Бывший чиновник Алексей Малозёмов как фактор роста тарифов


Новый, 2019 год принесёт россиянам не только новые надежды, но и новые расходы на тепло и электроэнергию. Из года в год ставки тарифов растут, хотя даже руководство Федеральной антимонопольной службы выражает недовольство этим фактом. Почему россиянам приходится платить всё больше и больше и какую роль в этом играют коррупционные схемы и откровенные злоупотребления чиновников, наша редакция разбиралась на примере рынка электроэнергии.
Регулированием тарифов в России с 2016 года занимается Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Возможно, это покажется кому-то странным, но её руководство вовсе не собирается заставить россиян любой ценой платить больше. Более того, глава службы Игорь Артемьев прямо выступает за осторожность и разумность в повышении тарифов.

Открытая война против вчерашних коллег

– Мы согласны, что компании, у которых тариф ниже эталонных затрат, то есть экономически обоснован (он и так меньше), они страдать от повышения НДС не должны, и им надо повысить. А тем, которые очень далеко от повышенного, им повышать не надо, – заявил он осенью 2018 года в рамках Недели конкуренции. – Мы против того, чтобы фронтально повышать (тарифы) для всех компаний… Поэтому мы постараемся сделать всё, что в наших силах, чтобы уже прошли дифференцированные подходы.

Важным шагом по повышению эффективности регулирования тарифов и избавления от злоупотреблений в этой сфере стало присоединение к ФАС другой федеральной службы – ФСТ (Федеральной службы по тарифам). Она, например, позволила ведомствам избавиться от чиновников, запятнавших свою репутацию коррупционными скандалами, подозрительными связями, сомнительными решениями и наличием собственности, внятно объяснить источники приобретения которой они и сами не могут.

К сожалению, некоторые люди из числа не прошедших антикоррупционный фильтр начали фактически открытую вой­ну против своих вчерашних коллег. Как говорится, переобувшись на лету, они готовы при малейшей возможности дискредитировать честных чиновников, распространять дезинформацию и откровенно подтасовывать факты. Не забывая при этом ещё и извлекать прибыль из всего вышеперечисленного. Для этого они втираются в доверие к ключевым персонам вроде бизнес-омбудсмена Бориса Титова и используют всевозможные «матрёшечные» схемы, сомнительные ООО и некоммерческие организации.

Искусство вовремя закрывать глаза

К слову, в Федеральной службе по тарифам до объединения с ФАС работал Алексей Малозёмов. На протяжении 6 лет он занимал ответственную должность главы Контрольно-ревизионного управления (КРУ) службы, обеспечивая тарифную дисциплину и выступая в качестве арбитра при различных конфликтах между властями и энергетиками.

Несмотря на солидный стаж и, вероятно, богатый опыт, в ФАС господина Малозёмова не взяли. По имеющимся в открытых источниках данным, он не прошёл проверку на коррупциогенные признаки и вдобавок оказался связан с сомнительными офшорами, владеющими сетевыми территориальными организациями – то есть теми самыми энергетиками, контролировать которых Малозёмов должен был согласно должностным обязанностям. Речь идёт, в частности, о сетевых территориальных организациях (СТО) Ростовской области, в которой начиналась когда-то карьера Малозёмова, а также об энергокомпаниях Тверской, Волгоградской, Московской областей и даже столицы Российской Федерации.

Уже в текущем году «группа Малозёмова», речь о которой пойдёт ниже, попыталась «зайти» в Ивановскую область, присоединив её к своей энергетической паутине. В какой стадии реализации сейчас находится этот проект, редакции пока выяснить не удалось. Но вернёмся к нашим энергетикам.

Одно из распространённых злоупотреблений в такого рода схемах выглядит следующим образом: СТО необоснованно завышает тариф на электричество, включая в него собственные некоммерческие расходы, вплоть до сумм, которые могли уйти на «откаты» и «распилы». А руководитель Контрольно-ревизионного управления ФСТ, призванный следить за сетевиками и не допускать необоснованных «распилов», может старательно закрывать глаза на взвинченные тарифы и даже выпускать официальные разъяснения недовольным потребителям.

