От ведущего.

Обычно в начале каждого месяца , содействуя популяризации литературного журнала  «Симбирскъ» мы  публикуем  перечень  имен литераторов-юбиляров, имеющих хотя бы косвенное отношение к нашему региону. Этот текст присылает поэт и краевед Николай Марянин,  муравьиными и неустанными  трудами  которого  вышеназванный перечень и составляется.

А сегодня мы посвятили выпуск  иной ..юбилейной дате. А именно: ровно сто лет назад ,третьего марта 1919 года ,в Симбирской губернии началось   великое восстание  поволжского крестьянства  против  советской власти. Эта власть после победы  ее армейских частей над крестьянскими  отрядами назовет  восстание  «Чапанкой», подчеркнув тем самым , что  тут-де немного побузили темные мужики в «чапанах»-  в грубой крестьянской одежде для повседневной носки- да и ладно.

Ну, мужики и есть мужики, чего там на этом зацикливаться…                                                 Масштаб восстания определяется хотя бы тем, что в нем приняли участие  около 150 000  человек- а на подавление  его были брошены  Совнаркомом  регулярные армейские части  с артиллерией и пулеметами  под командованием  талантливого  военачальника Михаила Фрунзе.

К сожалению, эта крестьянская война в  советское время замалчивалась, была написана лишь одна (как я знаю)  повесть Артема Веселого (Николай Кочкарев). И  то за нее, абсолютно просоветскую, писатель пострадал  –  был позднее расстрелян..

Нарушим  молчание, кое-что поведаем о нашей настоящей истории.  Немного о той войне- в моей  стихотворной повести  «Чапанка».

                                ****

 

Жан Миндубаев.

Чапанка.

Повесть  в стихах.

                                           ***

 «Чапанка»…Грандиозное крестьянское восстание в Поволжье, вызванное политикой большевистского правительства:  политическая и продовольственная диктатура, продразвёрстка ( насильственное изъятие  зерна  и даже семян у крестьянства);  вообще  самый  разнообразный грабёж по сути беззащитной  деревни» во имя спасения  власти .»

                                                                               ( Из « Википедии»).

…                                      1.

«Прошло со времени Октябрьского переворота полгода; питерцы голодают, не получая ниоткуда хлеба. Между тем приезжавшие из провинции передавали, что там о голоде и не знают, всего вдоволь, все есть. В чем дело? Почему же голодаем?..

Думаю поехать в провинцию, чтобы убедиться в ее настроении…. Получаю из совета отпуск, еду в Симбирскую губернию, — на свою родину. Первая деревня…  Прошу крестьянку поставить самовар. Безоговорочно ставит. Робко прошу дать кусочек хлеба, дают белого, горячего. Еще пытаюсь просить яиц, — отказа не получаю. Глазам не верится, и ум отказывается понимать…. Начинаю рассказывать о бедственном положении питерских рабочих ожидающих от крестьян подкрепления. На это мне ответили, что помогать они не собираются, так как боятся Ленина, который продался немцам».

…Родное село Тереньга. Озлобленность к большевикам за недопущение свободной торговли, за установление твердых цен на хлеб…..

. Крестьяне с пеной у рта клялись, что не дадут ни одного фунта хлеба по установленным Советской властью твердым ценам. Я доказывал, что твердые цены есть самый правильный путь во взаимоотношениях города с деревней. И если крестьяне будут упорствовать, то рабочие, во-первых, не пожалеют керенок, ибо они сами их делают, а во-вторых, также будут вздувать цены на изделия, выпускаемые с фабрик и заводов. После такой аргументации крестьяне ответили:

— Ну, так ни за какие деньги хлеба не получите.

Вскоре я сознал, что переубедить крестьянина одиночкам не под силу, нужны чрезвычайные меры».

                                          (ИЗ воспоминаний В.Каюрова).

 

А  день  был то ясным,  то  хмурым.

Чтоб «хлебный вопрос» изучить.

Приехал в Поволжье Каюров…

(И также родню навестить).

 

Он -ленинец. В  Петросовете

Серьезный и значимый член…

В кожанку добротно одетый.

И маузер – ствол до колен.

 

Под «белыми» хлебные веси;

Без хлеба  Москва, Петербург…

«А если подумать и взвесить-

Зерно нам   в Поволжье дадут?»

 

…В избе у родни сытно, дымно.

