5 декабря на заседании комитета по социальной политике, государственному строительству, местному самоуправлению и гражданскому обществу под председательством Сергея Шерстнева была продолжена работа над вторым чтением проекта бюджета Ульяновской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов. В работе приняли участие депутаты комитета, представители политических фракций парламента, профильные министры, эксперты.
Депутаты обсуждали расходные статьи социального блока, на обеспечение которых в 2019 году запланировано направить более 70% от общей суммы расходов. При этом 96,8% бюджетного финансирования социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, включая финансовую помощь бюджетам муниципальных образований, по информации минфина, будет осуществляться через государственные программы. На эти цели в 2019 году заложено более 50 млрд. рублей, в 2020 году – более 48 миллиардов, в 2021 году – порядка 49 миллиардов. Именно на целевом расходовании средств из областной казны в рамках госпрограмм и было сосредоточено внимание депутатов.
Финансовое обеспечение государственной программы «Развитие и модернизация образования в Ульяновской области» на 2014-2021 годы в следующем году составит порядка 9 млрд. руб. На внедрение федеральных госстандартов всех ступеней школьного образования предполагается потратить более 4 млрд. руб. Почти столько же запланировано средств на субвенции местным бюджетам на обеспечение общедоступного и бесплатного дошкольного, школьного и дополнительного образования. Более 86 млн. руб. составит финансирование среднего профессионального образования. На развитие молодежной политики заложен 71 млн. руб., а на организацию отдыха, оздоровления детей и работников бюджетной сферы – около 359 млн. руб. Подробно озвучивались затраты на конкретные объекты и задачи, включающие строительство новых школ и детсадов, ремонт действующих, замену окон, реконструкцию спортзалов в образовательных учреждениях и подвоз детей на школьных автобусах.
На госпрограмму развития здравоохранения в будущем году запланировано почти 9,9 млрд. руб. Из них более 5 млрд. руб. – составят расходы на уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения региона, порядка 3,4 млрд. руб – на обеспечение деятельности государственных учреждений здравоохранения. На развитие системы оказания специализированной медицинской помощи будет потрачено около 200 млн. руб., (в том числе, на лечение больных туберкулезом, помощь инфицированным ВИЧ и гепатитом, онкобольных). На систему медпрофилактики выделяется более 80 млн. руб, на паллиативную медпомощь – 10,5 млн. руб. На мероприятия по охране здоровья женщин – более 28,2 млн. руб., на медпомощь детям – 96 млн. руб. Около 200 млн. руб. в рамках госпрограммы пойдет на укрепление материально-технической базы, ремонт зданий лечебных учреждений. На лекарственное обеспечение граждан запланировано более 700 млн. руб., но при этом эта расходная статья остается дефицитной. Нехватка средств сохраняется по обеспечению льготной категории граждан, поскольку потребность увеличивается с каждым годом, в том числе, не снижается количество больных орфанными заболеваниями. Поэтому реальная потребность, по словам министра здравоохранения, составляет порядка 1,2 млрд. руб, а с учетом имеющихся средств дефицит составляет порядка 700 млн. руб. Кроме того, сумма увеличивается за счет судебных решений. Дефицит по льготной категории получателей лекарств – 171 млн. рублей. Минфин заверил, что в феврале 2019 года, при поступлении в региональный бюджет федеральных средств, эта строка расходов увеличится.
По проблеме лекарственного обеспечения и ситуации в здравоохранении в целом председатель комитета Сергей Шерстнв предложил провести дополнительное совещание.
На реализацию госпрограммы «Социальная поддержка и защита населения Ульяновской области» на 2014-2021 годы планируется направить в будущем году более 10 млрд. руб. Предоставление мер соцподдержки, как и в текущем году, будет осуществляться по принципу адресности. Ее получателями являются ветераны Великой Отечественной войны и труда, «дети войны», труженики тыла, многодетные семьи, дети-сироты, граждане, попавшие в трудную жизненную ситуацию и другие категории льготников. В частности, на подпрограмму «Семья и дети» заложено более 2 млрд. руб., на меры соцподдержки и льготы – порядка 5 млрд. руб., на доступную среду – порядка 12 млн. руб.
Для сохранения, развития и распространения культуры, а также для продвижения региональных турпродуктов на мировом и внутреннем туристских рынках в областном бюджете закладываются более 1 млрд. руб. (в рамках госпрограммы «Развитие культуры, туризма и сохранение объектов культурного наследия в Ульяновской области»). Из них более 179 млн. руб. предполагается направить на модернизацию материально-технической базы областных госучреждений в сфере культуры и искусства. Более 156 млн. руб. пойдет на реконструкцию, ремонт и реставрацию зданий областных госучреждений культуры, в том числе, более 18 млн. руб. на поддержку творческой деятельности и техническое оснащение детских и кукольных театров; более 4 млн. руб. на приобретение оборудования Депутатов смутила сумма, заложенная на эту расходную статью, поэтому было высказано предложение ее пересмотреть, а высвободившиеся средства заложить на сельские дома культуры.
На финансирование областной госпрограммы «Развитие физической культуры и спорта» в бюджет региона заложено порядка 2 млрд. руб, что существенно превышает объем средств текущего года (1, 2 млрд. руб.). Одно из основных направлений программы – развитие массового спорта – получит порядка 155 млн. руб., на развитие спорта высших достижений направят около 160 млн. руб; на формирование материально-технической базы деятельности в сфере физической культуры и спорта – более 200 млн. руб.; на систему подготовки спортивного резерва – 38 млн. рублей (на осуществление адресной поддержки спортивных организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва для сборных команд РФ).
У депутатов возник вопрос: что может предложить профильное министерство для развития массового спорта на селе? В муниципалитетах построены современные ФОКи, есть бассейны, а о привлечении в них специалистов, в том числе, тренеров по плаванию, об их финансовой поддержке ничего не сказано. В связи с этим было предложено разработать подпрограмму, предполагающую поддержку сельских тренеров.
В ходе обсуждения депутаты указали разработчикам госпрограмм социальной сферы на недофинансирование по сравнению с текущим годом. Несмотря на объяснения профильных министерств, что пока неизвестна сумма федеральных средств, которая поступит в 2019 году в регион, парламентарии констатировали нелогичность расходов по отдельным направлениям. Сергей Шерстнев предложил депутатам сформировать перечень замечаний, с учетом которых разработчики должны рассмотреть возможность корректировки госпрограмм и передать их в исправленном виде в комитет по бюджету и экономической политики Законодательного Собрания до рассмотрения бюджета-2019 во втором чтении.
Пресс-служба ЗСО