14 ноября в Законодательном Собрании Ульяновской области состоялись публичные слушания проекта регионального бюджета на 2019 год. Открывая мероприятие, председатель комитета по бюджету и экономической политике Александр Чепухин отметил, что оно организовано в целях реализации принципа прозрачности и максимальной открытости для населения вопросов, связанных с формированием областного бюджета.

В дискуссии приняли участие депутаты областного парламента, Городской думы и муниципальных образований; представители исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления; лидеры некоммерческих организаций, гражданские активисты, члены Молодежного парламента и Общественной палаты региона.

Проект закона «Об областном бюджете Ульяновской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» представила министр финансов региона Екатерина Буцкая. По ее словам, доходная часть областной казны сформирована на 2019 г. в сумме более 52,2 миллиарда рублей с ростом к первоначально утвержденному бюджету 2018 года почти на 4 млрд. руб. Более чем на 4,2 миллиарда рублей прошлогодний показатель превысила расходная часть, составив порядка 51,8 млрд. руб. Профицит регионального бюджета – 446,3 миллиона рублей.

Общий объем налоговых и неналоговых доходов запланирован в объеме более 44,3 миллиардов рублей, что по сравнению с первоначальным планом на 2018 год выше на 7,6%. Наибольшую сумму и долю поступлений (34% или порядка 16 млрд. руб.) занимают акцизы, 82,2% из которых составляют акцизы на алкогольную продукцию и 17,7% – на нефтепродукты. Второй источник, занимающий почти 24,9% в структуре доходов, – налог на доходы физических лиц. Он спрогнозирован в сумме более 11 миллиардов рублей с ростом по сравнению с прошлогодним показателем на 5,3%. Далее по значимости следует налог на прибыль организаций, запланированный показатель по его сбору составляет более 10,6 млрд. руб. или 24% всех доходов казны.

Порядка 3,4 миллиардов рублей в областной бюджет принесет налог на имущество организаций, более 1 млрд. руб. – неналоговые доходы. Финансовая помощь из федерального бюджета для Ульяновской области определена в сумме, превышающей 7,9 миллиардов рублей, однако в перспективе может увеличиться до 12,5 млрд. руб.

– Относительно расходной части бюджета отмечу, что большая часть средств заложена в рамках реализации региональных государственных программ, общее число которых в 2019 году составит 20. Ввиду особой социальной значимости на госпрограмму «Развитие здравоохранения в Ульяновской области» на 2014-2021 гг. запланировано выделить более 9,8 миллиардов рублей, что почти на 1,5 млрд. руб. или на 17,4% превышает аналогичные цифры по 2018 году, – подчеркнула Екатерина Буцкая.

Порядка 5 миллиардов рублей составят страховые взносы на ОМС неработающего населения, 584 млн. руб. – средства на лекарственное обеспечение региональных льготных категорий граждан, 500,00 млн. руб. – на погашение кредиторской задолженности государственных учреждений здравоохранения. На ремонт зданий и укрепление материально-технической базы больниц выделят 242,4 миллиона рублей – в 2,6 раза больше, чем в первоначальном бюджете на 2018 г. Это позволит осуществить ремонтные работы в 17 лечебных учреждениях.

На реализацию государственной программы «Социальная поддержка и защита населения Ульяновской области» в будущем году предусмотрено более 10,3 миллиардов рублей, что позволит в полном объеме сохранить ныне действующие в регионе меры социальной поддержки нуждающимся гражданам. Почти 10 млрд. руб. выделят на госпрограмму развития и модернизации образования. Средства предусмотрены на субвенции местным бюджетам (более 6,5 миллиардов рублей), создание новых мест в общеобразовательных учреждениях в р.п. Тереньга и микрорайоне «Искра» областного центра (495 миллионов рублей), строительство детских садов в Ульяновске, Барыше и селе Большой Чирклей Николаевского района (316,5 млн. руб.), организацию отдыха и оздоровления детей (352,2 млн. руб.).

На реализацию государственной программы «Развитие транспортной системы Ульяновской области» в 2019 году направят более 4,8 миллиардов рублей, на отрасль культуры – более 1,1 млрд. руб., на физическую культуру и спорт – порядка 1,9 млрд. руб. Госпрограмма «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ульяновской области» будет профинансирована более чем на 2,5 миллиарда рублей, государственные программы в сферах охраны окружающей среды и формирования благоприятного инвестиционного климата – на 827,6 млн. руб. и 717 млн. руб. соответственно.

На развитие строительства и архитектуры в регионе в будущем году предполагается выделить 795 миллионов рублей, из них 100 млн. руб. будет потрачено на обеспечение жильем сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На отрасль ЖКХ и повышение энергетической эффективности запланировано 304,8 миллионов рублей. Наконец, почти 3,2 миллиарда рублей составят межбюджетные трансферты муниципальным образованиям.

Ознакомившись с основными параметрами бюджета Ульяновской области на 2019 год, участники мероприятия высказали свои замечания и предложения. Сразу несколько выступлений было посвящено вопросам привлечения дополнительных средств в региональную казну.

