В результате небольшого опроса выяснилось, что ульяновцы, решившие выучиться на водительские права, чаще всего выбирают автошколу по географическому принципу. Поскольку занятия проходят в вечернее время, автошкола должна находиться или рядом с домом, или недалеко от места работы, чтобы быстро добраться до места по окончании трудового дня или после учёбы. Удобное месторасположение – это, конечно, важно. Но оно не должно иметь решающее значение при выборе места обучения. Имеются гораздо более важные факторы. Ведь разные автошколы предлагают разные программы обучения, разные машины, разные условия. Разные цены, в конце концов. Какими же критериями следует руководствоваться при выборе автошколы, чтобы застраховаться от каких-либо неприятных сюрпризов впоследствии?
Специалисты советуют обратить внимание на четыре составляющих, из которых складывается всё обучение в автошколе, а также на пятый элемент – стоимость обучения:
1. Теоретическое обучение. Оно может быть нескольких типов: занятия с группой, индивидуальное обучение, возможны и другие варианты. В первом случае вся группа ходит на лекции в строго отведённое время несколько раз в неделю (срок теоретического обучения у всех один – в среднем, 1,5-2,5 месяца). В случае с индивидуальной подготовкой вы обучаетесь при помощи компьютерной программы: приходите, садитесь за компьютер, читаете лекции, проходите тесты, решаете экзаменационные зада ния. Как правило, посещать индивидуальные теоретические занятия можно в любое время, и срок обучения зависит уже от вас – можно пройти весь курс за неделю, а можно растянуть на полгода. При выборе автошколы обратите на внимание на то, как в ней проводится теоретическое обучение, и выберите для себя подходящий вариант. Кроме того, следует уточнить, где проводятся теоретические занятия, чтобы потом далеко не ездить.
2. Занятия на тренажёре. Тренажёр представляет собой внутреннюю часть машины, где вы научитесь крутить руль, нажимать педали, переключать передачи, узнаете принципы вождения и т.п. Некоторые тренажёры оборудованы телевизорами, которые в совокупности с управляющими частями машины позволяют виртуально воспроизвести вождение, как в компьютерных играх. Но не следует переоценивать роль тренажёра. Такие виртуальные гонки чреваты тем, что потом, возможно, вы не сможете оценить реальную опасность на дорогах. Привыкнув к вседозволенности в играх, будет сложнее воспринимать вождение в реальности. Так что для тренажёра вполне достаточно руля и педалей, а водить лучше учиться на реальной машине и реальной дороге.
Совет: не расстраивайтесь, если тренажёр находится далековато – туда нужно будет съездить всего пару раз.
3. Упражнения на автодроме. Это специально оборудованное место, где вы должны научиться выполнять стандартные упражнения: вождение змейкой, въезд на эстакаду, разворот, парковка и заезд в гараж задним ходом и пр. Уточните, где находится автодром и как до него добираться. Часто площадка для вождения находится достаточно далеко, и добираться до неё может быть не очень удобно. Правда, некоторые автошколы организуют перевозку учащихся до автодрома и обратно. В любом случае расположение автодрома может оказать существенное влияние на выбор автошколы. Также во избежание неожиданностей выясните, на какой машине обучают на автодроме и на каком автомобиле придётся сдавать экзамен в ГИБДД и внутренний экзамен. Например, если вы учитесь на маленьком матисе, а сдавать придётся на достаточно длинной пятнадцатой, то с получением водительского удостоверения могут возникнуть проблемы.
Совет: при выборе автошколы не лишним будет задать вопрос о количестве инструкторов и автомобилей. Если в автошколе только два или три автомобиля, то есть риск, что обучение вождению затянется – они просто не смогут справиться с большим объёмом курсантов. И если не сойдутся характерами инструктор и курсант, то перезаписаться к другому мастеру будет проблематично, следовательно, придётся брать уроки у частного инструктора по более дорогой цене.
4. Вождение в городе. Тут возникает больше всего вопросов. Во-первых, сразу узнайте, на какой машине вы будете обучаться, и есть ли возможность самому выбрать машину. Во-вторых, уточните, на какой машине будете сдавать экзамен. Обычно говорят, что на той, на которой обучался, но на деле часто это бывает не так – ведь сдают целыми группами, все обучались на разных машинах, и гаишник точно не будет пересаживаться ради каждого ученика. Сразу узнайте про время вождения (кстати, это же относится к вождению на автодроме) – сами ли вы выбираете время или вам его назначают. А также, можно ли перенести время вождения, если вы на него не успеваете, или оно сгорает. Ну и не забудьте выяснить, где находится место, с которого начинается вождение.
Совет: если есть возможность самому выбрать машину, выбирайте авто поновее – обычно их доверяют более опытным инструкторам, которые подробно расскажут, как сдавать экзамен и о типичных ошибках.
5. Оплата обучения. Безусловно, один из самых важных критериев выбора автошколы. Если цена фиксированная за всё обучение, узнайте, сколько часов вождения в городе и на автодроме включено, можно ли взять дополнительные часы и сколько это будет стоить. Бывает, что экзамен в ГИБДД проводится несколько позже завершения обучения (некоторые ждут по полгода), поэтому неплохо было бы освежить в памяти полученные навыки. Если вам предлагают отдельно оплачивать теорию и практику, то уточните минимальное количество часов на автодроме и в городе, которое вам придётся взять, и, опять же, сколько это будет стоить. А также, что, собственно, представляет собой их учебный час – он может варьироваться от 40 минут до реального часа.
Совет: порасспросите друзей и знакомых об автошколах, в которых они обучались. Возможно, они расскажут вам некоторые подробности и посоветуют хорошего инструктора.