В преддверии начала нового учебного года губернатор обрадовал ульяновских школьников и их родителей: рекомендовал перейти всем общеобразовательным учреждениям региона на пятидневную учебную неделю. Но в стартовавшем учебном году родители некоторых школ столкнулись с практически ультиматумами от администрации: или оставляем шестидневку, или делаем пятидневку, но с занятиями до темноты. Какие проблемы в ульяновском общем образовании нужно поднять, чтобы пятидневная учебная неделя стала реальной?

В некоторых школах Ульяновска среди родителей начинается сбор подписей за сохранение в следующем учебном году шестидневной недели. Информация о таких сборах появилась в соцсетях. Также родители сообщают о разъяснительной работе со стороны педагогов – им говорят, что при переходе на пятидневку, детям, особенно в старших классах, ежедневно придется сидеть в школах до 8 уроков, возвращаться домой затемно, а готовиться к занятиям посреди ночи.

Как уточняют в управлении образования Ульяновска, пока в горадминистрацию обращений от родителей с просьбами не переводить школы на пятидневную неделю не поступало. В управлении напоминают, что, согласно планам, на пятидневку все школы города могут перейти с 2019-2020 учебного года. Хотя уже сейчас по пять дней в неделю учатся 16 школ города. Это гимназия №30, школы №№ 8, 12, 25, 37, 52, 53, 58, 85 и Баратаевская, Карлинская, Отрадненская, Кротовская, Лаишевская, основная Луговская школы, начальная школа №200. Кроме того, пять дней учатся начальные классы во всех школах, кроме Лингвистической гимназии, гимназии №44 и школы №22.

Еще девять школ стали пилотными – уже в нынешнем учебном году начали переход на пятидневку. Пока она вводится для 5-7 классов, рассказывает директор многопрофильного лицея №11 Владимир Обласов. При этом шестой день занятий у школьников должен остаться, но по желанию: “Сейчас мы переводим среднюю школу – 5, 6, 7 классы. Смотрим, как переформировать расписание. Но на самом деле пятидневка достаточно условная, так как у нас есть внеурочная деятельность. И большая ее часть ляжет на субботу. Это кружки, секции, лабораторная, исследовательская работа, виды деятельности для общего развития ребят”.

Решать, ходить ли в школу в субботу, или заняться чем-то другим, при таком учебном плане, будут сами дети и родители, подчеркивает Обласов: “В целом все часы по учебному плану мы сохраним, просто часть из них переведем во внеурочку. В учебном плане есть две части – учебная деятельность и внеурочная. И ничто не мешает какие-то часы из первой части вставлять во вторую. Они должны стать необязательными, это будут решать родитель и ребенок”.

При этом директор отмечает, что и у него, и у родителей мнение насчет пятидневки двоякое. С одной стороны, это возможность большего отдыха или выбора дополнительных занятий для детей. С другой, особенно в старших классах, два выходных могут сказаться на учебной дисциплине. “Главный плюс – это два выходных дня. Сейчас родители часто говорят: “У нас даже нет выходного воскресенья”, – так как в воскресенье нужно готовить уроки на понедельник. Если ребенок готовит уроки в воскресенье вечером или тратит вечер на повторение материала, с пятидневкой получаются свободный вечер пятницы и свободная суббота. Это огромный плюс, ребенок может отдохнуть, поехать куда-то, провести время с семьей, – поясняет Владимир Обласов. – С другой стороны, чем старше ребенок, тем больше родитель отстраняется от помощи с уроками, мотивируя, что уже не знает физики, химии и другого материала. И родитель теряет контроль над занятиями. И учебные пятница, суббота позволяют держать ребенка в тонусе. Если дома родитель помочь не может, единственная помощь остается – учитель, класс и уроки. Но я говорю о старших классах, конечно, а не о начальной школе”. Также, по мнению директора, пятидневка удобнее для учителей. Имея условно свободную субботу, они могут посвятить ее воспитательной работе, например, выездам с классом. При шестидневке под такие мероприятия приходится перекраивать расписание.

Впрочем, в перспективе 11-й лицей планирует перевести на пять дней обучения и старшие классы. Да, признает руководитель школы, из-за этого у детей появятся седьмые уроки. Но составлять расписание обещают разумно – оставляя на вторую половину дня предметы, не требующие усиленной умственной нагрузки. Например, физкультуру и ОБЖ. Для средней школы это ИЗО, музыка и так далее.

Пятидневную учебную неделю организовать сложно, но можно. Это подтверждает опыт Москвы, где немалое число школ уже не один год учатся по пять дней в неделю. Примером могут стать и несколько ульяновских учебных заведений.

37-я школа работает по пятидневной неделе уже около десяти лет. Директор школы Игорь Комиссаров рассказывает, что организовать работу по такому расписанию не всегда просто. Например, администрация школы опасается возможности уйти на полуторасменное обучение с одним скользящим днем. Вариант перевести на шесть дней только старшие классы директор отвергает, отмечая, что это несправедливо по отношению к педагогам.

Сейчас в 37 школе суббота – так называемый развивающий день. Учителя организуют мероприятия для классов, 9- и 11-классники готовятся к экзаменам. При этом внеурочные занятия укладываются в пятидневку. Для пяти- и шестидневной недели существуют разные учебные планы, поясняет Игорь Комиссаров. В первых меньше число часов по некоторым предметам, но для освоения материала оно считается достаточным. Начиная с шестых классов, у детей может быть по семь уроков. Восьми уроков, которыми пугают родителей в других школах, нет.

В управлении образования также подчеркивают, что переход на пять дней – это переход на новый учебный план с уменьшением общего количества занятий: “Министерством образования РФ разработаны учебные планы для занятий в школе, как по пятидневной учебной неделе, так и по шестидневной учебной неделе. Это означает, что часы с шестого дня (субботы) не раскидываются на остальные дни, как это представляю родители. Изначально программой пятидневки предусмотрено меньшее число учебных часов в неделю по ряду предметов, это делается не в ущерб знаний. В то же время это позволяет не увеличивать количество уроков в день”.

Впрочем, отмечают в управлении образования, принимать решение, переходить школе на пять дней или оставлять шесть, все же должна ее администрация. Пока школы должны изучить мнение учеников, родителей и педагогов.

Кроме мнений учащихся и коллектива, обращает внимание Игорь Комиссаров, в выборе пяти- или шестидневки немалое значение имеет количество учеников. Чем больше детей, тем сложнее уложиться в пять дней занятий, ведь по новым санитарным нормам, в том числе по количеству учеников в классах, в зданиях школ попросту может не хватать помещений для всех. Так что, областному руководству, рекомендующему пятидневку на радость детям и родителям, придется более активно решать проблему переполненности отдельных школ.

Вы за:

Результаты опроса


Загрузка ... Загрузка ...