Центр стратегических исследований (ЦСИ) разработал программу и концепцию сохранения и развития региональной и локальных идентичностей населения Ульяновской области на 2019-2023 годы, которую предлагает, в том числе, на обсуждение. Документ носит рабочий характер. Фактически это подводка к грантовой программе с годовым бюджетом в 23 млн рублей, выделяемых социально ориентированным НКО и физлицам, деятельность которых направлена на популяризацию истории и культуры региона, конструирование региональной и локальных идентичностей, подготовку и издание научной и научно-популярной литературы краеведческой направленности и социсследования для отслеживания реализации программы.

Выделим тезисы:

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ И ЛОКАЛЬНЫХ ИДЕНТИЧНОСТЕЙ НАСЕЛЕНИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Положение в сфере региональной и локальных идентичностей сложное. Часть населения, особенно молодёжь, критически относится к ситуации в регионе, часто не видит перспектив для своего развития и развития Ульяновской области, рассматривает возможности для отъезда из региона. На рациональном уровне такое восприятие способствует поиску жителями области возможностей идентифицировать себя с другими социумами (этническими, религиозными, политическими). Эта тревожная ситуация сформировалась в постсоветское время и являлась частью общенационального процесса атомизации общества. Смена ценностных ориентиров и установок на рубеже 1980-1990–х гг. нарушила духовное единство вплоть до распада социальных тканей, кардинально изменила жизненные приоритеты молодёжи, подвергла эрозии ценности старших поколений, деформировала традиционные для народов страны моральные нормы и нравственные установки. Как показывают социологические исследования, на месте быстро демонтированной советской идеологии у российских граждан до сих пор не сложилась чётко выраженная система ценностных ориентиров, объединяющих россиян в единую историко-культурную и социальную общность.

Экономический кризис 1990–х: остановка предприятий, разруха в сельском хозяйстве сильно ударили по населению Ульяновской области. Цены на потребительском рынке к концу 1992 года выросли в 22 раза, а цены производителей на промышленную продукцию – почти в 46 раз. О глубине спада в промышленности региона в 1990-2006 гг. говорит сокращение производства автомобилей на 44%, цемента – на 30%, шерстяных тканей – в 14,7 раза и металлорежущих станков – в 26 раз. На селе примерно за тот же период объём валовой продукции во всех категориях хозяйств уменьшился на 43%. Свыше трети пашни было выведено из оборота. Стратегия «мягкого вхождения в рынок» Ю. Ф. Горячева хотя и самортизировала удар по населению, но привела к тому, что выход из кризиса в Ульяновской области по сравнению с соседними регионами замедлился. Всё это порождало представление о регионе как депрессивном. Многолетний экономический спад и нереализованные ожидания скорого улучшения жизни сформировали у населения устойчивые негативные установки. Ситуация усугублялась негативным медийным фоном, формировавшимся как на местном, так и на федеральном уровнях.

Заметную роль в подрыве региональной идентичности сыграла годами обсуждаемая тема ликвидации и разделения Ульяновской области, к тому же обоснованная историческими прецедентами. На настроениях ульяновцев негативно сказывались примеры более успешного развития регионов-соседей (Татарстан, Самарская область).
Между тем, за последние 15 лет региональный внутренний продукт Ульяновской области вырос более чем в пять раз. По количеству привлечённых инвестиций регион – в десятке лидеров. Область входит в число считанных субъектов федерации, где все годы (исключая 2009 г.) наблюдался рост индекса промышленного производства. Валовый сбор зерна в области увеличился более чем в два раза, что позволило нам войти в число 15 субъектов федерации – крупнейших производителей зерна. Все эти комплексные показатели ясно свидетельствуют о положительном инвестиционном климате в регионе, о переходе к сценарию устойчивого экономического роста. Однако из-за инерционности сознания негативный след предшествующего кризисного периода проявляется до сих пор.