– Убежден, что областной бюджет должен быть максимально «приземлен» к людям и призван обеспечить высокое качество жизни граждан. Сегодня необходимо выделять значительные средства на решение имеющихся инфраструктурных проблем, оздоровление отрасли здравоохранения. Все это невозможно без поиска механизмов увеличения доходной части бюджета. Первостепенное значение имеет сбор НДФЛ, долю которого в структуре доходов нужно повышать. Возможности для этого есть: легализация теневого бизнеса, борьба с «серыми» зарплатами. И региональные, и муниципальные власти должны иметь мотивацию и необходимые инструменты для решения этих задач, – подчеркнул председатель комитета Законодательного Собрания по бюджету и экономической политике Александр Чепухин.

По словам заместителя председателя правительства Ульяновской области Марины Алексеевой, пополнить казну возможно за счет привлечения в экономику частных инвестиций, создания комфортных условий для ведения в регионе бизнеса и роста производительности труда, повышения эффективности бюджетных расходов. Кроме того, региональные власти намерены пересмотреть политику в отношении налоговых льгот и преференций, чтобы каждая из них давала конкретный социальный или экономический эффект, и разработать единые методические рекомендации для муниципальных образований, которые помогут им наполнять бюджет.

Председатель Счетной палаты Ульяновской области Игорь Егоров отметил, что законопроект о региональном бюджете на 2019 г. в целом соответствует нормам Бюджетного кодекса РФ. Среди положительных моментов он выделил запланированное в будущем году сокращение объема государственного долга области на 494,4 миллиона рублей.

– В 2018 г. долг уже снизился на 172 млн. руб., а доля в нем коммерческих кредитов – до 34,8%, – напомнил Игорь Егоров.

Вклад в дискуссию внесли и депутаты местных представительных органов власти. В частности, член Совета депутатов Цильнинского района Александр Сидоров порекомендовал обратить особое внимание на финансирование массового спорта и строительство спортплощадок в сельской местности. Председатель Совета Ассоциации фермеров Ульяновской области Станислав Санкеев отметил необходимость ежегодного увеличения расходов на ремонт и строительство в муниципалитетах дорог с твердым покрытием. Глава Ассоциации собственников и арендодателей недвижимости Юрий Савельев озвучил просьбу не повышать на региональном уровне ставку налога на имущество организаций, сохранив ее на уровне 2018 года – 0,7%. Руководитель Ассоциации сельских старост Ульяновской области Александр Банщиков предложил распределять средства, выделяемые из казны на поддержку ТОС, в пользу организаций, работающих на селе, а староста с. Краснополка Карсунского района Алексей Малин – направлять деньги, высвобождающиеся за счет экономии бюджетных средств, на ремонт социальных объектов в муниципалитетах и пересмотреть нормы подушевого финансирования малокомплектных школ.

– Если говорить о проекте регионального бюджета на 2019 год в целом, очень радует динамика роста его доходной части. По данному показателю Ульяновская область занимает второе место в Приволжском федеральном округе, уступая лишь Республике Татарстан. Положительно можно оценить социальную направленность бюджета – более 70% расходов составят затраты на социальную сферу. В то же время хотелось бы порекомендовать изменить подход к формированию ключевых показателей эффективности государственных программ и направлять дополнительные средства на повышение заработной платы работникам бюджетной сферы. Это будет способствовать росту доходов населения в целом, а значит, и собираемости налогов, – поделилась мнением член Общественного совета при министерстве финансов, доцент кафедры «Экономический анализ и государственное управление» УлГУ Ольга Киселева.

Заместитель председателя Заксобрания, руководитель фракции ЛДПР Дмитрий Грачев заявил, что при формировании и исполнении бюджета важно не забывать о наказах избирателей, собранных в период недавних предвыборных кампаний.

– Граждане ждут от нас решения актуальных задач в сферах здравоохранения, благоустройства территорий, строительства и ремонта сельских дорог, переселения из аварийного и ветхого жилья. Все это необходимо учитывать в работе и законодательной, и исполнительной властям.

Василий Гвоздев, первый заместитель Председателя Законодательного Собрания, руководитель фракции «Единая Россия» отметил, что население часто высказывает очень правильные предложения, которые идут от конкретного муниципального образования, поселка, двора, больницы, школы – это имеет огромное значение.

– По итогам слушаний мы обобщаем эти предложения, и затем рассматриваем их в комитетах областного парламента и в правительстве региона. Вносим изменения в государственные и муниципальные программы, в адресные перечни и в соглашения между правительством области и фракцией «Единая Россия» по исполнению бюджета. Я ответственно заявляю, что фракция «Единая Россия» все прозвучавшие предложения и замечания изучит, наши депутаты проработают их в своих округах. И мы обязательно постараемся учесть наказы граждан в областном и муниципальных бюджетах.

Завершая слушания, Александр Чепухин пообещал, что все прозвучавшие замечания и предложения войдут в итоговый протокол и будут направлены главе региона Сергею Морозову и в профильные комитеты Законодательного Собрания. Первое чтение законопроекта об областном бюджете на 2019 год в Законодательном Собрании Ульяновской области намечено на 21 ноября.

Пресс-служба ЗСО