Пыхтит на столе самовар.

И яйца, и хлеб, и свинина…

Эх, радостен встречи разгар!

 

– В Советах ты нынче начальник?

– Вознесся-то как, землячок!

– Живешь – то поди беспечально? –

-Ишь, носишь какой пинжачок!

 

Родня …То вопрос, то ответы –

Беседа течет через край…

– Ну, вы тут не против Советов?

– Мы, милый,  лишь за урожай!

 

– За то, чтобы в пашню посевы –

Да  землю, погодку, да рожь!

– Нам по хрену  «правый» иль «левый» –

– Советы ты, парень, не трожь!

 

-Нам б добрый приплод у коровы…

– Да чтобы вызревало зерно!

– Детишки чтоб были здоровы…

– А власть? Да не все ли равно?

 

– Лишь хлеб бы у нас не отняли …

– Не гнали б сынов на убой…

– Чтоб  в нас,  в мужиков, не стреляли –

-Тогда мы, родимый, с тобой!

 

И родственно так, и душевно

Свиданье с родными прошло…

Его после встреч краткодневных

В Москву проводило село.

 

Все рады: «Наладится дело!

Теперь тут нам все по плечу!»

От уха до уха летело:

«Он вхож к самому Ильичу!»

 

2.

«. В начале 1919года в деревнях и сёлах Симбирской губернии  находилось 3500  вооруженных рабочих из продотрядов и 1700 продармейцев ( была создана  специальная ПРОДАРМИЯ), направленная  из городов центра России для заготовок хлеба.»

                                                        (Из Википедии).

Потомкам Василий Каюров

Расскажет подробно о том

Как после поездки он скоро

Встречался в Кремле с Ильичом…

 

Вникал тогда Предсовнаркома

В его невеселый рассказ

О том, как в селеньях знакомых

Он вел агитацию «масс».

 

За то, чтобы хлеб государству

Безропотно сдал мужичок,

Чтоб понял: к счастливому «царству»

Путь будет жесток и далек…

 

Что жизнью довольным быть куцей

«Махровый есть идиотизм».

Что надо всем стяг революции

Упорно нести в коммунизм.

 

Нести невзирая на беды!

Презрев всех несчастий напасть!

Достичь непременно победы,

Спасти большевистскую власть!

 

И вождь  одобрительно слушал

Гонца вдохновенный рассказ.

Подметил :« Мм…Мужик хочет кушать?

Но  Питер- спасенье для нас!

 

«Осьмушка» -вот в Питере норма;

Без хлеба страдает народ…

«А если он от недокорма

Восстанет и нас уберет?»

 

«Так значит в селе нам не рады?

Им  землю- они нам отказ?

Ну что же…Пошлем  продотряды

В края непонятливых масс!

 

Пусть знает  мужик  нашу силу –

Пусть  грузит нам хлебный обоз!

Возьмитесь, товарищ Василий

За  эту  задачу всерьез!»

 

«Дадим вам пайки и патроны-

Велик еще царский запас.

А вы там мужицкие схроны

До дна потрошите  для нас!»

 

3.

«К весне 1919 года   у симбирских крестьян было изъято свыше  трех  миллионов пудов хлеба. В  это же время началось взимание «чрезвычайного налога», введённого Совнаркомом в декабре 1918 года. Среди крестьян сформировалось мнение, что их обрекают на голодную смерть»

                                                                                      (Из «Википедии».)

В Поволжье звучали тальянки-

Дождались весны мужики.

Масленая скоро, гулянки-

Пляши, веселись земляки!

 

И все обновлению рады,

Надеждами души полны…

Но движутся к ним продотряды

В раскатах гражданской войны!

 

И   третья за месяц  ватага

Опять  закрома потрошит…

«”Эх,Волга! Эх, речка Свияга!

Кто нас от беды оградит!?»

 

Бабенки ревут  от бессилья:

«У нас же детишки помрут!!!»

И мрачно   дед  смотрит  на вилы:

«Не дам! Семена не возьмут!»

Ведь верили этим Советам!

Стояли за них до поры!

Теперь б…лять за все пусть ответят!

Бери мужики топоры!

 

Доколь они будут нас грабить?

В могилы свести нас хотят?

И косы, и вилы, и грабли

Хватая, сбивались в отряд…

 

« Мы белому свету не рады!

