Об истории возведения железнодорожного моста через Волгу, открытого 5 (18 по н.с.) октября 1916 года, написано много, в т.ч. на этой странице. Здесь попробуем лишь очертить контуры огромного полотна несколькими штрихами – свидетельствами эпохи: фрагментами документов, публикаций, воспоминаний. Сначала коротко вспомним об основных вехах грандиозной стройки.
1899 г. – открыто движение по ветке Симбирск-Инза Московско-Казанской железной дороги. В 1900 г., с открытием сообщения Часовня-Мелекесс, началась прокладка пути от Симбирска на восток. Соединить эти тупиковые ветки мостом и включить их в единую сеть железных дорог – идея очевидна. Ходатайства города следовали одно за другим, тянулось обсуждение, и окончательно вопрос был решен лишь во время посещения Симбирска П.А.Столыпиным в сентябре 1910 года.
Проект моста разработал профессор Петербургского института путей сообщения Николай Аполлонович Белелюбский. Строительство осуществляло Управление по сооружению новых линий Волго-Бугульминской железной дороги под руководством инженера Д.В.Курдюмова. Симбирскую контору по постройке моста возглавил Игнатий Александрович Цишевский. Сооружением моста и подходов к нему занималась фирма «А.Ю.Тами и С.М.Дейчман»; представитель фирмы в Симбирске – Р.Б.Моравский. Левобережный подход строили фирмы «Э.Ф.Рыдзевский и А.М.Алперс» и «Э.В.Русецкий». Заказ на изготовление и установку металлических ферм получило «Новороссийское общество каменноугольного, железного и рельсового производства», конструкции изготовлялись на заводе Общества в Юзовке Екатеринославской губернии. Город отвел земли под строительство, решал вопросы благоустройства и т.д.
3 марта 1913 года состоялась закладка моста, приуроченная к началу работ по опусканию кессона под опору №6 у Нового острова. На строительстве было задействовано до 4 тысяч чел.; работы велись безостановочно, с применением новейшей техники. Планировалось завершить стройку в 1915 году, но сроки отодвинулись из-за пожара 7 июля 1914 года, оползня в мае 1915-го и начала войны. Несмотря на все трудности, мост был открыт 5 октября 1916 года.
Первоначально в смету было заложено 15 млн. руб., фактические расходы составили 29 млн. рублей золотом.
***
Журнал Симбирской Городской Думы
18 февраля 1910 г., № 4. Прочитан доклад… М.А.Волкова и Н.В.Голубкова о постройке новых железных дорог с мостом через Волгу в Симбирске. …Для спасения нашего города от угрожающей ему опасности возможным разрешением вопроса в неблагоприятном для Симбирска смысле предлагается… немедленно возбудить перед Военным Министром ходатайство… о проведении железнодорожной линии через Симбирск с мостом здесь… Обратить внимание г.Министра на мировое значение новой дороги, соединяющей Россию второй магистральной линией с Ташкентской железной дорогой, которая в недалеком будущем будет соединена с Индией… Обратиться в Министерства Финансов, Внутренних Дел, Торговли и Промышленности, Путей Сообщения с просьбой об удовлетворении ранее возбужденных городом ходатайств по настоящему предмету…
17 июня 1910 г., № 13. …26 мая Симбирск посетила правительственная комиссия в лице Начальника управления по сооружению железных дорог д.с.с. Вруцеля, известных строителей мостов профессора Белелюбского и инженера Ольшанского. Комиссия осматривала места под постройку моста против Симбирска. Уполномоченный Городской Думы М.А.Волков сделал комиссии личный доклад в отношении железнодорожного строительства…
***
Из докладной записки городского головы М.А.Волкова премьер-министру П.А.Столыпину:
…Для Симбирска железная дорога… является вопросом дальнейшего развития и процветания… Дорога будет обслуживать громаднейший район с развитой промышленностью, богатый лесами и хлебом. С проведением этой дороги и устройством моста через Волгу Симбирск явится громадным узлом. У города будет шесть сторон отправления грузов, он будет непосредственно сообщаться с Петербургом, Сибирью, Средней Азией, Уралом и центральными районами… Симбирск, до сих пор замкнутый между Казанью и Самарой, получит, наконец, свое назначение благодаря положению узла четырех железных дорог… Перечисленные причины заставляют Симбирское городское самоуправление вновь обратиться к Правительству с ходатайством об ускоренной выдаче разрешения на постройку моста…
***
«Симбирянин», 2-3 марта 1913 г.
К ЗАКЛАДКЕ МОСТА
Мост через Волгу – заветная, давняя мечта Симбирска, казавшаяся неосуществимой в ближайшее время… И вот эта мечта начинает осуществляться. Завтра состоится торжественное молебствие по поводу закладки моста, фактически уже начатого. Мы имели беседу со строителями…
– По своей величине, – сказал наш собеседник, – железнодорожный мост под Симбирском явится величайшим сооружением не только Европы, но и всей Азии и Африки. Длина нашего моста определена в 960 сажен – без малого 2 версты. Николаевский мост будет иметь 13 быков и 2 береговые опоры…
К работам по сооружению моста уже приступили. В течение зимнего периода шли подготовительные работы в виде подвозки строительных материалов, постройки тепляков, конторских помещений, подготовки частей кессонов и т.п. Теперь эти работы закончены, и один из кессонов, под №6, уже поставлен на место…
