Торговые сети поражены болезнью социальной немощи населения с мудреным названием «даунсайзинг». Термин этот универсальный, употребляется, например, в качестве синонима слова «оптимизация». Мы стали участниками масштабного даунсайзинга, когда по городам и селам покатилась волна сокращений и перевода медсестер в уборщицы с целью снижения затратной части бюджета. Тоже произошло с сельскими школами, «койко-местами». Понятно, что не от хорошей жизни, а в целях сохранить хоть какую-то.

И таким бывает счастье

Новый год начался с переполоха домохозяек: удмуртская птицефабрика «Вараксин» выдала в торговую сеть яйца в упаковке по 9 штук.

Было так: Стоит хозяйка у стеллажа с яйцами и ругается: «Вот, сволочи, – почти вдвое задрали цены!»

Стало так: та же и на том же месте: «Раз, два, три… Слава Богу – десять штук!»
И, счастливая, идет к кассе, и про цены уже ни гу-гу.

В наши ульяновские магазины «девяток», так назвали уже удмуртское ноу-хау, пока не дошел.
Кассеты и контейнеры с яйцами все те же, но тревога от предчувствия, что завтра все изменится, висит в воздухе.

Даунсайзинг — это уменьшение веса или объема продукта в упаковке без изменения цены.

Новые метрические меры веса и объема

Понаблюдав за счастливой домохозякой у яичного стеллажа в гастрономе «Гулливер» на Автозаводской, я поинтересовался расфасовкой продуктов в других секциях. Вот «Сахар белый» пакет 900 гр., цена 40 руб.90 коп., «Сахар рафинад» коробка 800 гр. Цена 65 руб. 99 коп., «Масло кукурузное» бутылка 0,81 литра, масло подсолнечное «Миладора» бутылка 0,9 литра, кефир «Пестравка» пакет 930 мл., лапша «Бакалейщики» 130 гр. шт, шоколад «СладКо» 92 гр. шт… Ну, и так далее – все в долях литра, килограмма, в штуках, пакетах, упаковках. Это современная метрическая шкала. Она скрывает истину цену продукта, которая по старому ГОСТу была за литр, килограмм и когда было всем и каждому ясно какие у нас в Ульяновске цены и можно было их сравнить с ценами в Москве, Казани, Урюпинске и в других населенных пунктах нашей необъятной Родины. Совершенно очевидно, что весь этот обман покупательского восприятия, который и является даунсайзингом, рассчитан на то, что с некруглыми числами сложнее производить математические манипуляции, вычисляя стоимость килограмма для сопоставления цен разных производителей. Советский пищепром не утомлял покупателей сложными вычислениями: весь товар (за исключением консервов) фасовался в упаковки по 50, 100, 200, 250, 500 и 1000 г. Если раньше любой мало-мальски грамотный потребитель мог без труда умножить стоимость 200, 250 и 500 г на пять, четыре и два соответственно, то теперь ему приходиться решать задачки не в одно действие! Покупатель, склонный к поиску простых решений, так и продолжает умножать 180 – на 5, 230 – на 4, а 420 – на 2, получая обманные произведения из округленных не в свою пользу множимых.

Не обманешь – не продашь

Для чего с нами так поступают? Наивный вопрос. Мы живем в условиях рыночных отношений. У меня есть алюминиевая ложка советского образца с ценой, отлитой еще на заводе-изготовителе: «12 коп». На Земле бушевали кризисы, шли войны, страна была не то, что под санкциями, а за «железным занавесом», куда и «ножка Буша» не проскочит, и буржуйская жвачка не проскользнет. А ложка стоила 12 коп.

Теперь нас давят санкции. В не столь отдаленные времена буржуи завалили нас своими модифицированными продуктами, мы очень обрадовались их соевой колбасе и всяким вкусностям из пальмового масла. Нефть наша была на вес золота и дети мои хохотали разглядываю советскую ложку с ценой в 12 коп.

