Скажем сразу: не было намерения давать подробный исторический обзор или описывать современное состояние Винновской рощи. Это лишь штрихи к ее портрету во времени, навеянные рисунками Александра Ивановича Титовского и повестью Владимира Николаевича Дворянскова «Винновская роща». Повесть вышла отдельной книгой в 2003 году и переиздана в сборнике «Родная сторона» (2007). Небольшие фрагменты из нее дополнены отрывками из не менее поэтичного описания Владимира Пыркова («Винновская роща», «Ульяновский комсомолец» от 28 февраля 1979 г.) и других публикаций разных лет. А попутно (во 2-ой части) вспомним об одном давнем проекте реконструкции рощи. Проекте, по большей части не состоявшемся, а хорошо это или плохо – судите сами.
***
В.ДВОРЯНСКОВ:
Выйдешь из дома, пройдешь по улице Хрустальной вниз, где кончается школьный стадион, свернешь вправо: и вот он – сказочный уголок, который каким-то чудом, Божьей милостью существует посреди города.
На опушке – множество тропинок, но как в древности все дороги вели к Риму, так эти, выбитые тысячами ног, стежки ведут к главному роднику. У входа, вначале, стоит дуб-богатырь и, словно Илья Муромец, несет охрану. Сколько ему лет? Не спросишь – молчалив и суров. Да и так видно: тысячи гроз пронеслись над ним, разя огненными стрелами, миллионы людей прошагали мимо, которых давным-давно нет, и память о них смыли дожди, завалили снега. А он все стоит. Мощный, в два (а может и в три) обхвата, израненный, с отставшей корой, с узловатыми, корявыми ветками, похожими на пальцы старика, но все еще живой и крепкий, не утративший страсти к жизни. Потому что в мае обязательно, как и сотни лет, загорается зеленый огонек, весенняя листва…
Тропинка, круто спускаясь, ведет мимо вековых лип и кленов, задумчивых и молчаливых, мимо веселого, пританцовывающего от сквозняка подлеска. Стежка, достигнув дна овражка, заставляет меня круто подниматься вверх, потом начинает юлить, виться меж стволами. И вдруг выныривает на открытое место, к новому спуску. Здесь нужно дойти лишь до половины горки, а потом свернуть направо. По ступенькам сбежать в низинку. И вот он – родник…
Шепчется листва, поют птицы, звенит вода. Вся ежедневная суета, все заботы улетучились, испарились. И превратились в легкие облака, которые ветром уносит вдаль: за Волгу, в лес, за горизонт… Глубоко вдохнешь лесного, целебного воздуха. И выдохнешь: «Рай земной, да и только»…
***
В.ПЫРКОВ:
Не в каждом городе столько парков, сколько их в Ульяновске, а жемчужина их – Винновская роща. Когда-то располагалась она в пригородной зоне, потом пересекла городскую черту, сейчас – непосредственно в южной части Ульяновска. Время летит, город рос, растет, и она приблизилась к человеку, даря ему легкость лесного воздуха, раздумчивый шелест столетних дерев, возможность отдышаться, налюбоваться красотами природы, наслушаться птичьего щебета.
Перед войной ходили мы с матерью пешком в пионерский лагерь, располагавшийся в роще – наведать моего старшего брата. Осталось в памяти: порхающий ветерок и утреннее солнышко, от которых щуришься, вкусный запах степного разнотравья, желанная тенистость, невиданно крупные колокольчики, стук падающих желудей… А теперь по выходным ждем с моим пятилетним сыном автобус – «двойку» или «21-ый», полчаса езды от центра…
– Ты еще не видел настоящей осени, – говорю сыну и влеку его за руку в рощу, к обрыву. Октябрьский день. Внизу – до Волги – полыхающий подлесок. Пылкость осиновой и кленовой листвы. И только дубы не собираются терять ни одного своего жесткого, словно из жести, листа, им и зимой греметь своей жухлой кроной, как латами…
Нынешней зимой, застряв в снегу по пояс, внимали барабанной дроби дятла. …Возле корней – оттаявшие кружки еще спящей земли, еле заметный парок над каждой лункой. Ведь март брезжит, скинешь шапку – греет зимний луч! Ландыши взойдут, залиловеет волчье лыко, мать-и-мачеха опять напомнит цыплят, одуванчики затолкутся золотыми высыпками. А там и черемуха захлопочет. Самым последним зацветет в Винновской роще дуб…
Дуб. Любит, почитает его испокон веков народ наш. И в сказках он, и в песнях. Величавость осанки, кряжистость, стойкость перед любыми ураганами, надежность ствола, седая долговечность… Зеленый богатырь может дожить до 2000-летнего возраста. Правда, очень, очень медленно растет, много поколений сменят друг друга, пока тоненький побег возмужает. Винновская роща заняла волжский склон, высокогорье. О дубе, усвоившем такие условия, у Даля говорится: «Каменный, растет по горам и суходолу, крепок, но суховерх и хрупок». О хрупкости ничего не могу сказать, а суховерхих великанов в Винновской роще предостаточно. Но сколько же гроз пронеслось над волжскими кручами. Сколько молний вели по дубраве свой прицельный, кинжальный огонь!..
***
ПРОСНУЛАСЬ ВИНОВСКАЯ РОЩА
(Заметки натуралиста; «Ульяновская правда» от 5 апреля 1960 г.)
…Винновская роща уже выглядит по-весеннему. Если вы не побоитесь сырости и отправитесь подышать бодрящим весенним воздухом, не пожалеете об этом. Бойко бежит под снегом водица, а под корой кленов незримо двинулся сок. Клен – первое наше дерево, пробуждающееся ранней весной…
Вся роща звенит от песен веселых щеглов. Их звонкие, заливистые песенки необычайно оживляют рощу. Кроме них, останавливаются перекусить последние стайки чечеток и румяных снегирей. На опушке распевают по утрам золотоголовые овсянки. Но, чу! Неужели?! Ну, конечно, это песнь жаворонка струится откуда-то с высоты…
Вот взлетела из-под ног весенняя бабочка с красными крыльями, разрисованными черным рисунком – крапивница… «Пинь-пинь…» – раздается вдруг с вершины старого дуба. Вот и он, долгожданный красавец, певец любви – зяблик… Пройдет дня три, пернатые артисты отдохнут с дороги – и роща зазвенит от их пения, а среди прошлогодней листвы распустятся первые золотистые звездочки – мать-и-мачеха. Юная весна шествует по земле полноправной хозяйкой…
О.Рождественский, сотрудник Краеведческого музея
***
В.ДВОРЯНСКОВ:
Винновская роща – живой уголок древнего реликтового леса, чудом сохранившийся среди экологической агрессии и людского беспредела. Вековые дубы и липы не посажены и не выращены, как в современных парках, а сами явились из далекого далека к нам в XXI век. И даже сейчас этот осколок, поредевший и побитый, живо напоминает те непроходимые леса, которые видел с Венца боярин Хитрово…
А внизу, возле бывшего пруда, – самая настоящая топь, похожая на ту, что была в волжских лесах в XVII веке. По этому сырому, хлюпающему месту проходит тропинка, за ручьем круто взбирающаяся к деревне Винновке…