***
«Симбирянин», 5 марта 1913 г.
ЗАКЛАДКА «НИКОЛАЕВСКОГО» МОСТА
3 марта состоялась закладка железнодорожного моста через р.Волгу, имеющего носить наименование «Николаевского»… Церемония закладки была обставлена весьма торжественно, в присутствии тысячной толпы горожан и жителей заволжских слобод. Строительным управлением было приглашено много почетных гостей, из числа коих присутствовали: начальник губернии А.С.Ключарев, председатель правления Волго-Бугульминской железной дороги кн. М.М.Долгорукий, …, инженерный состав управления дороги и моста с главным инженером Д.В.Курдюмовым и строителем моста инженером Цишевским, …, председатель губернской управы Н.Ф.Беляков, городской голова Л.И.Афанасьев, … и многие другие.
Молебствие по случаю закладки моста было совершено преосвященным Вениамином… На молебствие, которое совершалось внутри установленного кессона №6 у острова Середыш, принесена была с крестным ходом высокочтимая икона «Неопалимой Купины» из церкви пос.Куликовка…
Преосвященный Вениамин окропил св. водою место закладки первого камня, затем им был оглашен текст надписи на закладочной серебряной доске… Первый камень был положен епископом Вениамином…, второй – симбирским губернатором А.С.Ключаревым…
***
«Голос Самары», 9 марта 1913 г.
УГРОЗА САМАРЕ
…Прошло то счастливое для Самары время, когда она считалась воротами из Европы в Азию, когда только через эти ворота и можно было беспрерывным путем провезти товар на ту сторону Волги… Теперь не то. Матушка-Волга опоясана и опоясывается целым рядом мостов… Заложен мост у Симбирска. Каждый новый мост поблизости к Самаре оттянет много грузов…, и нам неприятен мост под Симбирском…
***
Из воспоминаний Александра Ивановича Маркелычева:
…Мне было 5 лет, но я хорошо помню, как мы со старшим братом бегали к тетке, жившей на Никольском спуске, ее окна выходили на панораму строительства моста через Волгу. Оставались на ночь и вечерами любовались множеством огней на воде. Горожане приходили на Венец полюбоваться иллюминацией. В 1914 г. началась война, строительство не останавливалось ни на минуту, стране мост был нужен.
Грунт для насыпи подъездных путей брали у южной части города, отчего и образовалась выемка там, где проходит железнодорожный путь от Киндяковки к мосту. Все земляные работы велись вручную; грузчики на тачках подвозили грунт ближе к берегу. Потом была проведена узкоколейка, и отвозил грунт небольшой паровозик. Мы, городские мальчишки, любили на нем кататься…
На стройке работали плотники, каменщики, бетонщики; под водой – кессонщики, водолазы; на земляных работах использовались арестантские роты. …Арки-фермы сплавлялись на баржах в Симбирск и устанавливались на готовые опоры…
***
«Симбирянин», 8 июля 1914 г.
ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ПОЖАРА
Вчера в 9 ½ часов утра, открыв окно на Волгу, я заметил, что горит строящийся железнодорожный мост. Среди белого дня, при 5000 рабочих, при почти безветренной погоде мост так красиво и систематически горел, что к 12 часам дня от него осталось лишь перегорелое железо и перегорелые быки…
Целых 2,5 часа симбирцы любовались со Старого Венца картиной дарового фейерверка и разрушением своей иллюзии быть в скором времени транзитом Европы и Азии… Но что ни делается, все к лучшему. Вероятно, строители теперь согласятся, что строящийся мост не был приспособлен для пешего и конного движения, крайне нужного ввиду возникновения на том берегу нового заволжского города… Этот недочет, вероятно, теперь будет восполнен по настоянию города и заволжских слобод, лишенных весной и осенью всякого сообщения…
Антоний Глинский
[Здесь – без подробностей, т.к. тема пожара моста заслуживает отдельного описания]
***
«Симбирянин», 10 июля 1914 г.
ПЕШЕХОДНЫЙ МОСТ
Попутно с пожарным вопросом мы имели беседу [в управлении Волго-Бугульминской ж.д.] и по поводу предложения, высказанного… ген. Антонием Глинским, что пожар, может быть, послужит к… решению вопроса об устройстве пешеходного движения на мосту. На это нам заявили, что пожар нисколько не изменит конструкции и плана моста, в свое время получивших надлежащее утверждение…
– Город опоздал с ходатайством о пешеходном движении, экономя каких-нибудь 40.000 руб., за счет которых оно могло быть осуществлено. Ассигнованием этой и даже большей суммы городом теперь вопроса о пешеходном движении – увы! – не разрешить…
[При разработке проекта поднимался вопрос о пешеходном и гужевом движении по мосту; однако запрошенные на это правлением Волго-Бугульминской дороги 40 тыс. руб. городская дума не выделила]
***
Из воспоминаний Игоря Степановича Рогозина:
