В конце декабря прошлого года министр агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области Михаил Семёнкин рассказывал губернатору на аппаратном совещании о новой системе мониторинга цен. По его словам, следить за стоимостью товара будут еженедельно, чтобы оперативно реагировать на ситуацию.

Но оказалось, что у новой системы есть более глобальные изменения. К примеру, решили отказаться изучения цен в магазинах типа “Гулливер Гурман”, и мониторить только магазины формата “у дома”. То есть не анализировать, как сейчас, цены на товар «премиум» и «эконом» класса одновременно, а выделить изменения цен на наиболее востребованные товары, рост цен на которые приводят к обострению и социальным напряжениям.

По новой методике за основу при определении перечня продовольственных товаров, по которым будет делаться расчет индекса изменения цен, взяты «Рекомендации по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания».

В пресс-службе минсельхоза уточняют, что в настоящее время фактическое потребление продуктов питания населением Ульяновской области не соответствует медицинским нормам (мяса потребляется меньше годовой нормы на 10 кг, картофеля – больше на 10 кг, овощей – меньше на 30 кг, фруктов – меньше на 50 кг, сахара – больше на 18 кг):

Исследования показывают, что доля форматов в расходах населения на продукты питания распределяется примерно следующим образом: традиционные несетевые магазины – 21%, открытые рынки – 14%, крупнейшие федеральные продуктовые сети – 37%, региональные сети – 28 %. По нашему мнению, нет смысла проводить мониторинг цен в «Гурмане», где отоваривается 0,01% населения, поэтому принято решение обследовать магазины формата «у дома» торговых сетей «Магнит», «Пятёрочка», «Гулливер».
Для обследования цен в каждой товарной позиции будет обследоваться продукт с наибольшим объёмом продаж, то есть пользующийся наивысшим спросом. Иными словами, при расчете индекса изменения цен будет учитываться «не просто какая-то непонятная цена на какой-то непонятный хлеб», а цена хлеба «пастушьего» – так как он занимает наибольший удельный вес в общей продаже хлеба.

По нашему мнению, тем самым разработана схема сбора реальной (а не среднестатистической) информации по ценам на продукты питания. Результаты мониторинга цен на продовольственные товары представляются в следующем виде.

В первой графе указан перечень продуктов, во второй – медицинские нормы потребления продуктов питания на год (они неизменны для всех периодов, пока не будут пересмотрены официально), третья и четвёртая графа-актуальные цены за две недели на предложенный перечень продуктов, пятая и шестая графа – это годовые затраты на одного человека по отдельным видам продуктов в ценах на определённую дату соответствующей недели, седьмая графа – еженедельный индекс цен по отдельным видам продукции и в целом на весь годовой продуктовый набор.
Данная схема (система) используется для проведения ежемесячного мониторинга динамики цен на продовольственные товары в разрезе основных продавцов продуктов питания, что позволит получить реальную картину изменения цен в разрезе торговых точек и выявить, где происходит наибольший рост цен».