Винновская роща является, по существу, музейной редкостью под открытым небом. Среди древнего реликтового леса легко представить те далекие времена и наших предков.
В 1648 году был основан Симбирск. С его развитием стали возникать, расти как грибы окрестные деревни. Дотошные краеведы раскопали, что деревня Винновка, «Киндяковка тож», была основана Исаем Григорьевичем Киндяковым три века назад. Откуда произошло название Киндяковка – понятно. Что касается Винновки… Есть такая версия. Первыми производствами на освоенной земле были: кузнечное, кожевенное, винокуренное. Рядом с одним из ближних к деревне оврагов стоял винокуренный завод. По названию оврага Винный была названа и деревня.
Безусловно, название от фамилии владельцев было предпочтительней. Поэтому деревня больше была известна как Киндяковка. И роща, соответственно, называлась Киндяковской. Но потом постепенно первое название перешло на всю округу, позже – на городской микрорайон, а второе закрепилось за деревней. И роща тоже стала называться Винновской…
***
…По одной версии деревня перешла к Киндяковым во время генерального межевания в 1764 году, по другой – деревня Винновка возникла еще в 1703-1708 гг., т.к. в документах того периода написано: «новопоселенная деревня Винный враг» (овраг). В период освобождения от крепостной зависимости в Винновке насчитывалось 53 двора, в начале XX века – 97 дворов. В конце XVIII – начале XIX века на южной окраине Винновки расположилась усадьба Киндяковых. При усадьбе имелся большой сад, каменная оранжерея, три мельницы, плотины на прудах.
Эти места вдохновили великого русского писателя И.А.Гончарова на создание романа «Обрыв». Действие романа происходит в Малиновке, в которой без труда узнается Винновка и Винновская роща…
Г.Величкина, научный сотрудник Ульяновского краеведческого музея (1994)
***
В.ДВОРЯНСКОВ:
…На южном краю деревни был возведен двухэтажный каменный дом. Но позднее помещичья усадьба была перенесена на северную окраину деревни. Там было выстроено уже не каменное, а деревянное жилое здание. А старое, позабытое, ветшало. И, в конце концов, его разобрали. Оставшиеся материалы, чтоб не пропадать добру, использовали на благоустройство пруда в роще.
Дом Киндяковых слыл хлебосольным, постоянно в нем обитали гости. В разное время здесь гостили наши знаменитые земляки: Н.М.Карамзин, И.И.Дмитриев, Н.М.Языков. Но думаю, что в Винновку людей притягивали не только внимание и забота, не только умные беседы. Но и красота этого уникального природного уголка под Симбирском – местная роща. Ее тенистые липовые аллеи, отбрасывающие ажурную солнечную вязь на стежки-дорожки, прямо под ноги прохожим; вековечные дубы, закрывающие своим нависающим зеленым облаком полнеба; невообразимое количество цветов; бессчетные родники…
Рощу знают не только в нашей стране: во всем мире знакомы с творчеством И.А.Гончарова, с его удивительно поэтичным и печальным романом «Обрыв», где, наряду с людьми, одним из главных персонажей является роща…
…Снова по мягкой песчаной тропе взобрался на взгорок. В восточной части, если внимательно присмотреться, можно увидеть несколько старых строений и сад. Слева, на самом высоком месте, белеет беседка-ротонда. В 1912 году этот памятник был установлен не здесь, а немного южнее – на окраине деревни, возле места, где находился дом Киндяковых. Лишь в 1967 году беседка была перенесена: берег, особенно весной, подмывало, и обрыв незаметно подкрадывался все ближе.
У памятного места – ни души, но всюду мусор: окурки, пачки от сигарет, пакеты и обертки… Но все же главным памятником великому русскому писателю является сама роща: живые деревья и цветущие травы, звенящие родники и стайки птиц…
…Словно кто-то сверху уронил частую, перепутанную паутину – столько здесь вытоптанных, утолоченных троп и дорог, что живого места трудно отыскать. В этом – печальные издержки популярности и доступности парка. Не надо ехать куда-то на край света, на городские выселки… Наверное, из-за близости крупнопанельных коробок это один из самых посещаемых парков. Горожане любят сюда приходить и поодиночке, и семьями. Особенно невообразимый наплыв народа во время всевозможных праздников. Все веселы и довольны. Одно только печалит. После этих дней отдыха остаются горы мусора. Если в «окультуренной» зоне дворники все же ликвидируют беспорядок, то в лесной части банки-склянки лежат нетронутыми. И беззащитная роща остается один на один с этим «подарком»…
…В конце 50-х – начале 60-х интеллигенция, болеющая душой за родной край и его природу, начала активные выступления в печати в защиту Винновской рощи. Но все – как об стенку горох… Правда, 15 марта 1961 года Винновская роща была утверждена памятником природы. Но, по сути, в отношении к ней коренного улучшения не происходило…
***
В ЗАЩИТУ ВИННОВСКОЙ РОЩИ
(«Ульяновская правда» от 9 июня 1960 г.)
…За последние годы площадь рощи значительно сократилась. Границы ее отодвинулись к центру оврага местами до 250 м. В западной части опушка когда-то проходила вдоль дороги на с.Ключищи. Одиночные дубки, маячащие на улицах и во дворах нового поселка, напоминают о том, что эти места были заняты рощей. Дубки имеют уродливую, сокращенную по объему крону, что указывает на голодание деревьев, их постепенное умирание. Другие породы, менее устойчивые к невзгодам, а также подлесок погибли еще раньше.
Травянистая растительность пострадала от потрав – в роще и вокруг паслись стада скота жителей окрестных мест. Теперь скот не пасется здесь. Но другая беда – жилые постройки Киндяковки все больше сжимают рощу со всех сторон. Сокращение площади рощи изменило водный режим почвы, от чего сократилось количество ключей, питающих пруд. Теперь пруд зарастает, сокращается его зеркало.
…Как особо ценный уголок природы эта роща должна быть объявлена памятником природы и ограждена от всяких неблагоприятных воздействий.
Благоустройство рощи, по-нашему мнению, должно быть сведено к следующему. На площади, занятой древесными породами, нужно провести мероприятия, способствующие поддержанию естественных условий леса. Пустыри, в пределах береговой полосы и волжских склонов (32 га), нужно занять парком пейзажного типа, где посадить разные древесные и кустарниковые породы, отвечающие условиям произрастания.
Надо сохранить и оградить от вредных влияний этот прекрасный уголок природы.
А.Мослов, П.Никитин, члены областного отделения Всероссийского общества охраны природы
***
Окончание далее
______________

