21 февраля на заседании Совета при Губернаторе по развитию малого и среднего предпринимательства определили приоритеты в работе по снижению административной нагрузки на бизнес.

«На уровне региона мы должны включиться в работу по реформированию контрольно-надзорной деятельности, о которой в своём Послании говорил Президент Владимир Путин. Для нас она, конечно, не новая. Мы все достаточно погружены в тему, знаем проблемы изнутри.

Я предлагаю выстроить наши дальнейшие действия по реформе контрольно-надзорной деятельности в формате пяти шагов. Во-первых, цифровизация контрольно-надзорной деятельности. Второй шаг – это отсеивание всех устаревших нормативных требований. Также мы должны провести ревизию законодательства на предмет дублирующих полномочий и разработать новые административные регламенты контрольно-надзорных мероприятий. Строгие требования должны предъявляться не только к проверяемым, но также к проверяющим. Нужно продолжить работу по классификации бизнесов по категориям риска. Так мы получим обоснованные приоритеты для работы контролирующих органов и оградим от излишнего давления наименее потенциально опасные виды предпринимательской деятельности. Наконец, пятый шаг – формирование нормативной базы «партнерского» контроля-надзора, внедрение принципа предупреждения во все правые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность, если нарушение первично и не наносит вред жизни и здоровью граждан. Необходима дальнейшая разумная либерализация законодательства», – подчеркнул глава региона.

Напомним, реформа контрольно-надзорной деятельности проводится с 2017 года для снижения административной нагрузки на бизнес. В 2018 году график проведения плановых проверок в Ульяновской области формировался на основе риск-ориентированного подхода. В результате почти 60% подконтрольных объектов попали в низкую категорию риска и не будут подвергаться плановым проверкам. Кроме того, принята нормативная и методическая база для внедрения риск-ориентированного подхода по 32 видам госконтроля. В реформе Ульяновской области принимали участие все виды регионального государственного контроля. Многие инициативы, разработанные ранее, получили апробацию на практике. Например, органы госконтроля начали использовать в работе проверочные листы.

Как сообщил Министр цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области Рустем Давлятшин, в 2018 году нагрузка на бизнес при проведении регионального контроля продолжила снижаться. Количество плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей снизилось на 8%, внеплановых – на 44% (с 1384 в 2017 году до 754 в прошлом году). Число предупреждений вместо административных штрафов по итогам выявления нарушений выросло на 9%.

Дальнейшая работа по реформированию контрольно-надзорной деятельности в регионе на 2019 год будет выстроена по пяти основным направлениям, озвученных Губернатором.

«Что касается первого шага – цифровизации и формирования новых сервисов – сегодня все профильные госорганы имеют доступ к системе, а соответственно, и к наполнению типового облачного решения по автоматизации контрольно-надзорной деятельности. В будущем система позволит автоматически формировать программы проведения плановых проверок с учётом распределения по категориям риска. Это сделает процедуру максимально прозрачной для бизнеса. Запущен единый портал контрольно-надзорной деятельности региона – www.risk73. На ресурсе предприниматели могут пройти самопроверку соблюдения требований законодательства. Пока в указанном сервисе реализована функция самопроверки по двум видам регионального контроля», – пояснил Рустем Давлятшин.

Второй шаг, «регуляторная гильотина», – это пересмотр всех обязательных требований под угрозой признания их недействующими. Напомним, Президент РФ Владимир Путин в своём Послании Федеральному Собранию предложил прекратить с 1 января 2021 года действие всех устаревших нормативных актов в сфере контроля и надзора.

«За оставшиеся два года (два года есть впереди) при участии делового сообщества нужно обновить нормативную базу, сохранить только те документы, которые отвечают современным требованиям, остальные – сдать в архив», – сказал глава государства.

Актуализация нормативной базы в Ульяновской области пройдёт оценку регулирующего воздействия. С целью анализа и пересмотра действующих нормативно-правовых актов в Ульяновской области создана Комиссия по дерегулированию экономики. Она будет предлагать изменить или отменить требования законодательства.

Третье направление – ревизия полномочий и административных регламентов. Речь идёт о разработке и утверждении порядков о видах регионального контроля и административных регламентов, содержащих полную последовательность административных процедур и повышающих прозрачность проведения мероприятий. Также планируется провести мониторинг функций контрольно-надзорных органов как регионального, так и федерального уровня, с целью выявления избыточных и дублирующих.

Четвёртый шаг – разработка и утверждение критериев отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или используемых ими производственных объектов к определённой категории риска либо классу опасности. На сегодняшний день показатели утверждены в отношении трёх видов: ветеринарный надзор, региональный государственный контроль в области регулируемых государством цен и региональный госконтроль за соблюдением предельных размеров платы за проведение технического осмотра транспортных средств. В 2019 году будут приняты критерии по остальным приоритетным видам регионального контроля.

К пятому направлению – формированию нормативной базы «партнёрского» контроля-надзора – относятся профилактические мероприятия. Основными задачами станут объявление предупреждений, размещение на официальных сайтах актуальных перечней нормативных правовых актов, использование проверочных листов.

Пресс-служба правительства и губернатора