Об этом знают далеко не все, а пожилые люди вспоминают новогоднюю ночь 1978-1979 годов с содроганием. Тогда из-за аварии на ТЭЦ-1 половина Ульяновска внезапно осталась без отопления. А ведь тогда стояли морозы под минус сорок, временами столбик термометра опускался даже ниже! В первые дни нового 1979 года над родиной Ленина нависла угроза катастрофы…
Что же произошло?
Из-за ошибки операторов, включивших насос на открытую задвижку (делать этого нельзя категорически), произошёл сильнейший гидроудар, который разорвал Т-образный коллектор метрового диаметра, собиравший теплоноситель со всех котлов ТЭЦ. В результате система центрального теплоснабжения всего Засвияжского района, доброй половины Ленинского, а также 3-го и 4-го микрорайонов полностью «встала».
Ситуацию усугубило то, что она произошла именно тогда, когда абсолютное большинство специалистов жилищно-коммунального комплекса (как и всей страны) сидели за праздничным столом. Разумеется, работали дежурные смены, но что они могли сделать в век, когда мы ещё не знали мобильных телефонов и Интернета. Стационарные телефоны были далеко не в каждой квартире и быстро оповестить всех о произошедшем тогда было невозможно физически.
Это привело к массовой разморозке чугунных батарей, десятки тысяч которых, полопавшихся, в новогодние дни стали частью городского пейзажа – их массово выбрасывали на улицу. Впоследствии батареи занесло снегом, убирать эти груды металлолома начали только весной.
Некоторые сантехники вовремя осознали случившееся и слили теплоноситель с домов. Так, в доме №1 по улице 12 Сентября значительную часть радиаторов успели спасти. Жившая там моя покойная бабушка, Антонина Кузьминична Шарина, вспоминала, как ей пришлось помёрзнуть, а уехавшие в Сенгилей родители ни о чём не подозревали.
Один мой коллега (увы, покойный) рассказывал мне историю, как какой-то мужик, проснувшись 1 января от жуткого холода, подумал, что хватил под бой курантов лишка: в его квартире на 7-ом этаже отсутствовала часть стены под окном, виднелась улица. Дело в том, что в некоторых домах батареи находились внутри стен и при разморозке вместе с батареей разорвало и кирпичную кладку (позже этот проект признали неудачным из-за больших теплопотерь).
Простые люди утепляли свои квартиры, завешивая окна одеялами, грели помещения газовыми плитами. Спасть ложились в одежде, с бутылками с горячей водой, кто-то спасался электрогрелками.
Сильна была советская власть!
Валерий Анатольевич Овсянников принимал защиту дипломов на энергетическом факультете УлГТУ, трудился в комитете ЖКХ мэрии, а в 1978 году работал заместителем главного энергетика завода «Искра».
– Ранним утром 1 января в обкоме КПСС состоялось экстренное совещание, на которое вызвали директоров заводов, фабрик и других городских предприятий. На нём приняли однозначное решение – мобилизовать все возможные силы и средства для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации. Всех сварщиков, сантехников, слесарей, механиков и прочих специалистов бросили на замену разорванных систем отопления. К работам привлекли очень много народа, кто не обладал должной квалификацией, носил тяжёленные чугунные батареи, поэтому на выручку звали здоровых мужиков, – вспоминает Валерий Овсянников.
Сам Валерий Овсянников возглавил бригаду из пяти человек, которая сутки работала на отведённом ей участке, сутки отсыпалась. Одним из первых они подали тепло в корпуса Областной больницы, работали в школах, детсадах, домах на улице Минаева и других. Сильно выручил аварийный запас батарей, имевшийся на каждом предприятии. 3 января он закончился, но тут начался подвоз новых, доставляемых в Ульяновск в экстренном порядке как автомобильным, так и железнодорожным транспортом.
В таком режиме тысячи коммунальщиков работали до 15 января, когда тепло вернули в последние квартиры. Сам коллектор отремонтировали за сутки? и главная проблема была именно в замене радиаторов.
Последствия
Самое главное, что, несмотря на лютые 40-градусные морозы, тогда никто не погиб. Ряд руководителей ТЭЦ пошёл под суд, кое-кто получил реальный срок заключения, а всем, кто своим самоотверженным трудом восстанавливал систему теплоснабжения, выдали премии.
Многие люди помоложе помнят подобную аварию в конце 80-х годов, когда часть города, отапливаемая от ТЭЦ-1 также из-за порыва на магистрали осталась без тепла. Тогда мороз ночью тоже запросто перескакивал отметку в минус 40 градусов по Цельсию. Но специалисты отмечают, что новогодняя авария 18-19 годов была многократно тяжелее по последствиям.
Поэтому сегодня ульяновские коммунальщики, помня эти происшествия, с особой тщательностью готовятся к длительным новогодним праздникам. Учитывая растущие объёмы плановых работ в летний подготовительный период нужно отметить, что за последние годы в Ульяновске практически не было крупных отключений тепла в зимний период, чего, увы, нельзя сказать обо всех российских городах.
Последнее крупное происшествие на объекте энергетики произошло в январе 2010 года на котельной Патронного завода (тогда находящейся в ведении Минобороны, а сегодня – переданной на баланс МУП «Городская теплосеть»). Тогда из-за лопнувшей по всей длине трубы-перемычки остановилась подача тепла на Нижнюю террасу. Под руководством вице-мэра Александра Букина объединённые силы городских коммунальных служб справились с ситуацией, оперативно заварили трубу, отогрели замёрзшие батареи. Горький опыт встречи 1979-го года не прошёл даром.