Более того: перед Ульяновской областью в вопросе сохранения и конструирования региональной идентичности возникают новые угрозы. Сложившиеся ранее негативные стереотипы и установки подкрепляет неравномерное социально-экономическое развитие муниципальных образований. Запад и юг региона (за исключением Новоспасского района) продолжают оставаться депрессивными, что отражает демография. Соответственно, у большинства жителей этих муниципальных образований старая установка на негативное восприятие будущности региона не подвергается эрозии, продолжая определять жизненные стратегии акторов и влиять на население более успешных муниципальных образований.
Кроме материальных оснований, затрудняющих конструирование позитивной региональной идентичности и позитивной солидарности, существу следующие проблемы:
– отсутствие вузов общероссийского уровня (кроме УИ ГА), способных привлекать молодёжь качественным и востребованным высшим образованием, что позволило бы не только построить успешную карьеру в регионе и стране, но и реализовать жизненные стратегии;
– недостаток информации об имеющихся возможностях построения успешной деловой карьеры (высокотехнологичные рабочие места, творческие профессии);
– слабая связь высшего образования и экономики (профессиональная подготовка специалистов невостребованных региональной экономикой чревато стимулированием структурной безработицы при одновременном дефиците нужных кадров и как результат: отток людей в другие регионы в поисках либо работы по специальности, либо более высокой зарплаты. До сих пор в рейтинге зарплат область занимает 10 место в ПФО, отставая от лидера на 25%);
– низкий профессионализм работников региональных СМИ, которые не могут грамотно с использованием современных коммуникационных технологий представить положительные события жизни области, способствующих восприятию образа региона как успешно развивавшейся территории Российской Федерации;
– недостаток мест рекреационного назначения (что особенно важно для молодёжи), соответствующих современным требованиям комфорта или недостаток информации о возможностях проведения досуга.
Одной из острых современных проблем Ульяновской области, как и страны в целом, является старение населения. Последствия Великой Отечественной войны («эхо войны» – малочисленное поколение военных и послевоенных лет) наложились на социально-экономический кризис 1990-х гг., что привело к значительному снижению рождаемости. Сегодня эти малочисленные когорты, рождённых в кризисные годы, достигли зрелости. Это во многом определяет современное сокращение численности активного трудоспособного населения, снижение рождаемости и рост смертности по старости. Превышение смертности над показателями рождаемости в Ульяновской области в долгосрочной перспективе приведёт к дефициту трудовых ресурсов.

Сложности демографического характера сопряжены с механической миграцией населения, особенно трудоспособных возрастов. Отметим две черты данного процесса:
– внутриобластная миграция, когда сельская молодёжь стремиться покинуть малую родину и обосноваться в городах региона (нередко через образовательные механизмы). Молодых специалистов, несмотря на имеющиеся меры материального и морального стимулирования, также трудно удержать на селе. В результате на территориях сельских муниципальных образований наблюдается дефицит социально-педагогических кадров, работников культурно-просветительских учреждений и т.д., что в свою очередь способствует формированию у населения отрицательного восприятия своего места жительства;
– эмиграция, когда с целью успешной реализации своей жизненной стратегии, представители молодёжи покидают территорию Ульяновской области и реализуют свои профессиональные навыки в других субъектах федерации. Наиболее серьёзен отток молодёжи в столицы (Москва и Санкт-Петербург), а также в сопредельные регионы (Самарская область, Республика Татарстан).

Побудительными факторами отъезда являются низкий уровень средней заработной платы в регионе и отсутствие социокультурной инфраструктуры в сельских муниципальных образованиях.

Одним из вызовов современности является процесс глобализации, который сопровождается внедрением в массовое сознание стандартов западной культуры и «общества потребления». Данный процесс сопровождается утратой подрастающим поколением ценностей традиционной и советской отечественной культур, что в свою очередь отрицательно сказывается не только на региональной идентичности и её базовых характеристиках, но и на общероссийской.

В современной науке и реальной практике усилия учёных, органов власти и иных общественных институтов по решению указанной задачи приобрели форму строительства общероссийской, региональной и локальных идентичностей.