Свой скот извели, поля забросили. И вот теперь, когда пусть хилая, но все же пищевая промышленность сплошь переоборудована под иноземное сырье и добавки, а ничего этого буржуи нам не поставляют из-за санкций и поэтому приходится закупать их через братскую Беларусь и другие столь же любящие нас страны СНГ, мы вдруг захотели хлебца в буханках по килограмму, молока в литровых бутылках за пролетарскую цену. И спасает нас от ужаса реальных цен и полной потери чувства оптимизма тот самый даунсайзинг. Причем, на законных основаниях.

Вот экспертное мнение начальника Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области Г.И. Соломко:

– Нет нарушения закона и прав потребителя, если на упаковке товара содержится достоверная информация и она доступна потребителю. Государственное регулирование осуществляется только на определенные виды: алкоголь, детское питание… Молоко, хлеб, яйца – это социальные продукты и здесь нет запрета или ограничений на количество в упаковке.

Средство одно – конкуренция

– А государство почему не введет ГОСТы на упаковку, пусть издаст закон, запрещающий даунсайзинг! – требует обыватель.

Очень заманчивая идея из нашего недалекого прошлого. Если её осуществить, то мы опять будем кушать алюминиевыми ложками за 12 коп., а к заброшенным полям, разрушенным фермам и птицефабрикам добавятся ещё и брошенные хозяевами предприятия пищевой промышленности, супермаркеты и прочие объекты постсоветской цивилизации. И опять – пустые полки, талоны, «нормы отпуска в одни руки».

Даунсайзинг – болезнь, которая лечится лекарством с названием «конкуренция». У нас, в основном конкурируют фирмы-импортеры, а собственные производители – фермеры, практически, не имеют шанса попасть в сетевой рынок. Вот тут государственная власть в лице администрации области просто обязана принять меры, обеспечить собственным сырьем и товаром ту самую продовольственную безопасность.

Есть надежда!

Есть ли признаки возрождения нацсельхозпродукта, возможности доступа фермерской продукции в супермаркет? Отвечает пресс-служба Минсельхоза:

«В Ульяновске создан один из самых крупных логистических центров в Приволжском федеральном округе, который в течение нескольких лет построила компания «Гулливер».

– Наличие такого центра позволит местным сельхозтоваропроизводителям наиболее выгодно сотрудничать с сетью и реализовывать туда свою продукцию, а поддержка региональных производителей – это то, чему мы уделяем пристальное внимание – комментирует событие Заместитель Председателя Правительства – Министр агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области Михаил Семёнкин.

Еще новость: на днях в Министерстве агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области прошло совещание с фермерами и ТК ЗАО «Тандер» (владеет сетью магазинов «Магнит») по вопросам сбыта фермерской продукции в сетевых магазинах компании.

Есть перемены и на селе. В рамках реализации проекта «Стимулирование развития молочного животноводства в Ульяновской области» в 2018 году введён в эксплуатацию современный комплекс в ООО «Агро-Нептун» Новоспасского района, ведётся реализация инвестпроекта по строительству фермы на 520 коров в СХПК «Новая жизнь» Чердаклинского района. Также за 2018 год построены коровники на 600 мест (ООО «Калатея» Барышский район) и на 300 мест (ООО «Хмелёвское» Мелекесский район), завершена реконструкция ферм в ООО Агрофирма «Тетюшское» (Ульяновский район) и ООО «Новая жизнь» (Цильнинский район),была запущена высокотехнологичная ферма на 1200 голов в Троицком Сунгуре. После запуска предприятия годовое производство молока увеличится до 9,6 тысячи тонн, а при выходе на проектную мощность планируемый объём производства молока составит 10,8 тысяч тонн в год.

По информации Минсельхоза, всего в 2018 году за счёт строительства и реконструкции создано 2760 скотомест для дойного стада, что позволит в 2019 году произвести на 17 тысяч тонн молока больше, чем в 2018 году.

К 2021 году предусмотрено увеличение валового производства молока до 300 тыс. тонн (увеличение на 30,4% к уровню 2018 года).

На начало 2019 года численность свиней во всех категориях хозяйств составило около 230 тысяч голов, этот показатель является рекордным с 1998 года.

Неужели наш килограмм вылечится от анорексии, а рынок от даунсайзинга?
Есть надежда.

Владимир Филимонов
Коллаж автора