Жилищно-коммунальный комплекс Ульяновской области продолжает оставаться черной дырой, в которую, похоже, вход закону запрещен.
Министерская вольница
Можно, конечно, сколько угодно твердить, что у нас несть числа контролирующим и надзорным органам, которые прямо таки обязаны грудью вставать на защиту жилищно-коммунальных прав граждан. Они, мол, вот-вот придут и зададут жару и органам власти, и коммерческим структурам, которые эти права нарушают сплошь и рядом.
Так и хочется в это поверить, но не получается. То ли эти самые контролеры хитро зашифрованы и деятельность их «тайна велика есть», то ли они совсем не работают. Если судить по материалам прокурорских проверок, второй вариант наиболее вероятен.
Мы склонны искать нарушителей где-то в потаенных и труднодоступных местах. А они, оказывается, совсем рядом с нами, только руку протяни. И не какое-то там мужичье в засаленных ватниках, пропахшее махоркой и дешевой водкой, а холеные дяди и тети с изысканными манерами, сплошь приятные во всех отношениях. Где? – спросите вы. Да хотя бы в региональном министерстве промышленности, строительства, ЖКК и транспорта. Именно здесь, как сообщает прокуратура Ульяновской области, нарушался порядок формирования реестра квалифицированных подрядных организаций.
Существуют (надеемся, они есть и в наличии) ориентировочные адресные перечни многоквартирных домов, на выполнение капремонта общего имущества в которых будет проводиться электронный аукцион. Только вот кто об этом знает, если перечни эти на официальном сайте министерства не размещены. Получается как в той присказке: «Пойди туда – не знаю куда, узнай то – не знаю что».
Федот, да не тот
Под стать «старшему брату» оказался и областной Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса региона. Он, как выяснилось, нарушал Порядок обеспечения фирмами исполнения обязательств по договорам. Вот конкретный пример. При оформлении соглашения на выполнение работ по капремонту крыши МКД по улице Куйбышева, 245 в городе Димитровграде нарушение не заставило себя долго ждать. Должностные лица «не заметили» отсутствие в спецреестре информации о банковской гарантии коммерческой структуры. Более того, при заключении договора фонд проявил несвойственную ему и в данном случае совершенно неуместную благотворительность. Он незаконно и сразу в два раза уменьшил размер обеспечения фирмой исполнения обязательств.
И уж вовсе грустно делается, как только заходит разговор о реализации программных мероприятий в сфере переселения граждан из аварийного жилого фонда. Прокуратура прямо говорит, что обязанности по контролю над реализацией этих мероприятий министерством исполнялись самым ненадлежащим образом. Так, например, только после прокурорского вмешательства застройщики принялись за устранение строительных недоделок в жилых домах Новомалыклинского и Барышского районов.
При этом, опять же, созданная распоряжением по министерству комиссия по приемке в эксплуатацию домов, построенных в рамках реализации программ по переселению граждан из аварийного жилья, бездействует. Достаточно сказать, что из построенных 19 домов комиссия обследовала лишь один. На практике такая неисполнительность означает, что жилые здания принимаются в эксплуатацию с недоделками, часто серьезными, устранение которых практически всегда требует дополнительных денежных средств.
Аналогичная ситуация, потребовавшая прокурорского вмешательства, сложилась в поселке Вешкайма. Здесь по улице 40 лет Октября, 70 был заселен жилой дом, который застройщик сдал с грубыми нарушениями.
В продолжение разговора следует отметить и тот факт, что к министерству со стороны надзорных органов имеются претензии в части ненадлежащей реализации программ по сносу расселенного аварийного жилья. Такая бездеятельность привела к тому, что в городах Ульяновске и Димитровграде, Ульяновском, Барышском, Вешкаймском, Инзенском, Карсунском, Мелекесском, Новоспасском и Сенгилеевском районах сохранялось 69 домов, которые готовы были в любой момент обрушиться на головы жильцов.
Уроки чиновниками усваиваются очень медленно, если усваиваются вообще. Так при рассмотрении должностными лицами ведомства 18 обращений граждан, содержащих доводы об аварийности жилья, были даны формальные ответы. И это вместо обследования жилых помещений и выдачи заявителям экспертных заключений. С людьми даже не сочли нужным встретиться.
Прокуратура, конечно же, внесла представление с указанием конкретных сроков устранения нарушений и необходимости привлечь виновных к строгой ответственности. Ей, лишенной некогда полномочий возбуждать уголовные дела и проводить в их рамках собственное расследование, не оставалось ничего другого.
Кто на сильного?