…Приезжая из гимназии и, поскорее пообедав, бежал на берег… Лез всюду, где меня не спрашивали. Прежде всего, меня поразили буровые работы, забивка свай. Это было изумительно. Впрочем, изумительно было все: …строительство лесов, сборка ферм, кузнечные, плотничные и другие работы. Разумеется, я принимал в них посильное участие, и за это был бит десятниками. Один раз на лесах около меня сверху упал молоток. Сбежавший за молотком рабочий «надавал» мне: «Носит тут всяких, убьет, а ты отвечай». В другой раз около меня упала заклепка. Тут уж я был избит так, что еле добрался домой. Особо впечатляющей была перевозка ферм моста на баржах. И еще потрясающим был пожар лесов и падение при этом наполовину собранной фермы. Но особенно поразил меня оползень 1915 года, поваливший 8 быков аркады моста…
***
Из воспоминаний А.И.Маркелычева:
…С большими трудностями и огромными затратами мост был построен. В октябре 1916 г. состоялось торжественное открытие красивейшего сооружения на Волге. На торжество ждали царя, но он не приехал, т.к. были тяжелые дни для России… Был теплый октябрьский день, косогор горел красноцветием осени, и симбиряне, кто где мог, наблюдали за торжеством. Мост был украшен трехцветными флагами, а ночью – тысячами электрических ламп. Я уже был учеником 2 класса… Наш добрый учитель Матвей Максимович Губернский повел весь класс по Петропавловскому спуску к торжествам…
***
«Симбирянин», 7 октября 1916 г.
ОТКРЫТИЕ МОСТА
5 октября текущего года – великий день для Симбирска. Этим днем открывается новая эра жизни нашего края… Симбирск покончил с тупиком на пути блестящего его экономического развития, став отныне на Великом симбирском пути между Владивостоком и первопрестольной столицей…
Мы безмерно счастливы, что являемся первыми зачинателями новой истории, продолжение которой передадим нашим наследникам. Это они пожнут плоды трудов тех, кто положил начало новой истории…
С раннего утра началось в городе необычайное движение. Толпы горожан спешно двигались…, стремясь к назначенному для торжества месту и рассеиваясь по берегу Волги, рассыпаясь живописными группами по склонам Нового и Старого Венца. …И берег Волги, и вся симбирская гора представляли копошащийся грандиозный муравейник, необычайно шумевший, живший каждым своим нервом…
Самое место, где было назначено молебствие, являло не менее живописную картину. Перевивающиеся под ветром ленты национальных флагов, гирлянды зеленой хвои, многочисленные транспаранты…, золото святых хоругвей и облачений духовенства на грандиозном фоне бурлящего свинца матушки Волги…
У парадного входа на сооруженный временный павильон… мелькают автомобили, кареты, экипажи… К началу молебствия в павильоне собрались: товарищ министра путей сообщения Козырев, создатель проекта моста проф. Н.А.Белелюбский, председатель правления Волго-Бугульминской жел. дороги инж.Блюменфельд, …, симбирский губернатор А.С.Ключарев с супругою Софьей Александровной, …, городской голова Л.И.Афанасьев, …, строитель моста И.А.Цишевский, … и многие другие…
По окончании молебствия духовенство с епископом [Алатырским] Назарием, начальствующие лица под звуки военного оркестра направились к мосту… Преосвященный Назарий окропил св. водою вход на мост. Супруга г. губернатора перерезала ленту, заграждавшую вход на мост. Мост открыт.
Кортеж остановился в первом пролете моста. А.С.Ключарев, обращаясь к проф. Белелюбскому, от имени всей губернии приветствовал его, как составителя грандиозного проекта… Тем временем с симбирского берега на мост, под звуки оркестра, медленно входит украшенный флагами поезд из десятка вагонов. Почетные гости размещаются в поезде… Преосвященный Назарий с площадки переднего вагона окропляет весь путь до ст. Часовня-верхняя св. водою. …От симбирского берега отвалили украшенные флагами пароходы «Казань» и «Стерегущий», конвоировавшие поезд на всем его пути.
Поезд остановился у станции Часовня-верхняя… Преосвященный Назарий совершает краткую молитву, кропя св. водою станционное здание. Затем… состоялся торжественный акт, за которым были произнесены многочисленные речи…
А.С.Ключарев… : «…Как сейчас представляю памятное 3 марта 1913 года, когда на дне Волги, в кессоне, был заложен первый камень этого грандиозного сооружения. Была зима и стужа, но в сердце каждого было тепло и радостно, потому что… жила надежда на скорое осуществление давно лелеемой мечты. И вот мечта эта осуществилась – мост открыт…». А.С.Ключарев добавил, что будет испрошено Высочайшее соизволение на присвоение симбирскому мосту наименования «моста Императора Николая II» и закончил речь, поднимая бокал за создателя проекта моста проф. Белелюбского и строителей его…
Л.И.Афанасьев… : «Городской голова приносит от имени г.Симбирска сердечную благодарность за чудный мост: и тем, кто решил строить его в Симбирске, и тем, кто его проектировал, и тем, кто его строил… Но рядом с благодарностью он высказывает еще одну заветную мечту города. Первая мечта – быть соединенным с остальным миром железною дорогою – осуществилась 18 лет назад. Вторая – перестать быть тупиком двух дорог – исполнилась сегодня. Осталась третья мечта – стать узлом главнейших путей, связать не только Сибирь с Москвою, но и Калькутту с Петроградом и Парижем…».
__________________
«Продольный профиль подхода к мосту». Фрагмент чертежа.
«Постройка железного моста через реку Волгу у гор. Симбирска». Общество Волго-Бугульминской железной дороги. УОНБ

