РУКОВОДИТЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ РОСПРИРОДНАДЗОРА ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ЭКСПЕРТ РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ОНФ АЛЕКСАНДР КАПЛИН ПРИНЯЛ УЧАСТИЕ В РАБОТЕ ОТКРЫТОГО МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ФОРУМА ПРОКУРАТУР ПФО И ВОЛЖСКОЙ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ ПОД ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОМ ЗАМГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА РОССИИ СЕРГЕЯ ЗАЙЦЕВА.

Совещание, напомним, проходило в столице Республики Марий Эл Йошкар-Оле. Встреча была представительной, достаточно сказать, что в ней принимали участие глава республики Александр Евстифеев, Волжский межрегиональный природоохранный прокурор Вениамин Селифанов, прокурор Ульяновской области Сергей Хуртин, ульяновский межрайонный природоохранный прокурор Павел Кузичев, прокуроры других субъектов ПФО. А также представители научных и общественных организаций, в том числе от ОНФ.

Форум был посвящен актуальной для регионов России теме, конкретно – реке Волге. Не надо объяснять, что более всего во встрече были заинтересованы регионы, расположенные на главной водной артерии страны. Тем более что обсуждались вопросы обеспечения законности в сфере охраны вод как одного из решающих факторов экологического благополучия объектов, входящих в бассейн Волги на территории ПФО.

Совсем недавно мы сообщали о том, что губернатор Ульяновской области Сергей Морозов встречался в Москве с заместителем председателя Правительства России Алексеем Гордеевым. Шел предметный разговор о федеральной программе «Экология», в реализации которой нашему региону отведено не самое последнее место. Другое дело, что трудностей здесь будет достаточно. Впрочем, не будем забегать вперед…

Не удивительно после этого, что Александр Каплин выступил в дискуссионном блоке с докладом «Исполнение законодательства в сфере охраны вод». Он счел необходимым обозначить в своем выступлении целый комплекс проблем, которые требуют безотлагательного решения, в том числе на уровне федеральных органов исполнительной и законодательной власти. Речь зашла, в частности, о пробеле в законодательстве, позволяющем предприятиям и организациям уходить от плановых и внеплановых проверок со стороны контрольно-надзорных органов. В качестве наглядного примера эксперт продемонстрировал слайды с Сенгилеевским цементным заводом, который построен на берегу Волги, попадая тем самым в водоохранную зону.

СТО ЛЕТ – МНОГО БЕД

Чтобы разобраться в существе вопроса, заглянем в историю предприятия. Завод был пущен в эксплуатацию 1 мая 1915 года. К концу своего существования он запомнился толстым слоем цементной пыли, покрывавшей как заводскую территорию с ее вросшими в землю цехами, так и окрестности, прежде всего поселок Цемзавод. В 1992 году для предприятия наступили тяжелые времена. Взлетевшие цены на цементную продукцию привели к затариванию складских помещений и парализации производства. Работники месяцами не получали зарплату. Началась текучка кадров. Лихорадка продолжалась долго, около полутора десятков лет.

В 2007 году завод решено было перестроить в прямом смысле этого слова. Старое оборудование демонтировали, корпуса пошли под снос. На освободившихся территориях, как феникс из пепла, появился новый современный завод. Его ввели в строй 14 июля 2015 года, как раз в 100-летний юбилей. Под звуки фанфар возвестили, что Сенгилеевский цементный завод является экологически чистым и градообразующим предприятием, что он гордость не только отрасли, Ульяновской области, но и всей России. В запуске высокотехнологичного производства участвовали представитель президента в ПФО Михаил Бабич, министр промышленности и торговли России Денис Мантуров, другие высокие гости и, конечно же, первые лица региона…

СТОП! Покинем праздничное торжество и окунемся в действительность. С тех пор прошло более трех лет. Однако, как прозвучало в докладе Александра Каплина, завод юридически до сих пор находится в стадии строительства, хотя, по факту, исправно выпускает продукцию. Это разрешено законом? Если разрешено, нет вопросов. Закон не разрешает? Тогда куда смотрели и до сих пор смотрят надзорные и контролирующие органы, прежде всего природоохранная прокуратура? И даже не с этого следует начать. Завод изначально был построен на берегу Волги. Замысел первостроителей, а это были местные купцы, понятен. Это сегодня мы располагаем автомобилями, «железкой», теплоходами, а тогда основным и, пожалуй, единственным видом транспорта была конная тяга. Перевозить на ней продукцию завода из-под высокой горы наверх для перегрузки вряд ли виделось возможным. А баржи вот они, всегда под рукой.

