В середине 90-х годов прошлого столетия ульяновский “Авиастар” пережил немало потрясений. Начались невыплаты зарплаты, сокращения трудового коллектива. В итоге это привело к протестам. Самое массовое открытое выступление в истории Ульяновска – стихийный марш работников “Авиастара” – было 2 сентября 1996 года, в нем приняли участие до 30 тысяч человек. Фото с сайта “ulyanovsk90“: забастовка в 1996 году работников «Авиастара», когда многотысячная толпа перекрыла волжский мост. Людям пять месяцев не платили зарплату. 21 августа коллектив предприятия отправили в неоплачиваемый двухнедельный административный “отпуск”. Утром 2 сентября люди пришли на работу, но их не пустили в цеха, объяснив, что “отпуск” продлится ещё целый месяц. У людей не выдерживали нервы. Старший диспетчер, 39-летний Сергей Данильченко покончил с собой, оставив записку, что не может жить дальше, видя, как голодает его семья. 40-летняя работница предприятия пыталась покончить с собой от отчаяния, что ей нечем кормить детей. Женщину удалось спасти. Основная толпа работников с флагами и транспарантами двинулась пешком в сторону центра. То и дело люди громко скандировали: – Де-нег! – Зар-пла-ту! Власти пытались перекрыть дорогу, выставив пару “КамАЗов” и негустые милицейские кордоны. Но даже если бы на пути стояли танки и шеренги “космонавтов” с дубинками, народ это не остановило бы. Единственным мудрым решением стало пропустить людей, не провоцируя конфликт с теми, кому уже нечего было терять. За три часа люди дошли до Волжского моста. Там их ждали представители власти. Толпа встречала их свистом и криками, но, видимо, усталость от проделанного пути сыграла свою роль. Хотя казалось, что протест вот-вот выйдет за рамки, дело не дошло до столкновений. Первый заместитель главы администрации Ульяновской области Валерий Сычев, впрочем, вспоминал: “Вдруг видим, несётся бабуля, неадекватная совершенно, и кричит: “Чё вы их слушаете?! Вот у меня ведро с керосином, давайте их запалим и пусть горят, как свечки!” Так что первые седые волосы у меня появились там. А люди по большому счёту были абсолютно правы”. НАША СПРАВКА: Ермил ЗАДОРИН. Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Д
Мало и скудно … нужны подробности. Как в итоге УАПК вопрос по выплате задолженности по заработной плате решили?
Маркетолог
Никак. Задолженность так и держалась на 5-6 месячном уровне. Удержать задолженность смогли массовыми сокращениями – с 1996 по 1998 год за забор отправили примерно 15 тысяч человек, высовобождавшийся ФЗП делили на оставшихся. Заводу, который строил 2 машины в год, персонал в 30 тысяч не нужен был. Поэтому те, кто был недоволен ситуацией “ничего не делаешь, имеешь копейки с задержкой полгода”, пошли на улицу, оттуда в гаражи на промзоне и оказались в ситуации “впахиваешь 10 часов в сутки и имеешь те же копейки с задержкой в три месяца”.
Наступала эпоха капитализма, просто не все это тогда поняли.
345
На Механическом в 2004 г. 8 месяцев не платили з\п.
Оол
Капитализм, ещё только наступает. Основная стадия не наступила даже. То что у нас в стране – не капитализм, а диктуй произвол олигархии. В настоящем рынке никто ещё толко не поучаствовал. Короче, скоро всё все увидят сами. Лет 10 максимум продержимся
кто-то
Был сентябрь и светило солнце. Мы шли от моста пешком после 1го учебного дня в институте домой в НГ. Люди перед мостом сильно нервничали. Никаких представителей власти там я не заметил. Может еще не подошли, не знаю. Факт в том, что мост тогда реально спас ситуацию, и люди просто не дошли до руководства.
На фото какая то ерунда явно не оттуда. Снега тогда не было.
Эх, мои годы!
Не просто сентябрь! и не просто солнце! 1 сентября + стояла дикая жара.
Длл
А пусть редакция Улпрессы объяснит фото к материалу?
Эх, мои годы!