Другой вариант монетизации должностного положения главного энергетического ревизора – игнорирование, опять же возмездное, фактов многократного завышения сетевиками стоимости своих инвестпроектов. «Волгоградэнерго», имевший в своё время непосредственное отношение к офшорам, как-то раз чуть ли не десятикратно завысил стоимость работ. Но никаких возражений от регионального тарифного управления на это не последовало.

Является ли Алексей Малозёмов автором этих схем или их придумали в других местах, и насколько умело он их все применял сегодня, сказать невозможно. Но вот то, что кроме Ростовского университета путей сообщения он успел окончить Открытый Британский университет, да ещё и по специальности «финансы и менеджмент», на некоторые вполне определённые размышления наводит.

«Закошмаривание» жертвы

Так или иначе, но после того как ФСТ присоединилась к антимонопольщикам без руководителя своего КРУ, Малозёмов поспешил с запуском новой схемы. Первым её шагом стало создание ООО «ЦМОК», представлявшегося обычно Центром мониторинга и контроля за ценообразованием. Буквально через месяц это коммерческое юрлицо стало учредителем автономной некоммерческой организации с тем же названием. Вскоре некоммерческий ЦМОК учредил ещё одну структуру – ФМЦТ, или Фонд мониторинга цен и тарифов.

Назначение каждого члена этой цепочки открытым текстом прописано в их уставных целях: один ЦМОК специализируется на «исследованиях конъюнктуры рынка», другой – на «консультировании по вопросам коммерческой деятельности и управления», а третий – на «денежном посредничестве». Все вместе они не только контролируют тарифы, но и консультируют предпринимателей. На практике же вся эта «матрёшка» из ЦМОКов, судя по всему, нужна для одной-единственной схемы, приносящей вполне ощутимый доход. Схема может выглядеть так: ничего не подозревающей жертве предлагается бесплатный аудит тарифообразования в регионе, который внезапно вскрывает массу нарушений и чуть ли не уголовных преступлений. Стоит отметить, что при сложившейся на сегодняшний день запутанности регламентов, ведомственных инструкций, временных распоряжений и тому подобных бумаг подвести под статью можно практически любого участника энергетического рынка.

Следующим их шагом, по-видимому, становится «закошмаривание» жертвы: или она соглашается нанять один из ЦМОКов для консультаций, или обнаруженным нарушениям даётся ход. Нижегородские коммунальщики, не поддавшиеся аналогичному давлению, потом долго оправдывались перед прокуратурой, по всей вероятности, потратившись на настоящий, независимый аудит. Аналогичная участь постигла и их коллег из Тверской области. Но можно предположить, что тех, кто готов заплатить дельцам, среди энергетиков явно окажется больше, чем таких вот принципиальных бунтарей, готовых идти до конца.

С помощью выстроенной конструкции можно не только «примучивать» добросовестных энергетиков, но и «отмывать» не вполне добросовестных. Как это работает, видно на примере истории с Александром Хуруджи. По версии следствия, этот бизнесмен, товарищ Бориса Титова по Партии роста, попался на махинациях с тарифами и сетевым оборудованием в Ростове-на-Дону. Благодаря его действиям стоимость полезной электроэнергии в области необоснованно увеличилась с 489 млн до 1,4 млрд рублей.

Компетентные органы немедленно заинтересовались происходящим, возбудив ряд уголовных дел. А вот экспертизы, предоставленные суду структурами Малозёмова, свидетельствовали в пользу Хуруджи. Таким образом, близкий, как говорят, к бизнес-омбудсмену Борису Титову Малозёмов оказался на стороне не государства, а Хуруджи, которому Титов также оказал посильную поддержку. А спустя некоторое время все трое дружно обсуждали будущее российской энергетики в рамках Столыпинского клуба.

АКЦЕНТ

Прямой путь к подорожанию услуг

Вывод из всей этой истории напрашивается сам собой: доверие госчиновников и органов власти к таким сомнительным деятелям, как Алексей Малозёмов, может очень дорого стоить российским системообразующим отраслям. Изменение правил игры под воздействием «матрёшечных» организаций и перехват ими функций государства в области контроля за тарифами чреваты банкротством добросовестных предприятий. В результате на рынке останутся неэффективные, но имеющие нужные связи игроки, а это уже прямой путь к дальнейшему существенному росту тарифов по всей стране.