Но завод оставался многие десятилетия стоять на берегу Волги и при советской власти. Не будем гадать, почему это происходило: то ли строительство нового предприятия ставило под удар производство цемента, в котором молодая страна всегда нуждалась, потому что стремительно росла и строилась. То ли не было сил и средств на новое строительство, желания и политической воли. Но факт остается фактом: цемзавод продолжал густо дымить, губить вокруг себя все живое и сокращать жизнь жителям заводского поселка.

Это, для сравнения, один в один ситуация с «Володаркой», которая при строительстве Куйбышевской ГЭС оказалась ниже уровня Волги. Но никто не посмел даже намекнуть вождю, Сталин этого не терпел, что знаменитому патронному заводу грозит затопление и его надо переносить в другое место. Промолчали и стали строить защитную дамбу, содержание которой вот уже около 70 лет влетает государству, то есть нам с вами, в копеечку.

Но мы давно уже живем не при Сталине, и остается только гадать, почему новый современный завод возвели на том же самом месте, где стоял старый. Чем руководствовались? Почему никто из контролеров, законоблюстителей и защитников природы при погонах и без них не спросил об этом власть предержащих, не озаботился состоянием Волги, но, главное, судьбой прежде всего жителей поселка Цемзавод, Сенгилеевского района и не только его?

ПРИКАЗАНО НЕ ПУЩАТЬ!

Теперь выясняется, что и дальше закрывать глаза на проблему больше не получится. Ситуация стала напоминать собой бомбу замедленного действия. Как поясняет Александр Каплин, пребывание завода в стадии строительства препятствует постановке его на учет как «объекта негативного воздействия на окружающую среду». Говоря простым языком, что внутри него происходит, какие процессы, что делается правильно, а что и вовсе недопустимо, узнать невозможно. Эксперт пояснил, что предварительно, по проектной мощности, заводу при постановке на учет должна быть присвоена первая категория опасности. Более того, с учетом его нахождения в водоохранной зоне Волги и предыдущих нарушений природоохранного законодательства завод должен иметь категорию максимального риска – чрезвычайно высокого. Последнее обстоятельство позволило бы чаще других проверять столь опасное для окружающей среды, в том числе для Волги, предприятие. Но не позволяет, и завод, подобно «разбойнику и вору Емельке Пугачеву», чувствует себя вольготно и безнаказанно.

Не будем спрашивать хозяев предприятия о причинах явно затянувшегося строительства, вызывающего много вопросов: у них, похоже, только «рублики в глазах». Гонит завод продукцию, дает прибыль, значит все хорошо, остальное до высокой колокольни.

А вот позиция властей Сенгилеевского района ничего, кроме недоумения, не вызывает. По словам Александра Каплина, они, эти власти, продлевают разрешение на строительство. Такая, с позволения сказать, мягкотелость дает предприятию возможность не вставать на учет в качестве опасного для окружающей среды объекта. Зато лишает надзорные органы права включать завод в планы проверок и получать в прокуратуре согласование на проведение внеплановых проверок по обращениям граждан. Как вам это нравится?

ПОРУЧЕНИЕ ИСПОЛНИТЬ!

Вокруг ситуации с цемзаводом на форуме разгорелась целая дискуссия. Все завершилось тем, что волжский межрегиональный природоохранный прокурор Вениамин Селифанов дал соответствующее поручение руководителю Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры Павлу Кузичеву соответствующее поручение. Тому не оставалось ничего другого, как «взять под козырек». Его предшественник на этой должности, Владимир Бесараб, при котором все и начиналось, может потирать руки: его подобная участь миновала.

Что касается жителей поселка Цемзавод, всех сенгилеевцев, им остается надеяться, что ситуация найдет свое решение и будет взята под жесткий контроль. В любом случае, замолчать ее уже не удастся.

Акцент

Не будем спрашивать хозяев предприятия о причинах явно затянувшегося строительства, вызывающего много вопросов: у них, похоже, только «рублики в глазах». Гонит завод продукцию, дает прибыль, значит все хорошо, остальное до высокой колокольни. А вот позиция властей Сенгилеевского района ничего, кроме недоумения, не вызывает.