Материалы подготовлены сотрудниками Ульяновского городского архива

Наши предки, так же, как и мы, любили весело погулять на Новый год и Рождество.

Интересно, что Новый год – довольно молодой праздник, ему всего 320 лет. 20 декабря 1699 года российский царь Петр I подписал указ о переходе России на новое летоисчисление и переносе празднования начала года с 1 сентября на 1 января. Вместе с этим указом была введена новая система летоисчисления от Рождества Христова. С тех пор мы и отмечаем главный праздник года именно в этот день.

До революции 1917 года по своему размаху и торжественности празднование Нового года значительно уступало празднованию Рождества Христова, которое отмечалось до 1918 года по действовавшему в те времена в России юлианскому календарю 25 декабря. Поэтому все традиции относились больше именно к празднованию Рождества, а не Нового года.

Как же отмечали зимние праздники в дореволюционном Симбирске? Праздновать начинали с Рождества, которое переходило в Святки и продолжалось до Крещения.

Кстати, традиция ставить елку в доме и на центральной площади – тоже молода. Она появилась только в конце Х!Х века. И про Деда Мороза и Снегурочку тогда слыхом не слыхивали. Эти персонажи появились уже в советское время как замена религиозным символам.

Но вернемся к празднику в Симбирске. Обязательным мероприятием в праздничные дни были так называемые «визиты». Для знати устраивался торжественный прием в Дворянском собрании. Там накрывались столы. С приветствием выступал губернатор, гости обменивались поздравлениями. Вечером давалось представление в симбирском театре, после чего все шествовали в кафедральный собор на церковную службу. Ровно в полночь по всему городу торжественно ударяли колокола, начинался молебен о благополучии, о даровании спокойствия и мира.

Также симбиряне любили устраивать балы-маскарады. На таких балах устраивались различные конкурсы и забавы, вручались награды за лучший костюм, представлялись музыкальные номера и шутки. Праздник заканчивался обычно к утру. Как писали тогда «Симбирские губернские ведомости», на таких балах публика «веселится и танцует до упаду».

Была еще одна традиция, по которой обеспеченные симбиряне во главе с женой губернатора организовывали благотворительные праздники в приютах для сирот и детей из беднейших городских семей. Им раздавались подарки – одежда, обувь, сладости. Часто на таких праздниках выступали учащиеся симбирской гимназии и кадетского корпуса. Вообще, Рождество и Новый год в Симбирске славились благотворительностью. Собирались и раздавались пособия погорельцам и другим нуждающимся.

Народ победнее, конечно, в балах участия не принимал, но веселился не хуже знати. На улицах устраивались «маскарады» – ходили ряженые с колядками. Обязательно нужно было сходить в гости. Иные любили посидеть в трактире или кабачке.

В городе заливалось множество катков и ледяных горок. Из окрестных сел привозились сани для катаний. Была даже особая традиция для молодоженов – «ловить целоваки». Сначала с горки скатывалась «молодая», которую внизу ловили парни и целовали. Потом скатывался супруг и зарывался с молодой женой в сугроб. Считалось, что в сугроб они зарываются холостыми, а из сугроба выходят уже женатыми.

Еще одной традицией на Святки было праздновать Щедрец, или Щедровки. Считалось, что в этот день надо накрыть богатый стол – чем богаче и больше пир, тем благополучнее будет следующий год.