Поставка самолётов Ту-204-300 в интересах Центра подготовки космонавтов завершится в начале 2019 года. ПАО «Туполев» рассчитывает в текущем году продолжить поддержание в эксплуатации существующего парка самолётов типа Ту-204, модернизацию простаивающих самолётов, в том числе и конвертацию в грузовой вариант, сообщил «АвиаПорту» собеседник в авиапроме. Ниже следует систематизированное изложение его интервью.

Самолёты Ту-204-300 для Центра подготовки космонавтов

Лизинговая компания «Ильюшин финанс Ко.» (ИФК) передала самолёт Ту-204-300 с бортовым номером №64045 заказчику — Госкорпорации «Роскосмос». Перелёт самолёта №64045 из Ульяновска в Чкаловск, на базу ЦПК, запланирован на январь 2019 года.

Вторая машина этого типа с номером №64044 будет передана заказчику в самое ближайшее время. Оба лайнера предназначены для эксплуатации в интересах Центра подготовки космонавтов (ЦПК).

Для ЦПК были выбраны самолёты в модификации Ту-204-300, принадлежащие ИФК, ранее эти машины эксплуатировались авиакомпанией «Владивосток Авиа». На ульяновском авиазаводе «Авиастар-СП» было проведено переоборудование самолётов по документации ПАО «Туполев» под требования ЦПК.

Справка

Как сообщалось ранее, о покупке ЦПК двух самолётов Ту-204-300 стало известно в 2015 году. Все последующие годы велись их переоборудование под перевозку космонавтов и испытания. В каждом самолёте по три отдельных каюты с необходимым медицинским оборудованием и местами для сопровождающих лиц. Самолёты должны были поступить в ЦПК ещё в 2016-2017 годах. На их покупку и модернизацию Роскосмосу из бюджета было выделено 3,3 миллиарда рублей. В настоящее время космонавты летают на Байконур на самолётах Ту-134.

Самолёты в модификации Ту-204-300 отличаются от базового сертифицированного самолёта Ту-204-100 укороченным фюзеляжем и повышенной дальностью полёта. Оба передаваемых «Роскосмосу» самолёта прошли небольшой объем лётных испытаний, необходимых перед сдачей самолётов заказчику (всего по несколько зачётных полётов для каждого из самолётов). После получения Дополнения к Сертификату типа самолётов по главному изменению — изменениям в интерьере, проведена процедура оформления материалов и документов для передачи самолётов заказчикам. Надо отметить, что перед переоборудованием обоих самолётов под требования Центра подготовки космонавтов они порядка пяти лет простояли без какой-либо эксплуатации. Именно этот факт и обусловил некоторые сложности с испытаниями самолётов для Центра в связи с отказами систем и оборудования долго стоявших «без дела».

Некоторые итоги работы в 2018 году

В 2018 году «Авиастар-СП» переоборудовал и передал заказчикам два самолёта типа Ту-204: Ту-204-300 №64014 по заказу Министерства промышленности и торговли РФ и Ту-204-100В №64056 нового производства, изготовленный в Ульяновске по заказу компании «СоГаз».

В конце 2018 года был отозван сертификат на самолёт №64053, ранее успешно прошедший лётные испытания по главным изменениям и получивший все материалы и документы по завершённым испытаниям. Сейчас решается вопрос о дальнейшей судьбе самолёта Ту-204-300 №64053.

В 2019 году планируется переоборудовать в интересах государственных заказчиков и передать ещё два «владивостокских» самолёта типа Ту-204-300 №64026 («Салон» для Росгвардии) и №64039 («Салон» для «Рособоронэкспорт»).

Возможный заказ Кубы на ремонт ранее поставленных самолётов

На сегодня российская сторона в части продаж самолётов типа Ту-204 ведёт переговоры с рядом потенциальных инозаказчиков, в том числе Египтом и Китаем. Ожидается заключение контракта и с Кубой на ремонт ранее поставленных самолётов типа Ту-204. Кубинская сторона, наконец, нашла деньги и заплатила долг, долго «висевший» за Кубой за гражданскую авиатехнику. Кубинцы собирались приехать в Россию в декабре прошлого год, но перенесли визит на март 2019 года. Речь идёт о перегоне кубинских самолётов российского производства в Ульяновск для восстановления лётной годности трёх самолётов, но кубинцы имеют некоторые предложения по совершенствовании Ту-204 в ходе их ремонта.

Переоборудование Ту-204 под грузовые авиаперевозки для «Почта России»

В связи с значительным парком не эксплуатирующихся самолётов серии Ту-204, встаёт вопрос о их дальнейшей эксплуатации после соответствующего переоборудования. Так, например, ИФК хочет переоборудовать старые самолёты Ту-204 в «грузовики» в интересах «Почты России». По предварительным оценкам, потребность «Почты России» в «грузовиках» составляет до 10 машин. Причём, на сегодня «Почта России» успешно эксплуатирует два самолёта этого типа, и они хорошо себя зарекомендовали.

Переоборудование самолётов под грузовые авиаперевозки достаточно простое, не трудоёмкое. Сейчас много старых машин, например, можно переоборудовать такие машины, как №№64018, 64019, 64020. Кроме того, авиакомпания Red Wings «пересела» на Airbus, а её самолёты Ту-204 «у забора стоят».

О возможной судьбе самолёта Ту-204СМ

Разработчик самолётов «Ту» не оставляет надежды на возможность возобновления работ по самому современному из семейства Ту-204 — самолёту Ту-204СМ. Некоторые надежды на это дают сложности, возникшие с самолётом МС-21, прежде всего, по крылу и оперению из композиционных материалов. Однако и для Ту-204СМ сохраняются некоторые сложности, связанные с силовой установкой. Для Ту-204СМ требуются двигатели несколько большей тяги, чем у ПД-14. Пермские разработчики авиадвигателей могут доработать двигатели серии ПС-90А2 под Ту-204СМ, но пермякам необходим первоначальный заказ на Ту-204СМ.

Кроме того, остаётся вопрос и по производственной базе. Авиазавод в Ульяновске имеет очень высокую загрузку в рамках гособоронзаказа по военно-транспортным самолётам Ил-76МД-90А и его модификациям, включая топливозаправщики, а также по модернизации строевых самолётов Ил-76МД в вариант Ил-76МД-М и топливозаправщиков Ил-78/78М, а также и ремонту самолётов Ан-124.

Всего на «Авиастаре» сегодня находятся в заделе 8-10 самолётов семейства Ту-204, но в основном это «длинные» машины типа Ту-204-100. Кроме того, есть ещё самолёты Ту-204-300 с «коротким фюзеляжем», ранее принадлежащие владивостокской авиакомпании. Часть из этих самолётов находится на переоборудовании. По сути, ульяновский «Авиастар» постоянно сдаёт по несколько самолётов типа Ту-204 различным заказчикам. Однако пока практически отсутствует достройка имеющегося на различных стадиях производства самолётов из производственного задела авиазавода, как правило, переоборудуются самолёты, бывшие ранее в эксплуатации, а сейчас «стоящие у забора».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.