Подгорье и строящийся мост.
УОКМ

«Опора № 8». 27 мая 1913 года.
«Снимки работ контрагентов А.Ю.Тами и С.М.Дейчман по разработке каменоломных карьеров и сооружению волжского моста у г.Симбирска». Контора Тами и Дейчман, Симбирск, Николаевская площадь, 3. Альбом фотографий с дарственной надписью симбирскому губернатору А.С.Ключареву.
УОНБ

«Новый остров». 27 мая 1913 года.
«Снимки работ контрагентов А.Ю.Тами и С.М.Дейчман по разработке каменоломных карьеров и сооружению волжского моста у г.Симбирска». Контора Тами и Дейчман, Симбирск, Николаевская площадь, 3. Альбом фотографий с дарственной надписью симбирскому губернатору А.С.Ключареву.
УОНБ

1) Кессон во время опускания.
2) Установка пролета на постоянные опоры.
«Сооружение моста «Свободы» через р.Волгу у г.Симбирска и аркады. Снимки с работ 1913-1917 г.». Издание Общества Волго-Бугульминской железной дороги.
УОНБ

Разработка паровым экскаватором выемки похода к мосту со стороны Киндяковки.
«Сооружение моста «Свободы» через р.Волгу у г.Симбирска и аркады. Снимки с работ 1913-1917 г.». Издание Общества Волго-Бугульминской железной дороги.
УОНБ

Общий вид работ летом 1914 года (вверху) и летом 1915 года.
«Сооружение моста «Свободы» через р.Волгу у г.Симбирска и аркады. Снимки с работ 1913-1917 г.». Издание Общества Волго-Бугульминской железной дороги.
УОНБ

Торжественное открытие железнодорожного моста через Волгу в Симбирске. 5 октября 1916 года.
Иллюстрированный художественно-литературный журнал «Искры», 1916, № 46.

Железнодорожный мост через Волгу в Симбирске.
1) А.Л.Пунин «Архитектура отечественных мостов», Л., Стройиздат, 1982.
2) Журнал «Искры», 1916, № 46

Железнодорожный мост через Волгу.
УОКМ