Механизм особых экономических зон в РФ по-прежнему неэффективен для российской экономики, говорится в сообщении Счетной палаты по итогам анализа работы ОЭЗ. Счетная палата не может признать эффективной деятельность 10 из действующих 25 ОЭЗ.

“Несмотря на усилия правительства, контрольный орган вновь пришел к выводу, что принимаемых мер для того, чтобы механизм ОЭЗ стал эффективным, недостаточно. На сегодняшний день все еще существует ряд проблем, связанных как с созданием, так и с работой ОЭЗ”, – говорится в сообщении.

“С учетом соотношения вложенных средств федерального бюджета с общим объемом привлеченных инвестиций до сих пор нельзя признать эффективными 10 из 25 действующих ОЭЗ, в том числе: “Бирюзовая Катунь”, “Байкальская гавань”, “Ульяновск”, “Моглино”, “Иннополис”, ОЭЗ туристического кластера под управлением АО “Курорты Северного Кавказа”. Объем средств федерального бюджета, направленных на их финансирование – 55,1 млрд руб., объем привлеченных инвестиций – 7,6 млрд руб.”, – отмечается в сообщении Счетной палаты.

В период с 2005 по 2017 год на основании постановлений правительства РФ было создано 36 ОЭЗ на территориях 31 региона. В 2010-2017 годах, по данным СП, “в связи с неэффективностью функционирования ОЭЗ и непроработанными управленческими решениями досрочно прекращена деятельность 11 ОЭЗ, на финансирование которых из федерального бюджета было направлено более 4,5 млрд руб”. “Получается, что указанные средства были использованы без достижения требуемого результата”, – отмечают в Счетной палате.

“Одна из важнейших проблем – документ стратегического планирования по единому механизму создания и функционирования инструментов развития территорий России не утвержден”, – считают в СП.

В обзоре отмечается, что в период с 2006 по 2018 год общая сумма бюджетных средств, направленных на создание и развитие ОЭЗ, составила 201,2 млрд рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 131,4 млрд рублей и за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации – 69,8 млрд рублей.

За 12 лет, согласно данным СП, общий объем осуществленных резидентами инвестиций составил 292,1 млрд рублей. “В то же время наибольший объем (66,7%) привлечен резидентами трех ОЭЗ: в республике Татарстан (“Алабуга”), в Липецкой области, в Санкт-Петербурге”, – отмечается в докладе.

По мнению Счетной палаты, правила оценки эффективности функционирования ОЭЗ требуют доработки, “так как исходя из используемых Минэкономразвития показателей невозможно оценить рост обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики, туризма, доступность санаторно-курортной сферы, рост новых видов продукции и технологий за счет механизма ОЭЗ”.

“Плановые и фактические показатели отчета Минэкономразвития об оценке эффективности функционирования особых экономических зон не соответствуют госпрограмме “Экономическое развитие и инновационная экономика”, – отмечается в отчете Счетной палаты.

Как сообщалось, президент РФ в июне 2016 года наложил мораторий на создание новых ОЭЗ в РФ из-за вопросов по эффективности расходования бюджетных средств на их создание.

В феврале 2018 года в ходе Госсовета в Ростове-на-Дону по вопросам развития промышленного потенциала в регионах губернатор Новгородской области Андрей Никитин обратился к президенту Владимиру Путину с просьбой этот мораторий отменить, аргументируя это тем, что Минэкономразвития провело соответствующую работу по повышению эффективности работы ОЭЗ, а регионы, которые хотят создавать ОЭЗ для развития промышленности, не могут этого сделать из-за моратория.

Президент тогда согласился с идеей о возможном снятии моратория и поручил главе Минэкономразвития Максиму Орешкину подготовить соответствующий доклад (о снятии моратория на создание новых ОЭЗ – ИФ), который министерство внесло в администрацию президента в мае 2018 года.