БАЗОВЫЕ КОМПОНЕНТЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ И ЛОКАЛЬНЫХ ИДЕНТИЧНОСТЕЙ В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

В концепции до 2030 года выделены пять базовых составляющих:
1. Богатое культурное наследие региона – через жизнь и творчество выдающихся деятелей культуры, много сделавших для развития края; через исследование памятников культуры и мест памяти; изучения роли региона и земляков в истории культуры страны; культурные взаимодействия (включая этнокультурные и межконфессиональные) на территории региона поможет формировать просвещённый и деятельный патриотизм.
2. Природно-географическое развитие региона и его субъектности – всего того, что связано с природным наследием, а также пространственным и территориально-административным положением края. Это даёт возможность позиционировать регион как место развития внутреннего спортивно-оздоровительного туризма и семейного отдыха, решать проблемы не только просвещения по комплексу естественно-научных и гуманитарных знаний, но и продвигать здоровый образ жизни, коллективизм, солидарность, семейные ценности).
3. Региональная современная социально-экономическая ситуация – позволяет влиять на характер и интенсивность связи идентичности с особенностями видов экономической деятельности; степенью эффективности хозяйствования и основными показателями развития, качества жизни в регионе; восприятием массовым сознанием перспектив будущего региона.
4. Символический менеджмент и информационное общественное поле – каковы основные идеи и мифы региональной уникальности; основные маркеры региональной идентичности, их реалистичность и проверка на прочность (наиболее устойчивы и долгосрочны позитивные образы/мифы, созданные на базе реальной практики и научной основе; Потому так важно их базирование на реальных, а не на придуманных основаниях – за малым исключением: фольклор и т.д.); региональные и локальные символы/бренды.
5. Позиция и стратегия региональной политической элиты – она должна на официальном уровне придерживаться единого подхода в толковании характера уникальности регионального территориального сообщества и его дальнейших перспектив; повышать уровень своей консолидации в вопросе выбора и реализации стратегий; ориентировать практическую деятельность и личную позицию лидеров на открытость, непосредственные контакты с жителями области для усиления конкурентных преимуществ региона и укрепления солидарности населения, а также позиционирования такого подхода в концептуальных документах.

ОЖИДАНИЯ К 2030 (основные мероприятия – ожидаемый результат)

1. Разработка мер по облегчению технологии получения грантов для проектов краеведческой направленности, включая получение грантов физическими лицами. Как итог – расширение числа специализированных НКО и представителей краеведческой общественности, разрабатывающих проблематику краеведения и символического менеджмента. При внедрении системы – рост количества заявок на гранты (с опережающим ростом заявок из районов области)
2. Разработка муниципальных программ формирования и развития местной идентичности. Улучшение работы муниципалитетов в области общественной коммуникации с точки зрения использования символики: раздел сайта МО с символикой МО сделать лёгким для поиска, выделить особо, обязательно поместить в нём описание символов и их краткую историю; на общественных мероприятиях рекомендовать не только использовать символы МО, но и устанавливать стенды с информацией о них; составить карту туристических маршрутов и разместить на сайте каждого МО; при наличии размещать информацию о местных неофициальных брендах и символах в разделе сайта. Как итог – выстраивание осмысленного восприятия местной символики населением. Повышение туристической привлекательности МО. Систематизация имеющейся информации о символах и брендах в доступной для всего населения региона форме.
3. Возрождение работы Совета Ульяновской области по топонимике и создание программы по переименованию, называнию онимов города и области с историческим, биографическим обоснованием именований
4. Разработка регионального историко-культурного стандарта. Как итог – создание основы для образовательной деятельности в сфере краеведения, когнитивного компонента региональной и локальных идентичностей.
5. Разработка механизмов поддержки предпринимателей и компаний (в том числе конкурсы и премии), использующих в названиях своих организаций, объектов недвижимости или продукции региональные либо локальные названия, или же создающие продукцию краеведческой тематики
6. Разработка и внедрение в учебный процесс дисциплины «Краеведение» как обязательной дисциплины регионального образовательного компонента (1 час в неделю). Подготовка учебно-методических комплексов по истории и филологии (учебник, рабочая тетрадь, хрестоматия).
7. Обучение русскому языку детей, для которых он не является родным, в том числе детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные организации, и создание условий для адаптации мигрантов и иностранных студентов с привлечением педагогических работников и психологов.
8. Проведение конкурса комплексных проектов по сохранению русского языка как общекультурного достояния народов Ульяновской области с опорой на культуру и историю Ульяновской области.
9. Организация массовых молодёжных мероприятий (историко-культурные, этноконфессиональные, экологические фестивали, слёты, акции, соревнования по национальным видам спорта, творческие вечера) в том числе тех, которые проходят в отдалённых районах области. Создание реестра фестивалей в регионе (например, Дикий пион, По Суре из прошлого в будущее).
10. Проведение научно-исследовательских и творческих конкурсов, соревнований среди молодёжи, нацеленных на популяризацию изучения истории и культуры родного края.
11. Организация встреч представителей ведущих работодателей – предприятий и организаций (в том числе, ПОЭЗ) с абитуриентами (10-11 класс) для информирования о возможностях трудоустройства и необходимом для этого образовании.

