пересадочные узлы»

Часть 3: «Новая сеть троллейбусов»

В период с 2003 по 2006 годы, в связи с остановкой ряда крупных муниципальных автотранспортных предприятий, вынужденно началось формирование маршрутная сеть коммерческого транспорта, что привело к насыщению города различными автобусными маршрутами, без учета распределения транспортных и пассажирских потоков и коэффициента дублирования маршрутной сети. К 2007 годам их количество достигло до 200 маршрутов. Все эти маршруты, несмотря на то что, сильно накладывались друг на друга, создали дисбаланс на рынке перевозок, вытесняя автобусы большой вместимости и электрический транспорт. Указанные проблемы были не только в Ульяновске, но и повсеместно по всей стране.

Неравноправная конкуренцию между видами транспорта привела к захвату значительной доли рынка перевозок коммерческими перевозчиками. Борьба за пассажира в сегменте коммерческого транспорта вынудила перевозчиков к сокращению интервалов движения автобусов, а нехватка пассажиров для такого количества маршрутов – к выбору автобусов малой вместимости.

На сегодняшний день городская автобусная маршрутная сеть состоит из 77 автобусных маршрутов, 12 из которых являются сезонными.

Сейчас как видно, по различным причинам, количество маршрутов самопроизвольно сокращается. Только за два последних года закрылись такие маршруты как № 2, № 39, № 98 и т.д.

На сегодняшний день, ряд маршрутов: № 3, 6, 12, 15, 31, 37, 59, 61, 66, 69, 72, 73, 75, 81, 84, 87, 88, 91, 99, 100, находятся в тяжелом финансовом положении, что в ближайшей перспективе приведет к прекращению их работы, по причине не способности конкурировать в маршрутной сети города. Указанная тенденция будет продолжаться и в дальнейшем.

Прекращение обслуживания указанных маршрутов приведет к утрате отдельных транспортных связей и негативно скажется на качестве перевозок в городе, в целом.

В целях недопущения вышесказанного, ГУП «МосгортрансНИИпроект» разработана программа оптимизации маршрутной сети коммерческого транспорта, позволяющая повысить эффективность транспортно-логистической системы, снизить коэффициент дублирования маршрутной сети и снизить издержки транспортных предприятий.

По итогам анализа текущей транспортной ситуации и проведённых натурных исследований ГУП «МосгортрансНИИпроект» установлено, что коэффициент дублирования связей для существующего положения маршрутов равен = 4,3, при нормативном показателе равном = 1,2-1,4.

Завышенное значение коэффициента дублирования в Ульяновске негативно сказывается на способности развития маршрутной сети, а так же на возможности качественного совершенствования структуры подвижного состава.

Учитывая это, оптимизация маршрутной сети в целях стимулирования развития городской системы перевозок и сохранения существующих транспортных связей является вынужденной и необходимой мерой.

В указанных целях, ГУП «МосгортрансНИИпроект» разработана программа оптимизации маршрутной сети города, которая:

1) обеспечивает 100% охват всех населенных пунктов муниципального образования «город Ульяновск» и является преемственной по отношению к ранее сформированной маршрутной сети.

2) объединяет в единое целое всех участников перевозочного процесса с минимальным стыковочным временем.

На основных пассажиро-ёмких направлениях, при условии наличия на них трамвайного сообщения предусмотрены транспортно-пересадочные узлы по принципу «Автобус» – «Трамвай», основным условием которого является то, что автобус является подвозящим транспортом, а трамвай – основным, с учетом возможных бесплатных пересадок в течение одного часа по специальным тарифам электронных транспортных карт.

Общее количество пересадок, осуществляемых пассажиром в целях перемещения в любую точку муниципального образования при использовании муниципальных маршрутов, в соответствии с Социальным стандартом транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 31 января 2017 г. № НА-19-р «Об утверждении» не превышает более двух.

3) содержит этапы перехода к новому сценарию до достижения окончательной версии маршрутной сети, с учетом условий действующего Соглашения о сотрудничестве между администрацией города Ульяновска и индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими регулярные пассажирские перевозки на территории муниципального образования «город Ульяновск» в области совершенствования регулярных пассажирских перевозок от 16 января 2017 года (далее – Соглашение), в части взятых на себя администрацией города Ульяновска обязательств перед перевозчиками, в полной мере реализующими условия Соглашения.

4) обеспечивает приоритет наземного электротранспорта перед автомобильным транспортом.

5) предусматривает снижение значения коэффициента дублирования маршрутной сети, с учетом сохранения востребованной транспортной доступности.

6) обеспечивает освобождение исторической центральной части города от маломестного транспорта (ул.Железной Дивизии, ул.Ленина).

7) обеспечивает синхронизацию следующих через территорию Ульяновска пригородных межмуниципальных маршрутов с городскими маршрутами;

По итогам работ, разработчикам ГУП «МосгортрансНИИпроект» удалось снизить значение коэффициента дублирования практически в 2 раза и довести до значения = 2,3, при этом, сохранить все востребованные транспортные связи и обеспечить 100% охват населения пригородной зоны муниципального образования «город Ульяновск».

Работа по началу оптимизации маршрутной сети запланировано начать с 2019 года.