19 ноября Заслуженному учителю России Зое Сергеевне Борисовой исполняется 70 лет. В свой юбилей директор 20-го лицея не только вспоминает свой жизненный путь, но и становление учебного заведения, у руля которого она уже почти что четверть века. Именно при ней школа стала лицеем и на 10 лет опередила многопрофильное образование в России. Несмотря на свой стаж, Зоя Борисова уверена, что современная школа – это мотивация, выбор и индивидуализация. Все для учеников.
О пути педагога
— Зоя Сергеевна, хотим Вас поздравить, как это бы странно ни звучало, с двумя юбилеями. Во-первых, Вам 19 ноября будет 70 лет, во-вторых Ваш педагогический стаж уже почти полвека. Как Вы решили стать учителем? Что дало толчок к выбору профессии?
— Большую роль в формировании меня и выборе профессии сыграли родители. Отец и мама у меня закончили Ульяновский педагогический институт. Папа исторический факультет, мама всю жизнь была учителем химии. Отец около 25 лет возглавлял 42-ю школу. Поэтому я сделала осознанный выбор и в итоге пошла по стопам отца. Закончила тот же вуз, ту же специальность и сейчас так же, как и он, работаю директором. В выборе профессии я не сомневалась, ведь лучше, чем профессии педагога, вообще не существует.
— Как начиналась ваша карьера учителя, были ли сложности на пути к статусу «опытный педагог»?
— Так как муж у меня военнослужащий, поэтому я всегда ездила за ним. 20 лет я отработала учителем в школе в различных местах, и на Дальнем Востоке в Приморье, потом в Германской Демократической Республике, затем шесть лет в Прибалтике под Калининградом и только в 88-ом году я вернулась в Ульяновск. И хочется сказать, что где бы мы ни были, мне всегда везло с работой, всегда было место, поэтому у меня и большой трудовой стаж. Я ни дня не сидела без дела. Первые четыре года, вернувшись на родину, я отработала в ульяновском авиационном техникуме: занимала руководящие должности. Но всё равно я понимала, что это не мое. Поэтому с 92-го года я вернулась в школу, а через три года я стала директором. Почти четверть века работаю в этой должности в 20-ой школе, а с 2004 года мы стали лицеем.
— Всё-таки должность директора — это в большей степени административная работа. Вас не тянет назад вернуться к преподавательской деятельности?
— На данный момент уже нет. Было время, когда я совмещала. Выпустила несколько классов, преподавала историю и обществознание, готовила своих учеников к олимпиадам. Но сейчас приходится много времени уделять финансовой составляющей в лицее, так как организация стала самостоятельной, и я приняла решение, что надо заниматься только административной работой.
Современная школа
— А что для Вас значит слово «учитель»? И что педагог должен в первую очередь дать своим ученикам, чтобы они его помнили потом всю жизнь?
— Сейчас очень активно меняется мир, меняются и дети. Выросло уже совершенно другое поколение. Это другие дети. Поэтому, естественно, и педагоги должны меняться. В частности, владеть новыми технологиями, учить по-другому, потому что даже требования к качеству образования со стороны государства очень изменились. Но самое главное — если работать педагогом, в первую очередь надо любить детей, какие бы они ни были. В противном случае педагог просто не сможет работать в школе. Важно уметь прощать, может даже на некоторые вещи закрывать глаза, идти на компромисс. Учитель должен быть прекрасным психологом, добрым, отзывчивым человеком и в какой-то степени другом ученику. Тогда ему будут доверять и уважать его как профессионала.
— А где же вот эта черта, за которую учителям все же нельзя выходить, как ее не пропустить?
— Естественно, что грань в этом общении должна быть. И педагог обязан знать, как правильно вести диалог с учениками. При общении нельзя стирать грань «педагог – ученик», нельзя разговаривать о личной жизни. Общаться нужно по-деловому, помогать ученикам, давать рекомендации, отвечать на вопросы, касающиеся предмета.
Первый многопрофильный: уникальное образование
— Многие в городе знают ваш 20 лицей и многие о нём говорят, говорят об уникальной системе образования, ученики стоят толпами, пытаясь попасть в ваш лицей. С чем Вы связываете такую популярность?