В числе других – повышение правовой и политической грамотности молодежи и приобщение к ЗОЖ и семейным ценностям, развитие волонтерского движения, установка информационных досок, мероприятия, посвященные знаменитым землякам и т.д.

КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ

Тип и характер региональной идентичности эксперты охарактеризовали полиэтничным и поликонфессиональным, но не отягощённым национальными и религиозными распрями. В целом тяготеет к политической стабильности и сильной российской государственности.

Исследователи выделили следующие характеристики проблемного поля в сфере формирования региональной идентичности:
– противоречие между симбирской и ульяновской составляющими. На концептуальном уровне для преодоления этого дуализма проработана и предложена новая периодизация истории региона для ХХ века. Периодизация расставляет смысловые акценты и решает на теоретическом уровне проблему двойственности симбирского-ульяновского наследия, представляя этапы развития края в ХХ веке именно как промышленной и прогрессивной территории с опорой на 1943 год – год воссоздания субъектности области. С прикладной точки зрения такая логика выстраивания региональной (областной) самоидентификации населения, путём осознания себя жителем именно Ульяновской области, позволяет объединить все официальные слоганы и бренды региона на всех этапах его истории. Потому этот же подход использован для периодизации дореволюционной истории и трансляции её в общественное пространство именно как истории формирования субъектности и самостоятельности региона. Одновременно преодоление временно́го разрыва осуществляется посредством вычленения сущностных процессов, наиболее значимых традиций, важнейших элементов экономического и социального поступательного развития региона, которые демонстрируют естественный процесс движения края вперёд без замалчивания негативных процессов, факторов и фактов.
2. Разрыв пространственный. Примером такого географического противостояния служит фундаментальная оппозиция Волга – Сура. Или же частное, свойственное областному центру: Свияга – Волга, Правобережье и Заволжье. Даже сегодня это не только ментальное различие. Это физическое разделение, когда обычные граждане годами, исключая, может быть, праздники, не пересекают Волгу с целью посещения противоположного района города.
На концептуальном уровне уже сделано многое. Проведена работа по научно-исторической интеграции региона. Пока речь идёт о включении в ментальное единое пространство населения области Сурского субрегиона, а также Заволжья, которое традиционно оставалось вне фокуса внимания ульяновских исследователей. Нужно иметь в виду почти столетнее пребывание Заволжья (кроме нескольких слобод) в территориально-административных границах Самарской губернии/Куйбышевской области (1851-1943 гг.). До сих пор эта ориентация на Самару, проявляется, к примеру, в личных образовательных стратегиях у димитровградцев.
3. Полиэтничность и поликонфессиональность региона.  Для Ульяновской области успешная долгосрочная региональная/локальная идентичность возможна только как полиэтническая. Полиэтничность и поликонфессиональность населения области в условиях соседства с национальными республиками с более сильным этническим компонентом в ряде случаев способствуют ослаблению ульяновской территориальной идентичности. Весьма проблематично и выстраивание региональной идентичности на православной основе. Поэтому в этой деятельности рационален выбор в пользу современного светского (и конституционного) фундамента. При этом важно учитывать то, что эти потенциально конфликтные составляющие одновременно являются и самым сильным базовым фактором привлекательности нашей области как территории комфортного проживания людей разных культур.
