В начале ноября на одном из заседаний Гордумы было озвучено, что подростковая преступность в Ульяновске выросла на 45%, количество «вечерних» преступлений на 87,5%. Чуть позже в одной из засвияжских школ был избит сын Брагина. Для нас это стало поводом вновь поднять больную тему Дмитрий ЕЖОВ. Сын общественника жестко избит в Засвияжье: «зовут» в группировку. Проблема только усугубляется: снова ставлю вопрос
Материал привычно вызвал большой резонанс, характеризующий серьезность проблемы (200 комментариев). В ходе обсуждения мы обозначили следующий шаг: поговорить с основными чиновниками и ответственными по проблеме лицами. Итоги этих разговоров представляем ниже.
В качестве эпиграфа предварим материал двумя скриншотами постов, опубликованных на текущей неделе в социальных сетях.

Позиция УВД.
На прошлой неделе во время знакомства с новым руководителем УМВД Андреем Мишагиным журналисты задали ему вопрос про методы борьбы с подростковой преступностью, так называемыми молодежными ОПГ. Он назвал эту проблему “злободневной”, но попросил не путаться в терминологии: “Я бы попросил не прибегать к таким жестким оценкам, когда молодежным субкультурам присваивают квалификации ОПГ». Само решение проблемы он видит в “тесном взаимодействии правоохранительных органов и органов исполнительной власти“: “молодежь надо вовлекать в социальные проекты, в физическую культуру и спорт, просто в культуру…».

Отметим, что Сергей Морозов на прошедшей днем позже встрече с Мишагиным призвал его сконцентрироваться на борьбе с молодёжной преступностью.

Региональный уровень.
Председатель региональной комиссии по делам несовершеннолетних Екатерина Уба в ответе на наш вопрос отметила, что их орган работает комплексно и адресно, однако основная роль отведена родителям.

“Конечно, работа комиссии не ограничивается заседаниями. Они напрямую работают с семьями, оказавшимися по различным причинам в трудной жизненной ситуации. Такая работа проводится комплексно — работают службы соцзащиты, орган опеки, полиция, представители образования, здравоохранения, культуры, центра занятости, молодежной политики. В ходе такой работы они выясняют, какая нужна помощь: финансовая, медицинская помощь, трудоустройство, юридическая консультация и прочее. За 9 месяцев текущего года муниципальными комиссиями проведено 594 заседания, из них 22 выездных. Рассмотрено 7614 материалов, из них 3296 дел по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. По каждому вопросу выносится постановление комиссии с конкретными мерами, которое, в соответствии с законом, является обязательным для исполнения органам и ведомствами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Но, несмотря на проводимую работу заинтересованных структур, основная роль в воспитании принадлежит все же родителям. Незанятость ребенка в свободное от учебы время, слабый контроль с их стороны приводят к тому, что дети начинают совершать правонарушения, преступления. Ведь никто не сможет так воспитать ребенка, дать ему столько любви и заботы, как родители. Конечно же, необходимо побольше времени проводить со своими детьми, интересоваться их увлечениями”.

Министр молодежного развития Ульяновской области Ирина Лукьянова на вопрос о работе с проблемной молодежью прислала (на наш взгляд) едва ли относящийся к теме ответ, в котором рассказала, что в следующем году у них намечен ряд мероприятий, которые помогут трудным подросткам выплеснуть энергию.

“Министерство молодежного развития и другие исполнительные органы государственной власти имеют огромный план работы по экстремизму, преступности, особенно среди профессиональных и средних учебных заведений. У меня тоже растут два сына: 12-летний суворовец и первоклассник. Я считаю, что сейчас детям все дозволено, они могут зайти на любую страницу в Интернете и прочитать там что угодно.
Мы на ближайшие три года мы запланировали такие региональные мероприятия, на которых молодежь была бы задействована максимально. Все молодежные объединения должны начинаться со школьной скамьи: если брать политические направления, то организуется работа такихе структур, как детская общественная палата. Вторая ступень – студенческие фестивали, туда мы привлекаем студентов сузов и вузов. И естественно это большой президентский проект – волонтерский. Любой человек, начиная с 14 лет, который уже осознано к этой теме может подойти, может спокойно обратиться к нам в министерство молодежного развития, в центр благотворительности и добровольчества задать свой вопрос и вступить в эту организацию. Также он может просто помогать и быть задействован во всех наших мероприятиях. Не только в “шариках и фонариках”, как сейчас говорят, но и в обучающих семинарах. Я всего 5 месяцев являюсь министром, но мы уже провели 5 семинаров в “Точке кипения”, направленных на работу с этой категорией ребят. Мы сейчас рассматриваем и другие варианты работы с трудными подростками. К примеру, в детских лагерях устраивать игры по типу “Последний герой”. Трудным подросткам нужно выплескивать энергию. Такую работу мы делали, когда я работала в комитете по делам молодежи. Плотно сотрудничали с органами внутренних дел. На следующий год запланировали ряд подобных мероприятий, в которых в том числе будут участвовать студенческий актив, молодежная дума и молправительство. Хотим сделать какие-то благодарности ребятам, которые захотят участвовать и будут занимать какие-то места, мотивируя их этим.

