Готовы ли мы в наше время собрать своё имущество, организоваться в большую группу единомышленников и переехать за многие километры от дома, чтобы в чистом поле построить новое жильё и жить только своим трудом, не имея других источников дохода? Сейчас это кажется опасным, невозможным, безрассудным. А наши предки так поступали менее ста лет назад! АНО «Центр стратегических исследований Ульяновской области» знакомит читателей УЛПРЕССЫ с интересными историческими фактами из прошлого нашего региона.
Сто лет назад наша страна была по большей части своей сельской и проблемы крестьян были главной болевой точкой огромной империи. На рубеже осени и зимы историки вспоминают о двух важнейших попытках решить крестьянский вопрос в ХХ веке. В ноябре 1906 года П.А. Столыпин начал аграрные преобразования в Российской империи, а в декабре 1927 года ВКП(б) взяла курс на коллективизацию. В современном общественном сознании эти два события затмевают преобразования в сельском хозяйстве в период между 1906-1911 годами и 1927 годом. А в это время происходили интереснейшие процессы в российской деревне, сведения о которых оказались собранными сотрудниками АНО «Центр стратегических исследований» в числе прочих в выходящей в начале 2019 года книге «Города и поселения Ульяновской области» (1 том). Материал для издания собирался долгие годы сотрудниками Центра развития истории и культуры, краеведами, работниками образования и культуры. Эти сведения подрывают негативный стереотип о наших предках как людях неинициативных, не умеющих работать сообща, не готовых учиться новому.
Как ни странно, в России не хватало земли. Крестьянские семьи благодаря земской медицине стали более многодетными. П.А. Столыпин пытался решить проблему перенаселения стимулированием миграции в Сибирь. Это лишь ненамного снизило остроту проблемы. В то же время земля была и ближе, но в собственности помещиков и императорской семьи. Именно с этой землёй и были связаны преобразования незаметной реформы 1920-х годов. В это десятилетие по всей стране, в том числе, и в Ульяновской области выросли тысячи новых деревень именно на этих, ранее недоступных, но таких близких крестьянам землях. Конечно, старт процессу дал знаменитый Декрет о земле, который узаконил ползучий самозахват крестьянами помещичьей собственности.
Возьмём для примера нынешний Барышский район (информация о нём как раз вошла в 1 том издания «Города и поселения Ульяновской области»). Вокруг районного центра возникли такие населённые пункты как Садовый, Красный Барыш, Елховка. Немного на удалении появились Степановка, Опытный, Орлово и множество других. Основание происходило обычно следующим образом. Инициативный крестьянин собирал группу желающих выделиться в новое хозяйство. Например, в Степановке это был до нашего времени почитаемый Степан Тимофеевич Мураков. Он позже стоял у истоков местного колхоза «Большевик». Колхоз посёлка Опытный возглавлял первые десять лет Григорий Игнатьевич Ирейкин – отец Героя России Геннадия Григорьевича Ирейкина. Часто это были молодые семьи, сторонники советской власти, которые пытались на новом месте без конфликтов с основной частью бывших односельчан организовать на коллективных началах сельскохозяйственное производство. Но переселение происходило и по чисто экономическим мотивам из желания получить больше земли для личного хозяйства. Новые поселения основывались и в целях добычи и переработки сырья, жителей их уже сложно назвать крестьянами. К таким можно отнести посёлок Шпалорезный (специализация населения – деревообработка). Здесь уже на место инициативы «снизу» пришло планирование производства властями.
Активное население новых деревень пробовало себя в непривычных для прежнего крестьянина занятиях. Так, Садовый прославился ягодниками и плодовыми деревьями, в Елховке выращивали сортовые овощи, а семена оттуда расходились по всему району. Колхозы здесь организовывались небольшие, но их создание проходило быстрее. Тем не менее, в этих населённых пунктах, где собиралось по большей части лояльное власти крестьянство, не обошлось без репрессий. Упоминавшийся выше председатель колхоза Г.И. Ирейкин оказался осуждён и отправлен на спецпоселение в посёлок Чёрная Речка близ Акшуата. Эти события уже относятся ко временам коллективизации, которая сменила рассматриваемый нами период освоения крестьянами пространства, предоставленного им советской властью по Декрету о земле. Значительная часть этих населённых пунктов уже исчезла в наше время по причине изначальной малочисленности их населения. Продолжается жизнь в близких к Барышу Садовом, Елховке и Красном Барыше. Один дом остался в Орлово. Несколько жителей есть в Опытном. Шпалорезный исчез в связи с реорганизацией производства. Но жители основанных в 1920-е годы селений помнят свою историю. В 1987 году вся Степановка праздновала столетие своего основателя. А в наше время сельчане активно сотрудничают с краеведами, чтобы сделать эту частичку истории страны достоянием всех нас – жителей Ульяновской области. И Центр развития истории и культуры региона АНО «ЦСИ» помогает им в выполнении этой важнейшей задачи.
местность близ Степановки
Степановка
чета Кибакиных последние жители Орлово
Ошкин В.В.
АНО «Центр стратегических исследований
Ульяновской области»