Село Винновка. Фото Д.И.Архангельского, 1910 год.
УОКМ

А.И.Титовский. Местность в деревне Винновка (Киндяковка). По мотивам фотографии Г. Степанова. 1982.
ГАУО


Летний лагерь учащихся школы имени К.Маркса в Винновской роще. 1920-ые годы.
УОКМ

Воспитанники летнего лагеря школы им. К.Маркса у беседки-памятника И.А.Гончарову. 1920-ые гг.
УОКМ

1) М.И.Козьмин. «Часовня в Киндяковской роще». 1946.
2) Развалины часовни (масонского храма) в Киндяковской роще. 1930-ые гг.
УОКМ

А.И.Титовский. Из серии «Киндяковская роща».
1) Остатки склепа «мисс Женни» в усадьбе Е.М.Перси-Френч. 1981.
2) Беседка-памятник И.А.Гончарову. 1986.
УОКМ

А.И.Титовский. Из серии «Киндяковская роща».
Место бывшего барского двора Киндяковых. 1986.
УОКМ

А.И.Титовский. Из серии «Киндяковская роща».
У обрыва. 1958.
УОКМ

А.И.Титовский. «На Киндяковском (Гончаровском, с беседкой-памятником) обрыве». 1983 г.
УОНБ

А.И.Титовский. Из серии «Киндяковская роща».
1) Дубы. 1986.
2) Дуб-патриарх осенью. 1984.
УОКМ