«Иль нам подыхать суждено!?

Опять на селе продотряды

Последнее тащат зерно!»

 

«Вчера весь запас отобрали!

Теперь до семян добрались!

Ужель для того надрывались

На пашнях мы клятую жисть?»

 

Крепчают с подворий поборы –

И хлеб им отдай, и овец…

«Ну, суки! Дождетесь, уж  скоро

Наступит ваш  смертный  конец»!

 

Народ от крестьянской работы

Тяжелой, от века святой

Спекался в суровые роты

Готовые к схватке любой…

 

Гремит колокольное тело,

Набат беспощаден и крут..

…И первая кровь  заалела

На мартовском белом снегу…

 

 

«Командарм  М. Фрунзе –  В.Ленину: «При подавлении восстания убито, пока по неполным сведениям, не менее 1000 человек. Кроме того, расстреляно свыше 600 главарей и кулаков. Село Усинское, в котором восставшими сначала был истреблён наш отряд в 110 человек, сожжено совершенно».

 

                                                                                

И хлеба Советы добыли.

И вроде  Юденич отбит…

Но все телеграфы долбили:

«Советам Поволжье грозит!»

 

Ни атомной бомбы, ни танков

Не знали тогда мужики…

И  мчались с Придонья тачанки:

«Восстанье у Волги-реки!»

 

Неслась эта новость по птичьи

Как тяжкая боль, как беда:

«Мужицкое Новодевичье

Пылает огнем как звезда!»

 

Несметной набравшись отваги,

За честь, за судьбу, за детей

Там  валят и валят в овраги

Крестьяне незваных «гостей»…

 

Кровавой открытою раной

На Волге  горит полынья…

«Иди же ко дну, окаянный!

Зачем же ты грабишь меня?!»

 

Здесь нет «буржуев толстопузых»;

Здесь в бунт мужиков повело.

Орудья велением Фрунзе

Разносят село за селом….

 

А если убьют продармейцев

Ретивых  к насилью  зело-

На милость ,мужик, не надейся-

В огне запылает село!

 

Над Волгой  не зори- а горе!

Какой-то людской бурелом…

Казнили и скоро  и споро-

И в прорубь бросали живьем…

 

Гремят, полыхают сраженья…

Кровавые плачут снега.

Безумием  самосожженья

Объяты реки берега…

 

ЭПИЛОГ.

 

«В 1932 году  Василий Каюров   вместе с сыном Александром создал  оппозиционый «Союзмарксистов-ленинцев». В  том же году  все члены этой члены  организации были арестованы и исключены из партии.

Постановлением судебного заседания Коллегии ОГПУ В.Каюров  был приговорён к трем годам ссылки.

 Работал столяром в артели «Металлист»; был вновь осужден и приговорен  к  трем годам  ссылки в Казахстан     где и умер  11 сентября 1936 года.

  Его сын Александр  8 ноября 1936 года  был арестован в Семипалатинске, где отбывал ссылку, доставлен в Москву и 13 августа 1937  года приговорен к расстрелу  по обвинению в участии в контр-революционной организации правых.

Расстрелянтрелян 13 августа 1937 года.

      В 1957 году в Секретариат ЦК КПСС обращалась вдова  В.Каюрова с просьбой о его реабилитации. Однако заявление к рассмотрению принято не было.

     В 1962 году в КПК при ЦК КПС  с заявлением  о посмертной  партийной реабилитации Каюрова обратились девять старых большевиков. Но «Комиссия Шверника» не нашла оснований для реабилитации. Лишь  21 сентября 1989 года

В.Каюров был полностью реабилитирован».

   (Из «Википедии».

                                          ***

 

Конечно, иссякнут когда-то

Проклятья гражданской войны…

Опять распоется над хатой

Скворец среди мирной  весны.

 

Уроки прошедшего века

Отринув, стремимся во тьму…

Но часто судьба человека

Как плата …За что? Почему?

 

Не может все быть бесконечным,

Живем в лабиринте времен…И все забываем беспечно

Как страшный мучительный сон.

 

Но прошлое…Помнится,Пушкин –

Мыслитель, поэт и пророк-

Заметил: «В нас бахнет  из пушки

Забвенья жестокий урок!»

 

Являя и гордость, и силу –

Спокойны над Волгой огни…

Россия! Родная Россия!

Навек  эту  память храни…