Почти пятнадцать лет понадобилось региональной власти на то, чтобы додуматься, что с коммунальными тарифами у нас творится что-то неладное, и заказать наконец-таки аудиторскую проверку столичным специалистам. Первые её результаты немного шокировали чиновников.

БЫЛ БЫ ТОЛК!

В чем там шок – пока тайна, а тем временем долги за коммуналку у населения области перевалили уже за 3 млрд рублей. Да и с каждым годом тарифы лишь растут. Кто их обуздает?

Еще при генерал-губернаторе Шаманове власти успокаивали людей, вот, мол, будете платить за ЖКХ 100 процентов, рост прекратится. Прошло более 15 лет. Наверное, мы уже все 1100 процентов платим, а конца не видно. Да и понять цифры тарифов и нормативов потребления народ просто не может. Так всё замуровали, что ужас. А тут ещё и зима пришла, когда её не ждали. И теперь за отопление придется платить по 3-5 тысяч рублей. Семейный бюджет так и трещит по швам. Как жить дальше, ульяновцы не знают. Может, поэтому региональные власти и заказали аудиторскую проверку тарифов у москвичей. Но был бы толк!

– Это хорошая инициатива, но надо было раньше начинать, – делится своим мнением с “МГ” директор общественной некоммерческой организации “Симбирский дом” Григорий Николаев, – В масштабах города потребление тепла – это миллиарды рублей. И снижение тарифов на проценты сэкономит сотни миллионов. Будет ниже тариф, будет и меньше стоить горячая и холодная вода.

ШАГ НАЗАД

Кстати, тарифы – это только видимая часть. Если копнуть глубже, то, по сути, никуда не делось пресловутое ОДН. Просто переименовали услугу, и она перешла из разряда коммунальных в жилищные. И мы по-прежнему платим за уборку подъездов.

– Года два назад мы даже судились и выиграли все суды из-за незаконности применения расчетного метода при определении и утверждении нормативов, – говорит Николаев. – Тарифы и нормативы – разные вещи. Интересный момент. Что касается жилищной услуги, то её стоимость должны утверждать собственники жилья. А что получается? Нормативы на содержание мест общего пользования вроде как жилищная услуга, а утверждает их облправительство. Собственников жилья никто не спрашивает. Ещё один нюанс – норматив на ОДН для 5-9-этажных домов в среднем 0,03 куба на метр площади мест общего пользования. Эту цифру определили расчетным методом, хотя все дома разные. Но их взяли и усреднили. Мы же отстаивали позицию, что экономика должна быть сбалансированной. Мы в суде оспорили метод расчета и доказали ошибочность его применения. Но потом правительство РФ установило для всех один расчетный метод. И в этом плане мы сделали шаг назад. Хотя во многих домах есть приборы учета, бери и считай. Всё можно спрогнозировать. У нас же получается, что мы не смотрим на приборы учета и считаем. Поэтому нормативы на холодную и горячую воду на содержание мест общего пользования одинаковые, хотя это и абсурд.

Кстати, с горячей водой для населения нам тоже морочат голову. Откуда такие цифры – 155 рублей за куб – никто не может сказать.

– А везде применяется расчетный метод. Хотя стоимость горячей воды в домах должна быть разной, ведь многое зависит от состояния дома, – поясняет Николаев. – Где-то теплоизоляция труб плохая. Но собственники жилья не заинтересованы в том, чтобы заниматься инженерным состоянием дома. Поэтому что есть общедомовые приборы учета, что нет – не имеет значения, платить за горячую и холодную воду по ОДН будем одинаково.

НУЖЕН КОНТРОЛЬ

И все-таки тарифы можно обуздать. Для этого нужен строгий контроль со стороны общественности. А у нас полнейший пофигизм. Собственников жилья с трудом загоняют на домовые собрания. Зато разговоров про отопление – выше крыши. Например, есть два дома: один со своей котельной, другой подключен к ТЭЦ. В первом доме в двухкомнатной квартире за тепло зимой платят около трех тысяч рублей за месяц, в другом доме – в два раза дешевле. Вопрос: “Почему такая разница?” Или, например, у нас в городе три ТЭЦ. Дома получают тепло от них по разным тарифам. Как так? Разные услуги по транспортировке?

– Тарифная стоимость складывается из цены производителя плюс цены транспортировки, – рассказывает Николаев. – И здесь надо проводить экспертизу. Особенно по производителю. Почему на ТЭЦ гигакалория стоит 800-900 рублей? А потребителям доходит за 1900 руб/Гкал. Как такая сумма получается? Народ не знает. Например, на ТЭЦ-2, которая производит электроэнергию, тепло – вторичный продукт. И если гипотетически Новый город отключить от тепла, то энергетики будут отапливать небо. Им нужно его куда-то девать! Выходит, что стоимость тепла не такая высокая. Но производитель сам делает расчеты, а потом приносит их в облправительство на утверждение. А где общественные экспертные советы с привлечением независимых экспертов? Все должно быть открыто для общества. А какие потери на сегодняшний день у УМУП “Улья-новскВодоканал”, производителя и поставщика тепла? Если пять лет назад было, скажем, 40 процентов и сегодня столько же, то почему при нормативах в 5 процентов такое происходит? И всё это входит в стоимость услуги. Вот если у вас дома кран течет, вы его быстро почините. А транспортировщиков никто не наказывает. Потери тепла не сказываются на их прибыли. Поэтому только контроль со стороны общества изменит ситуацию.

Ещё одна “дурилка”. 80 процентов квартплаты у нас уходит на коммунальные услуги и лишь 20 процентов – на содержание и ремонт дома. Процесс утверждения этих 20 процентов затратный. Управляющей компании надо обследовать жилой фонд, провести собрание собственников, где явно найдутся недовольные.

– Если мы 20 процентов так бурно обсуждаем, то жители заслуживают знать полную информацию, из чего складываются и остальные 80 процентов. Может, тогда платежеспособность улучшится, – считает Николаев. – Вообще я думаю, что у каждого дома должны быть свои нормативы.

Арсений КОРОЛЕВ.