Совсем недавно состоялось расширенное заседание коллегии прокуратуры Ульяновской области. Необходимость мероприятия была обусловлена острой необходимостью. Во-первых, вызывают обоснованное беспокойство, если не сказать больше, результаты систематически проводимого мониторинга. Во-вторых, растущим валом поступающих от населения жалоб на действия и бездействие жилищно-коммунального ведомства. В-третьих, проблема напрямую затрагивает каждого человека, нарушение прав интересов жителей региона в ЖКХ-секторе стало очевидным и требует отдельного разговора с последующим анализом ситуации.
В ходе встречи было отмечено, что надзирающие прокуроры региона проводят ежедневный мониторинг качества и доступности для населения жилищно-коммунальных услуг. Организовано взаимодействие с контрольно-надзорными органами.
Что очень важно, проводится учет сведений о задолженности организаций ЖКХ перед ресурсоснабжающими организациями. Регулярно ведутся проверки правомерности использования целевых финансов. О том, насколько серьезной видится конкретно эта проблема, можно судить по такому примеру.
Прокуратура Радищевского района установила, что ОГКП «Ульяновский областной водоканал» заключило с региональной ресурсоснабжающей организацией договор на поставку электроэнергии. Контрагент свои обязательства выполнил добросовестно, в полном объеме. А вот заказчик делать оплату по сделке вовсе не торопился. И это перед самым началом отопительного сезона! Пришлось прокуратуре вносить представление об устранении нарушений закон. Мера подействовала: Ульяновский областной водоканал перечислил контрагенту более 4,7 миллиона рублей.
В постоянном режиме работают «горячая линия» и общественная приемная прокуратуры области.
Проблемные вопросы в ЖКХ-сфере являются предметом рассмотрения на заседаниях межведомственных рабочих групп.
Меры принимаются, и есть результаты. Какие? Давайте посмотрим вместе. Только после вмешательства органов прокуратуры долг хозяйствующих субъектов ЖКХ-сектора перед ресурсоснабжающими организациями снизился в текущем году на 687 миллионов рублей.
Проведена работа в сфере аналогичной задолженности муниципальных учреждений. По ее итогам обеспечено бюджетное финансирование необходимых расходов в сумме 80 миллионов рублей. Составлены графики погашения оставшегося долга до начала отопительного сезона.
За это же время прокурорами пресечены около 100 нарушений закона, связанных с ненадлежащим капремонтом жилищного фонда. Инициировано возбуждение уголовных дел по фактам незаконной выплаты фирмам-подрядчикам денежных средств с превышением предельно допустимой стоимости таких работ.
Руководители муниципалитетов принуждаются к ликвидации бюджетной задолженности по взносам на капремонт. Она, кстати, после прокурорского вмешательства на начало текущего года была снижена в 3,5 раза.
«Разбудили от сладкого сна» регионального оператора, который «по доброте душевной» не считал нужным предъявлять фирмам-подрядчикам претензии по качеству выполненных работ. Не обеспокоился он и фактами нарушения законодательства при формировании муниципального краткосрочного плана реализации программы капремонта в Димитровграде.
Отрадно слышать, что в результате принимаемых прокуратурой мер обеспечено завершение в текущем году ремонта свыше 30 многоквартирных домов.
Если брать ситуацию в целом, то за истекший с начала 2018 года срок органы прокуратуры региона вскрыли в сфере ЖКХ около двух тысяч нарушений закона и прав граждан. В целях их устранения и наказания виновных реализовано около 900 протестов и представлений, возбуждено 11 уголовных дел.
Хорошо, но мало
Цифры впечатляют. Но на коллегии не стали бить в литавры и трубить об успехах. Напротив, отметили, что требуется и дальше расширять деятельность по выявлению и пресечению фактов, когда муниципалитеты принимают незаконные нормативные акты, которые регламентируют правоотношения в ЖКХ-секторе. Должен оставаться на контроле и такой вопрос, как незаконное использование органами власти и хозяйствующими субъектами финансовых ресурсов, предназначенных для использования исключительно по целевому назначению.
Повышенного внимания требует реализация профильных инвестиционных программ.
Видится необходимым наличие дополнительных мер для обеспечения законности в сфере капремонта общего имущества МКД. А также сдачи в аренду объектов муниципальной собственности: уж слишком много здесь возникает вопросов.
Недостаточно системным и принципиальным видится представителям прокуратуры существующий ныне надзор за деятельностью органов власти, хозяйствующих субъектов и контролирующих структур при организации подготовки жилищного фонда к отопительному сезону, а также рассмотрения обращений граждан в части, касающейся сферы ЖКХ.
Плюс ко всему отсутствует оперативность по вопросам размещения в информационных системах сведений о деятельности управляющих организаций. Не всегда полно и своевременно предаются широкой огласке меры, принимаемые службой судебных приставов по исполнению соответствующих решений судов.
Вместо заключения. По результатам анализа рассмотренных в ходе заседания коллегии материалов принят итоговый документ. Он предлагает новые направления по контролю над деятельностью в сфере ЖКХ и является обязательным к исполнению.