Родители-бюджетники в ту пору получали копейки, зарплату задерживали больше полугода, дома шаром покати. Товарищи! есть дома нечего было!) представляете?! И выживали! Мне в тот день было 17 лет, шли по перекрытому мосту, народу – жуть, рядом бывшая одноклассница. Жара дикая. Она, молодая, тоже голодная, красивая, классная девчонка, в короткой юбке, босиком с босоножками в руках по асфальту на мосту шла домой в Новый город! Красота! Эти голодные годы – мои лучшие воспоминания в жизни! Но зато сейчас с одной своей зарплаты я бы, наверно, накормил всех протестовавших тогда. Стоило только продержаться и получить образование))
Злой
Молодцы ребята,жаль что сейчас все терпилы.
житель
Тебе не платят зарплату?
жителю
Отваливают от души, в больницах лечат по самое не хочу, транспорт доступен, удобен, комфортен, ЖКХ снижается, сервис качественный, люди прекрасные…все отлично!
Злой
Уже второй комментарий. Молодцы ребята, жаль что сейчас большинство в терпилами стали.
житель
Так ты чего там терпишь-то? детей кормить не на что что ли?
Дорожник
встречали их пепсы и омон а не представители власти и простояли они с обеда до вечера.соответственно потом разошлись а зарплату так и не увидели, получали частями когда уже деньги обесценивались.
umka
Омона не было. Из встречающих от власти были Сычев В.А. и Рябухин С.Н.
И ещё кто-то был, щас не вспомню. Встретились на нижней метров за 300 до моста. После бурных дискуссий делегация сформировалась и поехала сначала к Рябухину в ЗСО. Потом вроде бы к Горячеву поехали. Ну и фотка, конечно, совсем не о том.
Маркетолог
Там еще некоторые руководители завода были на переговорах не со стороны рабочих, а со стороны “администрации”.
кекс
проклятые 90-е.
Оо
Родной, то что происходит сейчас в сто раз страшнее. 90-к тебе сахаром покажутся
Взгляд
Надо было бабушку послушать…
Романенко
По сути, не далеко то и ушли от 96-го за 20 лет – как выпускали 1-2(3й в заделе) самолета на Авиастаре, так и выпускаем. Да и в целом страна не может выйти на уровень промпроизводства 1990 года, какие только “индексы” роста на площади Ленина д.1 не рисуй..А ведь Авиастар, а не Димитровградский пивзавод(по факту), был и остается самым налогоемким предприятием региона. НА УШАХ НЕ СТОИМ, как в 96-м, но ушами продолжаем хлопать. Досадно, могли бы за эти годы и продвинуться – тем более, возможности были для этого.
Маркетолог
Внешне ситуация сходная, но по факту причины разные. Лет пять назад Авиастар в прыжке был, не знали куда миллиарды девать, не успевали авансы отрабатывать – они на расчетном счету копились. К 2020 рисовались годовые обороты в 50 миллиардов рублей. Но потом некоторые жадные мелочные людишки сожрали Дементьева и Топоркова, прислали сюда “эффективного мальчика” из категории студентов-консалтов без опыта в заводском цехе – и всё. Хватило года, чтобы экономика завода рухнула. Потом ещё полтора года был “чайка-менеджер”, который этот обвал закрепил, а заодно умудрился опошлить все возможные варианты приведения завода в чувство. Теперь даже неплохая московская команда не понимает, как Авиастар из этой жопы вытаскивать …
Горожанка
С 1993 года профком АО «Авиастар», председателем которого был Анатолий Александрович Васильев активно участвует в акциях протеста в защиту социально-экономических прав и гарантий человека труда- вплоть до приостановки работы и пикетирования!
В 1996 году в знак протеста против длительной задержки заработной платы работники предприятия перекрыли мост через Волгу.
В 1998 году прошла бессрочная забастовка. Забастовочный комитет возглавил Александр Васильев. В результате годовой борьбы долги были выплачены.
Аноним
Неправда, дольше выплачивали. В 2000 долг был 3 месяца. Долги полностью закрыли, когда пришла Московская команда в 2001
Константин
Только подсобное хозяйство спасало тогда от голода .
Неугомонный Дед Соколов
Немногие сейчас помнят, что первая забастовка на УАПК-Авиастаре была в … 1981 году. Когда рабочие 142 цеха потребовали объяснений по поводу небольшой зарплаты, им заявили: “Ну вы же квартиры ЖДЁТЕ!”