4.Противоречия соразмерности и содержания между общероссийской, региональной и локальными идентичностями. При оценке текущего состояния региональной идентичности прежде всего требуется выявление неформальных имён и метафор, на которых должен базироваться создаваемый образ области в географическом и историческом символическом пространстве. В конечном счёте, это взгляд на регион извне, признание за регионом самобытности со стороны внешнего наблюдателя. Возможны разные типы таких целостных образов регионов: природный «(Карелия – озёрный край» или «край лесов и озёр»), техногенный («Урал – индустриальный хребет России»). Применительно к Ульяновской области её прежний советский цельный символ — «город на Волге – родина В. И. Ленина» — отвечал, казалось, всем требованиям. С одной стороны, локализация в сердце страны (через Волгу), а с другой – одно из главных мест в идейно-символическом советском пространстве. Однако в современных условиях он не всегда служит исчерпывающим образом-символом. Представляется, что есть смысл дополнить его за счёт усиления природной символической составляющей, в котором использовался бы образ Волги. Исходя из того, что на территории Ульяновской области находится географический центр великой реки, целесообразно сформулировать и транслировать в публичное пространство слоган «Ульяновская область – сердце Волги». Волжская тематика издавна присутствует в областном пространстве на разных уровнях и в разных сферах: футбольный и хоккейный клубы «Волга», стадион «Волга», стадион «Волга-Спорт-Арена», гостиница «Волга», минеральная вода «Волжанка», транспортная компания «Волжский транзит» и т. д. Одним из направлений (инструментом) развития бренда может стать сетевой интернет-проект «Волжская цивилизация» (в формате энциклопедии или сетевого проекта), инициативу которого может и должна взять на себя Ульяновская область.  Что турист привезёт и чем угостит близких после посещения области – один из маркеров качества работы с брендированием территории. На данный момент в пределах Поволжья и в европейской части России таковыми товарными брендами у нас является только минеральная вода «Волжанка». Перспективен бренд минеральной воды «Ульянка», а вот товары из симбирцита не являются продуктом массового спроса, они скорее относятся к VIP-сувенирам. Бренд «УАЗ» узнаваем и перспективен, но пока проблематичен из-за технологической ограниченности. В современном Ульяновске по пути брендирования продуктов массового потребления идёт сеть магазинов «Булочная № 1». Стартом стало появление упаковки с символикой Чемпионата мира по хоккею с мячом и с видом города.  Существуют также более частные (локальные), но перспективные символы: это «Солнечный орёл», «Сенгилеевские горы», уже названный «Симбирцит», перспективный – «Ундория» и т.д.
5. Межпоколенческий разрыв. Существуют глубокий ценностный разрыв между родителями – поколением 1990-х годов – во многом с асоциальными жизненными установками и стереотипами поведения; их детьми, которых в рамках образовательных институтов стремятся воспитывать в классических традициях; и родителями родителей – во многом ещё с актуализированным набором ценностных ориентиров из советского прошлого. Этот межпоколенческий разрыв в поле региональной идентичности усугубляется распространённой практикой современного «отходничества» – работы вахтовым методом, другими формами временной миграции.
6. Неблагоприятная возрастная структура населения. Для Ульяновской области и особенно для Ульяновска последней трети ХХ в. был характерен существенный приток населения, главным образом из соседних регионов. Мало того, что такой поток мигрантов было трудно «переварить» в социально-культурном смысле. В среднесрочной перспективе это серьёзно сказалось на возрастной структуре населения. С 1967 года Ульяновск стал местом общесоюзной стройки: сначала программа реконструкции Ульяновска в связи со столетием со дня рождения В.И. Ленина, затем строительство УАПК. В результате регион резко «помолодел», значительная часть приезжей молодёжи, получив квартиры, осталась здесь жить. Однако эта молодёжь уже в 1990-е гг. достигла зрелого возраста. Принадлежность Ульяновской области в начале переходного периода к так называемому «Красному поясу» с широкой программой социальной поддержки населения также привлекала в регион население, но в основном старших возрастных когорт. Неоднозначно влияла на ситуацию традиционная брачная практика в г. Ульяновске, когда курсанты трёх военных училищ брали в жёны местных девушек. Сокращение вооружённых сил и падение престижа воинских профессий в 1990-е гг. привело к массовому возвращению в город и область военных пенсионеров с семьями. С одной стороны, это компенсировало отток населения из региона, но с другой – привело к существенному перекосу в возрастной структуре населения, так как приезжали люди пенсионного и предпенсионного возрастов, а уезжала молодёжь. Это в скором времени сказалось на снижении рождаемости, а затем привело и к абсолютному сокращению населения.