Новый вид мошенничества в Ульяновске и по всей России. На этот раз беспринципные преступники наживаются на памяти павших в Великой Отечественной войне и чувствах их родных. География захватывает практически все регионы России, истории — когда под копирку, когда детально проработанные — давят на чувства любого нормального человека: найден ваш отец, брат, дед, прадед. Найден, после десятилетий безвестности.

Евгений ЛУКОВКИН
КОРРЕСПОНДЕНТ
Представьте себе: вы находитесь дома и вдруг на ваш телефон поступает звонок. «Уникальная находка! Удача: на развалинах разбитого ДЗОТа времён Второй мировой войны поисковики обнаружили останки вашего родственника!» И даже больше, чем останки. Иногда удаётся найти награды или предметы военного быта, обмундирования. И вам готовы всё это вернуть, вот только есть одно но: нужна некоторая сумма. Небольшая. Иногда 3, иногда 5, иногда 7 тысяч рублей. Если вы перечислите эти деньги, останки вашего родственника и все памятные вещи передадут вам. И дальше есть два варианта развития событий: либо останки действительно доставляют, и тогда таких людей, называющих себя «поисковиками», уже нельзя назвать полными моральными уродами, либо вам вообще ничего не приходит и это — самое настоящее мошенничество. Проще говоря: развод.

По самым скромным подсчётам, на местах боёв Великой Отечественной лежат незахороненными или захороненными неучтённо, в спешке отступления, прорыва немецкого окружения или на ключевых плацдармах, бои за которые шли порой месяцами, десятки тысяч советских воинов. Лежат там же и солдаты и офицеры противника. И тех и других сегодня «поднимают» (так называется эксгумация на профессиональном сленге) члены поисковых отрядов, сформированных буквально в каждом регионе страны. Государство отдало эту архиважную, пронзительную миссию добровольцам, те развили по-настоящему народное движение. Тысячи найденных, сотни опознанных останков сегодня снова предаются земле. Со всеми положенными воинскими почестями.

Паразитировать на благом деле — удел людей низких и подлых. Без эмоциональной окраски не получается, как бы того не требовали каноны журналистики. Первыми в ступор впали сами поисковики: информация об обмане посыпалась вдруг чаще, чем сообщения коллег об очередном удачном полевом выходе.

Елена ШАХОВА
ЗАМЕСТИТЕЛЬ КОМАНДИРА ПОИСКОВОГО ОТРЯДА «КРУТОЯР» (УЛЬЯНОВСК)
Это вообще что-то такое за гранью добра и зла. Это что-то запредельное, с моей точки зрения: играть на самом больном… Ещё живы те люди, которые могут помнить этого ветерана, этого погибшего солдата. Как вот на этом играть — я не понимаю!

Первыми же поисковики из ступора вышли. Как проверить информацию: действительно ли найдены останки вашего родственника, его награды, личные вещи или это обман? Связаться с поисковиками (вся информация есть на официальных сайтах), с военкоматом или местной администрацией: поиск — дело подотчётное, любое обнаруженное захоронение фиксируется, протоколируется и заносится в официальные базы.

Так, недавно обмануть пытались жителя нашего региона. Найденные награды деда обещали переслать почтой, нужно было лишь оплатить почтовые расходы. Мошенникам не повезло: их потенциальная жертва захотела вернуть и останки погибшего. Подозревая, что за это тоже придётся платить, человек обратился за помощью к ульяновским поисковикам, попросил посодействовать.

Андрей ЯРМУШЕВ
ГЛАВНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ ЦЕНТРА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ПОДГОТОВКИ МОЛОДЁЖИ К ВОИНСКОЙ СЛУЖБЕ
Хорошо, что он к нам обратился. И мы уже поняли, что ордена почтой никто никогда не отправлял. И уже при проверке первичной информации, которую нам сказали, мы поняли, что его деда просто-напросто ещё не нашли. Так как ордена, которые якобы должны были передать, они вручались после 43-го года, а дед у него пропал, к сожалению, в 41-м.

Сотни аналогичных историй возникают по всей стране. Исходящие звонки, те, что удавалось отследить, вели в подавляющем большинстве случаев в исправительные учреждения. Сидят там далеко не дураки и уже сообразили: истории про сына, попавшего в полицию потеряли былую актуальность: большинство из нас посмеиваясь, на автомате сбрасывает такой посыл. На мошеннический Олимп восходит тема Великой Отечественной.

Поисковики из Балаково, что в соседней Саратовской области, считают именно себя первооткрывателями этой подлости: именно сюда, по доступным, открытым данным, впервые обратились родственники павших бойцов, которых пытались обмануть мошенники. Теперь, в довесок к поиску, добровольцы работают как информационный фильтр, отсекая правду ото лжи.

Сергей ВАСИЛЕНКО
КОМАНДИР ПОИСКОВОГО ОТРЯДА «НАБАТ» (БАЛАКОВО)
Буквально не так давно мне из Ингушетии звонили и попросили проверить, уточнить информацию. У них тоже случай такой произошёл: порядка четырех тысяч рублей родственники уже отправили мошенникам.

Да, ещё один возможный источник более-менее точных данных по пропавшим без вести: чёрные копатели, занимающиеся поиском военных артефактов, и, может быть, параллельно даже входящие в какой-нибудь поисковый отряд. Или входившие. Скандал с такими мотивами возник минувшим летом, когда знакомые реальных поисковиков, пользуясь достоверной информацией и прикрываясь именем отряда, попробовали себя в преступной роли. Не срослось. Но тем не менее. А это значит: доверяй, но проверяй. Ещё раз: проверенную информацию о результатах работы любого поискового отряда можно найти в местном военкомате или муниципалитете, в крайнем случае экспертом может выступить один из членов поискового сообщества на специализированном форуме.

Евгений Луковкин, Алексей Матюнин, Леонид Скоморохов. Репортёр 73