— С 90-х годов у нас существует многопрофильная система. Сначала открыли три профиля, потом добавился еще один. Мы на 10 лет практически опередили в профильном образовании Россию. За эти годы сформировался очень сильный профессиональный состав педагогов. Мы постоянно участвовали в опытно-экспериментальной, инновационной работе. Изучение предметов идет по углубленной программе. Профильное обучение дает прекрасные результаты, и лицеисты знают, что если они успешно оканчивают лицей, то потом в дальнейшем успешно складывается их путь в получении высшего образования. Также процесс образования двигают национальные проекты, конкурсы и гранты. У нас не было ни одного года, чтобы мы не участвовали в конкурсах и не получали гранты. Все эти деньги идут на модернизацию материально-технической базы лицея. Поэтому мы с гордостью говорим, что мы ничуть не уступаем лучшим школам России, а теперь у нас есть еще классы международного бакалавриата (Middle Years Programme — MYP). Мы авторизовались как международная школа. И теперь мы соответствуем не только нашим Федеральным стандартам, но и международным.
— Можно ли так сказать, что на выходе из вашего лицея ученик получает профильное образование?
— Я всегда говорю, что современная школа — это, во-первых, школа мотивации, дети должны быть мотивированы, и чем раньше они перед собой поставят цели, тем раньше они поймут, что нужно предпринимать, чтобы их достигнуть и получить результат. У нас вот начальные классы обучаются по двум системам. Начиная уже с пятого класса, идет предпрофильная подготовка. С 8 по 11 классы у нас полностью профильное обучение: физико-математический, информационно-технологический, химико-биологический, филологический. И вот чуть более года назад у нас появилось пятое направление — это международная школа с 5 по 9 классы, где упор делается на иностранные языки. Два обязательных и третий на выбор. Во-вторых, современная школа – это школа выбора. Чем обширней любое образовательное учреждение предоставит детям выбор, выбор профиля обучения, дополнительного образования, тем качественнее будут результаты учебы. Ну и последнее. Современная школа — это школа индивидуализации. Дети все разные, с разными способностями, с разными потребностями. У нас много старшеклассников учиться по индивидуальным планам, мы активно их переводим на такой формат обучения.
— То есть каждому ученику вы составляете индивидуальный план, и он занимается по своей программе?
— У нас есть полипрофильные классы. Это сделано именно для выбора учеников. Часть детей обучается по химико-биологическому профилю, а другая – по филологическому. Одна группа углубленно изучает химию и биологию, а другая идёт в это время на иностранные языки и литературу. Когда дети готовятся к олимпиадам, старшеклассники ездят по вузовским конкурсам в российские города, дополнительно занимаются. Мы, конечно, предоставляем такую возможность и для них выстраиваем индивидуальную образовательную траекторию. Они могут, например, изучать ряд отдельных предметов дома, самостоятельно, сдать зачетами в конце полугодия, а все силы бросить на предметы, которые нужны им будут в дальнейшем для получения образования. И вот именно индивидуализация дает свои положительные результаты.
— Ранее Вы сказали, что у вас в школе два иностранных языка обязательно, а третий на выбор. А сколько вообще школа готова предоставить иностранных языков для изучения вашим ученикам?
— Сейчас внесены изменения в образовательные программы. И изучение второго иностранного языка стало обязательным. Мы включили изучение двух языков именно в международных классах. У нас английский и немецкий, а третий — французский. При этом запросы у детей есть, даже на китайский язык, но преподавать некому. Поэтому нам в этом направлении надо еще много работать, чтобы наши дети достаточно хорошо владели иностранными языками.
— Ну и в завершение. На Вашей двери при входе написано объявление «Уважаемые родители, мест в школе нет. Все классы полностью укомплектованы». Это говорит об имидже лицея. Чем он так привлекает еще, помимо образовательной системы?
— Но тут каждый родитель в принципе решает по-своему, но все же для многих важен при выборе школы статус учреждения и его заслуги. Что касается нас, то мы уже четыре раза входили в топ-500 лучших школ России. Прошлый год у нас был вообще звездный. Мы вошли в топ-200 школ независимого рейтинга по работе с одаренными детьми. Ну и также мы входим в топ-100 лучших профильных школ России. У нас очень успешные выпускники, которые поступили во многие ведущие вузы России. Почти все наши выпускники поступают в вузы. 80-85% из них обучаются на бюджетных отделениях. Да, у нас трудно учиться, потому что эти программы они очень сложные, но они дают результаты. И пусть лучше дети со школы привыкнут к этому. Наши ученики говорят: «Нас научили трудиться, нас научили учиться», и я не припомню случая, чтобы кто-то из наших выпускников вылетел из вуза именно за неуспеваемость, они все становятся трудягами. У лицея есть лицо. Это и привлекает родителей, поэтому они хотят отдать своего ребенка именно к нам получать образование. У нас девиз лицея «Успех в лицее определяет успех в жизни». И чем дети это раньше осознают, тем лучше.
Антон Кирпичев