26 октября на площадке Либеральной платформы «Единой России» был рассмотрен проект госпрограммы «Развитие здравоохранения Ульяновской области» на 2014-2020 гг. в части финансового обеспечения мероприятий на 2019 год. В мероприятии приняли участие представители регионального отделения партии «Единая Россия», министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия, депутаты Законодательного Собрания, руководители медицинских учреждений, члены областной Общественной палаты.

На финансовое обеспечение государственной программы развития здравоохранения в будущем году планируется направить почти 9,9 миллиардов рублей. Наибольший удельный вес составят расходы на уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения Ульяновской области (более 5 млрд. руб.) и на обеспечение деятельности государственных учреждений здравоохранения (порядка 3,4 млрд. руб.).

Более 635 миллионов рублей планируется заложить на лекарственное обеспечение населения. Порядка 164 млн. руб. будет потрачено на развитие системы оказания специализированной медицинской помощи, в том числе на лечение больных туберкулезом – около 7,6 млн. руб., на помощь инфицированным ВИЧ и гепатитом B и C – более 5,2 млн. руб., больным онкологическими заболеваниями – почти 43 млн. руб., сердечно-сосудистыми – 4,3 млн. руб. 80,6 миллионов рублей выделено на развитие системы медицинской профилактики, 10,5 млн. руб. – на паллиативную медицинскую помощь.

Почти 30 миллионов в рамках госпрограммы будет направлено на укрепление материально-технической базы и ремонт зданий медицинских организаций, расположенных в муниципальных образованиях. По 3 млн. руб. запланировано на Инзенскую, Майнскую, Радищевскую, Николаевскую и Сенгилеевскую районные больницы, 8 млн. руб. получит Карсунская, 5,2 млн. руб. – Тереньгульская и 1,5 млн. руб. – Старокулаткинская РБ. Почти 4,7 млн. руб. предусмотрено на реконструкцию и оснащение фельдшерско-акушерских пунктов, офисов врачей общей практики и врачебных амбулаторий на селе.

На реализацию мероприятий по охране здоровья женщин предусмотрено более 28,2 млн. руб., по развитию системы медицинской помощи детям – на 96 млн. руб. 26,2 и 21 миллионов рублей поступят на ремонт детской городской клинической больницы г. Ульяновска и ГУЗ УОДКБ. Еще 40 млн. руб. направят на строительство инфекционного корпуса Ульяновской областной детской клинической больницы, 16,5 млн. руб. – на развитие материально-технической базы детских поликлиник. Наконец, в рамках госпрограммы на 2019 год заложены средства на социальную поддержку работников государственных медицинских организаций (более 85 миллионов рублей), на подготовку специалистов с медицинским образованием (9,5 млн. руб.), санаторно-курортное лечение граждан (8,2 млн. руб.).

– Основная задача, которую поставил Губернатор и правительство Ульяновской области – это финансовое оздоровление отрасли. Мы не можем наращивать кредиторскую задолженность и на будущий год планируем заложить достаточно большие денежные средства на ее погашение – более полумиллиарда рублей. Конечно, проблему долговой нагрузки на здравоохранение за один год решить невозможно, но мы будем это делать в течение всех трех лет действия программы. Кроме того, большие средства выделены на финансирование национальных проектов. В бюджете 2019 года должно быть предусмотрено медикаментозное обеспечение граждан и льготных категорий, и проходящих лечение в стационарах. Отдельное направление – поддержание заработной платы медицинских работников на достойном уровне. Также важный вопрос – содержание лечебных учреждений: нам было непросто отстоять необходимость проведения ремонтных работ, но мы постарались в 2019 г. заложить на них средств больше, чем в текущем году, – подчеркнул министр здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области Сергей Панченко.

В ходе обсуждения участники встречи обозначили несколько актуальных задач развития отрасли, требующих особого внимания. Во-первых, это наведение порядка в системе госзакупок лекарственных средств и изделий медицинского назначения. По словам руководителя Либеральной платформы регионального отделения «Единой России», председателя комитета по бюджету и экономической политике Законодательного Собрания региона Александра Чепухина на эту проблему он и его коллеги из Общественной палаты региона обратили внимание еще год назад. Тогда были выявлены несколько случаев превышения цен на лекарственные препараты, устанавливаемых АО «УльяновскФармация» (на 30-40% по сравнению с их рыночной стоимостью).

Как отметил Сергей Панченко, в настоящее время лоты на медикаменты формируются учреждениями здравоохранения самостоятельно исходя из их потребностей. Опубликованы федеральные каталоги лекарственных средств, и появилась возможность мониторинга референтных цен при госзакупках.

Еще один вопрос, который заинтересовал присутствовавших, – порядок финансирования сверхнормативных коек в больницах. Директор территориального фонда обязательного медицинского страхования по Ульяновской области Владимир Смирнов подчеркнул, что в рамках базовой программы, которая оплачивается из средств ОМС, в регионе предусмотрено 6400 круглосуточных коек, тогда как по факту сегодня их почти на тысячу больше. Оплата содержания дополнительных мест в стационарах (для Ульяновской области эта сумма составляет более миллиарда рублей ежегодно) по закону относится к полномочиям субъекта РФ. По факту деньги на данные цели из региональной казны не выделяются, что приводит к росту кредиторской задолженности учреждений здравоохранения.

– Речь в основном идет о сельских больницах, где многие койки по факту пустуют. Очевидно, что необходимость в реорганизации назрела, однако делать это надо осторожно и вдумчиво, индивидуально подходя к потребностям каждого медучреждения, – подчеркнул Александр Чепухин.

Главный врач Чердаклинской районной больницы, член Общественной палаты региона Ирина Барбашина обозначила еще несколько причин появления у лечебных учреждений кредиторской заложенности. В их числе необходимость в начале года направлять дополнительные средства на выполнение указа Президента о повышении заработной платы сотрудников, а также на закупку лекарств из-за роста цен.

Главный врач Центральной городской клинической больницы города Ульяновска Илья Мидленко, в свою очередь, поднял вопрос о том, что наполнение ТФОМС в настоящее время производится не в полной мере из-за огромного числа граждан, не платящих налоги ввиду отсутствия официального трудоустройства. Александр Чепухин проинформировал, что в настоящее время вносятся изменения в федеральное законодательство, в соответствии с которыми люди, хотя бы единожды в течение квартала состоявшие в трудовых отношениях, будут причислены к категории работающих. Если направить средства на временное трудоустройство и обеспечить сезонной работой 50-60 тысяч человек, вполне возможно сэкономить порядка полумиллиарда рублей бюджетных средств, выплачиваемых в качестве взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

Свой вклад в дискуссию внесли и представители Общественной палаты Ульяновской области. Они выступили с предложениями об организации совместных торгов для районных больниц, увеличении объема расходов на обеспечение питанием беременных и кормящих женщин, а также детей в возрасте до трех лет и усилении в регионе контроля за расходованием бюджетных средств.

Подводя итоги, Александр Чепухин заверил, что публичное рассмотрение проектов государственных программ Ульяновской области на площадке Либеральной платформы Единой России будет продолжено:

– Что касается госпрограммы развития здравоохранения, закладывание в нее средств, достаточных на оплату труда специалистов отрасли на все 12 месяцев будущего года, – бесспорно, большой плюс. Радует и факт наличия расходов на покрытие части кредиторской задолженности медицинских учреждений. Объем финансов, направляемых на лекарственное обеспечение, примерно сопоставим с прошлогодним, однако при разумной организации закупок на эти деньги вполне возможно приобрести препаратов на четверть больше.

Пресс-служба ЗСО