Спикер Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко рекомендовала коллегам ускориться и принять федеральный закон о детском питании в весеннюю сессию. Развитие системы соцпитания стало ключевым вопросом повестки дня заседания Совета законодателей, состоявшегося на минувшей неделе. Опыт Ульяновской области, где с 2013 года действует собственный закон о социальном питании, в котором четко установлены стандарты питания и критерии качества, вновь ставился в пример в верхней палате федерального парламента. Наш регион стал разработчиком проекта федерального закона.

Председатель СФ РФ Валентина Матвиенко 13 декабря провела заседание Совета законодателей, в ходе которого она безапелляционно заявила: с утверждением федерального закона о социальном питании больше затягивать нельзя, в весеннюю сессию он должен быть принят. Со своей стороны она пообещала оказать всяческое содействие, если вдруг обсуждение документа зайдет в тупик. Матвиенко подчеркнула: эта тема имеет непосредственное отношение к реализации задач, поставленных в «майском» указе президента.

В соответствии с законом о контрактной системе, главным критерием при выборе поставщика до сих пор остается минимальная цена, а не качество продуктов. Отсутствует система надлежащего контроля за безопасностью и качеством продукции при приемке. Необходимо разработать и утвердить на федеральном уровне единые стандарты социального питания», — считает Председатель СФ.

– Мы все понимаем, что от сбалансированности качества питания во многом зависит здоровье нации, ее будущее. По оценкам специалистов, влияние плохого питания способствует развитию серьезных заболеваний, – отметила Валентина Матвиенко. Так, 60% населения страны испытывают в своем питании дефицит йода, поэтому необходимо на законодательном уровне закрепить нормы о йодировании всей пищевой поваренной соли и ее использовании при производстве продуктов.

Особенно подробно спикер Совета Федерации остановилась на проблеме фальсифицированных продуктов, прежде всего молочной продукции:

– Зачастую недобросовестные производители в погоне за прибылью пичкают ее суррогатами из растительного сырья. Самое страшное, что такие продукты нередко попадают в учреждения социальной сферы – школы и детские сады. Причина на поверхности – до сих пор основным критерием остается минимальная цена, а не качество продукции. Кроме того, отсутствует система надлежащего контроля за безопасностью и качеством продукции при приемке.

Спикер СФ РФ посетовала на то, что, к сожалению, отдельного закона о социальном питании в стране до сих пор нет: «Задача по его разработке ставилась еще в 2012 году, однако затем по непонятным причинам от этой идеи отказались. В некоторых регионах законы о соцпитании приняты и успешно реализуются, но я считаю, что нам нужно на федеральном уровне разработать и утвердить единые стандарты соцпитания». Валентина Матвиенко также отметила, что ситуация с горячим питанием в образовательных учреждениях по стране неоднородная. Так, есть регионы, где менее половины школьников обеспечены горячей пищей. «Такое положение дел неприемлемо!» – подчеркнула она.

Председатель комитета СФ по социальной политике Валерий Рязанский в своем выступлении отметил, что в тех регионах, где действуют специальные законы, проводится единая политика в сфере соцпитания, определен ответственный орган исполнительной власти, выстроено межведомственное взаимодействие. Как результат – система управляется более эффективно, что положительно сказывается на здоровье детей, фиксируются более низкие показатели заболеваемости. В числе таких регионов сенатор назвал Ульяновскую, Московскую и Новосибирские области, Санкт-Петербург.

Надо отметить, что в прошлом году на межрегиональном форуме «Качественное социальное питание – гарантия национальной безопасности”, который проходил в Ульяновске, Валерий Рязанский высоко оценил нормативно-правовую базу, разработанную и применяемую уже несколько лет в Ульяновской области. Региональный закон устанавливает стандарты социального питания и при выборе подрядчика ключевым решающим критерием является качество, а не цена.

– Мы, если честно, перед регионом уже в большом долгу, так как наобещали и наговорили гораздо больше, чем пока сделали. Лично для себя здесь сегодня ищу ответ: действительно ли нужен отдельный закон о социальном питании или существующих наработок на местном уровне достаточно, чтобы внедрить этот опыт повсеместно? Если нужен – будем работать, если наработок достаточно, то будем настоятельно рекомендовать всем субъектам: вот готовая система, берите и делайте у себя так же, – заявлял тогда Рязанский.

Опыт Ульяновской области и в самом деле не раз отмечался на заседаниях Совета законодателей, Общественной палаты России и тематических форумах, а регион входит в пятерку лучших по системности работы в сфере соцпитания. Ульяновская область одной из первых разработала и приняла закон, регулирующий эту сферу. В частности, муниципальные нормативные акты, определяющие порядок проведения конкурсов, приняты в двух крупнейших городах области – Ульяновске и Димитровграде. Мнение родителей стало одним из определяющих критериев. Благодаря законодательному регулированию в регионе начала прозрачно формироваться стоимость услуг в данной сфере. Для всех типов учреждений определены свои продуктовые наборы, а итоговая стоимость услуг определяется по среднерыночным ценам.

По оценке Рязанского, с системой социального питания так или иначе взаимодействуют около 50 миллионов россиян – дошкольники, учащиеся школ, ссузов и вузов, военнослужащие и правоохранители, пациенты больниц. Правильно организованная система социального питания обеспечит гарантированный платежеспособный спрос на произведенную отечественными аграриями продукцию. Этот вопрос национальной безопасности также обсуждался на заседании Совета законодателей.

Председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга Вячеслав Макаров, где действует региональный закон о соцпитании, отметил важность адресного подхода и высокого качества в выборе оператора услуги. Региональные контракты при этом заключаются на срок до трех лет.

– Абсолютно недопустима практика ориентации только на цену, должен быть очень продуманный баланс, исходя из отношения цены и качества. Минимальная цена в качестве основного критерия – это абсолютно неправильно, и мы категорически возражаем против этого, – заявил Вячеслав Макаров.

Министр здравоохранения России Вероника Скворцова уверена, что изменить ситуацию способен разработанный членами СФ законопроект о детском питании, включающий весь спектр вопросов – от рациона до приготовления пищи, и представители Минздрава готовы участвовать в его доработке.

Ожидается, что федеральный закон о детском питании будет принят в 2019 году.

Фото http://council.gov.ru/events/news/99595/.