Симбирские эстонцы. Формирование и быт поселений

В Симбирскую губернию первые эстонцы родом из Вируского уезда: Винни Пеэтер, Керт Блумер, Аамер, Юргенсон и другие – прибыли в 1870 году; было основано поселение Смородино. Здесь оказались благоприятные условия для начала новой жизни: живописная природа и чистая родниковая вода. Название деревня получила от кустов смородины, произраставших в окрестностях.

В последние десятилетия XIX века северные эстонцы заселили еще деревни Светлое Озеро (1885) и Чистое Поле (1877). Население в Смородино росло, и вокруг основного поселения сосредоточивались небольшие деревни: Огибная (1872), Лапшанка (1876), Ломы (1896) и Широкодольный, или Широкий (1885). Эстонцы проживали также в Никольском.

О Юхане Лаасберге, который прибыл со своей семьей в самом начале в место расположения нынешнего поселка Широкий, говорят, что он потерял в произраставшей здесь высокой траве свою жену вместе с лошадью, для поисков которых пришлось приложить немало усилий.

Эстонским поселениям Симбирской губернии присваивались в официальных документах русские названия, эстонцы изменяли их в более удобные для произношения: «Смородино» эстонцы произносят с ударением на первом слоге – «Самародина», «Родина»; вместо «Огибная» говорят «Гипной». Еще более несяный вопрос о названии «Широкий»: эстонцы до сих пор говорят «Тупрова», по прежнему названию деревни – Доброво.

Трудолюбивые эстонцы, обрабатывая плодородные земли, быстро вставали на ноги. Например, колхоз «Койт», основанный в 1930 году из жителей Смородино, был самым богатым в регионе до объединения колхозов. Для здешних эстонцев, наряду с полеводством и животноводством, источником пропитания была и матушка Волга (строительство мостов), а также и основанное здесь производство силикатных кирпичей и мела.

Сфера образования и религиозная жизнь

Большинство переселившихся в Россию эстонцев были лютеранами. В более крупных поселениях (Смородино, Светлое Озеро, Чистое Поле) в одном здании действовали школа и церковь (или молельня).

Наряду с лютеранами в Симбирскую губернию в обетованную землю переселились и субботники, часть их присоединилась позднее к свободным вероисповедателям. Названные движения эпохи национального пробуждения распространились в Эстонии в конце XIX века. Отказались от лютеранской церкви и создавали свои свободные общины с самостоятельной религиозной жизнью, игнорировали как церковные, так и гражданские законы. Религиозные движения принимали также экстатические черты – ждали наступления страшного суда и желали выехать в обетованную землю.

Субботники праздновали днем отдыха субботу. Все необходимые работы выполнялись в пятницу до заката солнца, и пищу для следующего дня ставили в протопленную печь. В субботу действовал запрет на разведение огня, даже в холодный зимний день. Молелен у субботников не было, и молитвенные службы совершались по субботам у кого-либо дома или в расположенных поблизости рощах.

Несмотря на разные религиозные убеждения, жители эстонских деревень тесно общались между собой всё время. Религия при выборе спутника жизни, как правило, препятствием не становилась. Часто женщины, поселившиеся после замужества в новой семье, принимали и иную веру новой общины.

Современное положение деревень

Из прежних эстонских деревень в Симбирской губернии на карте региона можно найти деревни Смородино, Ломы и Широкий. Две первые являются в настоящее время аттрактивными местами жительства с многонациональным населением, Широкий представляет собой деревеньку с несколькими десятками жителей. Малочисленная эстонская община уменьшается быстро во всех деревнях, между собой всё чаще общаются на русском языке.

Религиозные различия между деревнями всё же до сих пор заметны: Смородино известно в качестве поселения лютеран, эстонцы старшего поколения Широкого и Ломы принадлежат большей частью к свободной общине. На месте их называют субботниками. Часть верующих определила себя адвентистами седьмого дня или баптистами седьмого дня. В настоящее время, когда деревенский свободный приход небольшой (приблизительно 15 человек), объединились с общиной баптистов Ульяновска.

Деревня Смородино

Ольга Максимова(Варол) и Алвийне Крайнева(Яагант) в лесу у серевни Смородино

Оскар Юргенсон, деревня Смородино

Поминки по утонувшему Александеру Парве, деревня Смородино

Марта Альберт с внуками, деревня Смородино

Леонхарт Преэмет, мастер на меловом карьере, деревня Смородино

Дом Эдуарда Краутман, деревня Смородино