Одним из организаторов первой комсомольской ячейки в Симбирске был Филипп Ксенофонтов. Он же, в свои 15 лет, стал первым редактором губернской молодежной газеты «Юный пролетарий». Его комсомольская и партийная карьера складывалась блестяще. Если бы не роковой 1937 год, кто знает, как далеко пошел бы наш земляк…

Жена Ксенофонтова, Татьяна Немоловская, составила после гибели своего мужа его краткую биографию: «Дата рождения Ксенофонтова – 1903 год, 27 ноября. Родился в Тагае, мать – батрачка, отец – политический ссыльный, проживавший в деревне Подлесное. Лицом Филипп четко нес черты матери. Сероглазый, широкий лоб, пышные волосы, веселый задорный взгляд».

В своих воспоминаниях Немоловская писала, что мать Филиппа Пелагея Никитична работала у кулаков, нанималась прачкой. Жили они впроголодь. Филипп с детских лет был заводилой, но заглядывал и в сельскую церковь, где его привлекала театральность службы. В земской церковно-приходской школе он поражал учителей стремлением к знаниям и получал отличные отметки. А летом гонял подводы на ямщицком пункте, нанимался жнецом.

К концу второго года учебы наступил голод. Пришлось Филиппу вернуться в Тагай. Опять работал в поле, извозничал, зарабатывал, как придется. Но вот грянула Февральская революция. 14-летним подростком он работает в Тагайском сельском совете. А потом – новое грандиозное событие, перевернувшее судьбу России и судьбу Филиппа: Октябрьская революция. В день ее годовщины губком РКП(б) организовал в Симбирске школу второй ступени имени Карла Маркса. В нее и был направлен Филипп. Эта школа, по воспоминаниям Татьяны Немоловской, стала его семьей. Там он организовал юношеский союз «III Интернационал».

А накануне летом 1918 года совсем еще юного активиста назначили редактором губернской молодежной газеты «Юный пролетарий». 1 июня увидел свет ее первый номер. На первой странице красовалась шапка «Иди в наш стан, пока не поздно, учись работать, жить учись!»

Инициаторы выпуска – секретарь губкома РКСМ Михаил Варейкис, Иван Кислицин и Александр Курушин – были довольны. Новая газета пошла на ура. Да, не ошиблись они в выборе редактора!

Юность 15-летнего Филиппа Ксенофонтова была наполнена бурными событиями. В день проведения в Симбирске первого Дня молодежи он находился в колонне манифестантов на Венце, затем у могилы погибших красноармейцев призвал симбирскую молодежь записываться в Красную армию и создавать комсомольские организации на производстве.

На встрече со студентами Симбирского университета Филипп обратил их внимание на перелом в пользу Красной армии в сражениях на Восточном фронте против приближающихся к Симбирску войск Колчака, сообщил о подавлении в губернии чапанного восстания. Юного докладчика проводили аплодисментами.

21 сентября 1919 года в Доме свободы начала работу первая губернская конференция РКСМ.

«Помню, с какой энергией взялись мы за работу, – писал в губернской газете «Заря» редактор молодежной газеты. – Мы устраивали митинги, собрания, выпускали свою газету, устраивали демонстрации, вечера. Экскурсия, футбол, праздники, сборы. Союз растет. Ныне уже немаленькие ячейки – выросла губернская конференция. Сегодня праздник. Мы жили и будем жить».

Среди семи избранных в президиум старшим был Иван Кислицин. Ему секретарь губкома РКП(б) Иосиф Варейкис (отец М. Варейкиса) поручил курировать первые ячейки комсомола. Филипп выступил на второй день конференции, обратив внимание на рост детской безнадзорности и преступности среди подростков. Сказал о шефстве комсомола над детдомами и бесплатными столовыми для детей нуждающихся семей.

Ветеран комсомола А.М. Уральцев в своих воспоминаниях так рисует облик Филиппа Ксенофонтова: «С гривой светло-рыжих волос – взгляд полководца и голос, в котором гремела живая правда, возносившаяся ввысь».

В предисловии к отчету первого съезда РКСМ Симбирской губернии редактор «Юного пролетария» написал: «С созданием губернского комитета юношеское движение в губернии вступило в свою организационную фазу».

Филиппу поручили преобразовать газету в общественно-политический журнал, а позже избрали делегатом на II Всероссийский съезд РКСМ.

Талантливый публицист, оратор и организатор молодежи, он вскоре стал известен всей России. В те дни во многих театрах прошла пьеса известного в те годы драматурга Билля-Белоцерковского «Шторм». Материалом для драматурга послужили послереволюционные события в Симбирске, а прообразом главного героя стал наш земляк, лидер молодежи Филипп Ксенофонтов.

В конце 1921 года губком направляет Филиппа на учебу в Москву, в Коммунистический университет имени Свердлова. В 21 год, после окончания учебы, он стал редактором республиканской «Туркестанской правды». Еще в университете Ксенофонтов начал писать книгу о диктатуре пролетариата, после ее выхода в свет он вскоре получил вызов в Москву. Его назначают помощником по печати секретаря ЦК ВКПб Сталина, он курирует все партийные издания страны. Но аппаратная работа тяготила Филиппа, он попросил перевести его в губернский центр. Работал в губкомах Харькова, Саратова, Сталинграда.

Жизнь нашего талантливого земляка оборвалась в пору массовых репрессий. Последним местом работы Филиппа Ксенофонтова оказалась Самара. Начиная с весны 1937 года, он почувствовал, как его стали сторониться члены губкома партии. 16 марта в 7.00 за ним пришли в его квартиру. Авторитет Филиппа как партработника был достаточно высок, и для него сделали исключение: разрешили проститься с женой, вызвав ее с работы.

В своих воспоминаниях Немоловская пишет: «Прошла в кабинет среди разбросанных книг, вещей. Там стоял бледный Филипп. С грустью взглянул на меня, сказал: «Татьяна, будь совершенно спокойна, держи себя в руках. Я арестован». Сквозь туман я видела офицеров в форме НКВД, спокойно расположившихся за столом. В ступоре видела уходящего Филиппа». Через некоторое время ей разрешили свидание с ним, она принесла мужу его кожаное пальто. Он успокаивал ее. Его расстреляли в следующем, 1938-м, году. Ксенофонтову было всего 34 года…

Свои воспоминания о муже Татьяна Немоловская передала в архив Центра документации новейшей истории Ульяновской области после 1956 года. В музее Ленинского мемориала хранится фотография первых симбирских комсомольцев, где есть и Ксенофонтов.

Владимир Радаев