Проблема молодежных ОПГ существует и в ее решении мы готовы идти вперед. Мы готовы работать над ней со всеми исполнительными органами государственной власти. В том числе работать с Загсами, чтобы семьи были полноценными и не распадались, чтобы был комплексный подход к росту ребенка в подростковом периоде. Мы не будем забывать и о патриотическом воспитании: если будем ребят приучать к патриотке, к любви к малой родине, начиная с раннего возраста, тогда они начнут понимать, что нельзя разрушать, и душа взыграет внутри”.

Вопросом занимается и региональная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, в которую входят представители нескольких ведомств. Напомним, по итогам 2017 года они отчитались о снижении уровня подростковой преступности на 20,3% (с 365 до 291 преступлений). Отчет в сюжете ниже.

Заместитель председателя комиссии Николай Хижняк, как и главный полицейский, провел нам ликбез по терминологии, попросив не путать “преступность несовершеннолетних” и “молодежные ОПГ”. По его словам, с организованными преступными группировками работают специальные подразделения органов внутренних дел, а комиссии занимаются профилактикой. Разговор тоже получился весьма общий:

“С ОПГ работают оперативники, мы занимаемся профилактикой, поэтому у нас никакие ОПГ в работе по линии несовершеннолетних – нет. На территории Ульяновской области создано 27 таких комиссий. Они действуют в муниципальных образованиях, в городских округах. Это не только областная комиссия, в которую входят региональная система профилактики, это все ведомства на местах. В соответствии с ФЗ №120 туда входят 11 ведомств, в том числе образование, соцзащита, опека, здравоохранение, спорт, культура, полиция и т.д. Работа идет как с несовершеннолетними, так и с их семьями.

В соответствии с законом, комиссия – коллегиальный орган: представители ведомств собираются, принимают решения и выносят постановление, которое обязательно для всех органов системы профилактики. Культурные, спортивные учреждения должны, в первую очередь, заниматься ребятами трудными, теми, которые попадают в поле зрение органов внутренних дел, состоят на внутреннем учете. Обязателен вопрос занятости этих детей. Чтобы неблагополучные дети пошли не на улицу и там свободно себя чувствовали, а чтобы были заняты действительно грамотными педагогами, которые способны исправить подростка. Другие выявляют семьи, из которых идет негатив, и тоже сигнализируют в комиссию или в другие органы. Они должны гасить искру неблагополучия. И эта работа каждодневная. Комиссии в больших районах города – Заволжский и Засвияжский – чаще работают как “скорая помощь”. Если что-то происходит, то специалист собирается, выезжает на место, выясняет и старается исправить ситуацию. Групповая преступность, вообще преступность, любое правонарушение, безнадзорность, уход из дома – это уже ЧП для тех же членов комиссии, для работающих в ней ведомств, и по каждому вопросу они разбираются отдельно”, – пояснил Хижняк.

Муниципальный уровень.
В каждом районе города, как и в других округах, имеются свои комиссии, которые занимаются “координацией деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних“. Об их работе нам рассказали в пресс-службе администрации города. Ответ был очень громоздким, в основном дублировал сказанное выше. Из конкретного добавляется, что специалисты районных администраций совместно с управляющими компаниями и ТСЖ проводят мероприятия по контролю и проверке чердачных и подвальных помещений многоквартирных домов

“На имя руководителей УК, ТСЖ, ЖСК регулярно направляется информация о проведении проверок, особенно в преддверии праздничных мероприятий. Районными комиссиями совместно с учреждениями системы профилактики проводится работа по организации занятости подростков в возрасте от 14 до 18 лет в каникулярное и свободное от учебы время, в том числе в приоритетном порядке занятость детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подростков, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел”, – сообщили в мэрии.