Об этом перевозчики трубили уже давно, постепенно приводя все новые и новые аргументы, и вот момент настал: уже с 18 марта доехать из пункта А в пункт Б на некоторых маршрутках станет дороже на 3 рубля.

Вынужденная мера

По словам индивидуального предпринимателя, владельца маршрутов №№38 и 94 Александра Салюкова, с 18 марта этого года предприятие повышает стоимость проезда на городских маршрутах. Дневной тариф увеличится с 20 до 23 рублей, после восьми вечера цена за проезд вырастет с 24 до 27 рублей. Не стоит забывать также о том, что в городе курсируют маршруты с дополнительными «социальными» расценками, действующими в определенные дневные часы – с 9 утра до 15.00. На сегодняшний день в это время горожане могут перемещаться по городу за 17 рублей, а с середины марта станут платить уже 20.

Стоимость проезда должна была увеличиться с начала 2019 года, однако перевозчики решили не «добивать» население после существенного подорожания услуг ЖКХ и повышения НДС, а немного повременить с изменениями.

– В эти три месяца, что мы держали паузу, заметно снизилась доходность. За это время мы не сумели купить ни одного нового автобуса, что говорит о многом. Раньше постепенное обновление происходило ежемесячно, – рассказал Александр Салюков.

Представитель организации признается, что за последний год произошли повышения стоимости горюче-смазочных материалов, выросли налоги для предпринимателей, и если сейчас не поднять цены, то перевозчики попросту не смогут обновлять транспорт, которому необходим ремонт, качественное обслуживание, да и просто назрело обновление подвижного состава. Помимо этого, федеральный закон обязал маршрутных перевозчиков установить тахографы, что также влетает в копеечку.

Своя рубашка ближе

За скромную сумму в три рубля с человека транспорт солидного возраста обещают постепенно заменять новыми автобусами, такими как «Газель-NEXT», стоимость которых, в зависимости от вместимости, варьируется от двух до четырех миллионов рублей со сроком окупаемости в пять и более лет.

Иномаркам Ford теперь также предпочтительнее «Газели», и дело не в импортозамещении. Микроавтобусы NEXT экономически себя оправдывают: работает транспортное средство на газе пропане и метане, а не на дизельном топливе, в отличие от своего иностранного конкурента. Ведь дизтопливо сегодня обходится дорого – порядка 48 рублей за литр, что довольно накладно для бизнеса.

Ложка меда

Конечно, три рубля – в принципе, немного. Но если считать в масштабах: насколько более накладны для пассажира из раза в раз становятся поездки, настолько больше возможностей появляется у перевозчиков.

Одним из положительных моментов повышения цен для жителей города, помимо повышения уровня комфорта поездок, перевозчики называют уменьшение интервала между рейсами. Чем больше автопарк, тем чаще автобусы могут ходить.

После того как в последний раз произошло повышение цены за проезд, маршрутки стали ходить до 11 часов вечера, сократился и интервал между ними. Ранее в вечернее время разница между пребыванием автобусов доходил до 20-25 минут.

Как считает Виктор Корпусов, помощник руководителя маршрутов №№3, 55 и 93, повышение цен также поможет улучшить условия труда путем повышения заработной платы для тех, кто выходит в праздники и выходные, от кого прямым образом зависит качество оказания услуги общественного транспорта, – водителей. Ведь среди них такие же жители города, у которых есть семьи, дети, для которых также растут цены на товары и услуги, а зарплата – нет. Сейчас труд водителя маршрутного автобуса оплачивается в среднем в 16-18 тысяч рублей.

Ну сколько можно?

В который раз бы ни прозвучала фраза: «Это вынужденная мера» из уст работников транспортной отрасли, жители продолжают вполне справедливо указывать на то, что предшествующие повышения стоимости проезда не принесли явных изменений: на некоторых маршрутах людей до сих пор возят «ржавые ведра», а интервалы движения порой затягиваются надолго.

Представители транспортных компаний уверяют, что любой перевозчик обновляет автопарк ежегодно. Происходит оно, естественно, поэтапно на разных маршрутах в разное время и в разном количестве. Примерно 30-40% старого транспорта выведут из эксплуатации к концу года, на месте него появится столько же нового, что называется, «прямо с конвейера».

По словам Виктора Сидоренко, исполнительного директора ульяновского территориального отраслевого союза работодателей «Транспортный альянс», за последние два года компания приобрела более 300 новых автобусов: Ford, «Газель», Iveco. В «Альянс» входит порядка 80% всех перевозчиков города, а общий парк насчитывает примерно 900 автобусов, то есть новый транспорт уже составляет треть от общего числа маршруток.

В подтверждение того, что повышение цен действительно скажется на улучшении оказания услуги общественного транспорта, Александр Салюков сообщил, что к 2020 году произойдет полная замена подвижного состава маршрута №94.

Транспортные тарифы определяются с учетом затрат на перевозку одного пассажира. Сегодня тариф составляет 20 рублей, а себестоимость перевозки одного пассажира – на уровне 30 и выше. А эти 10 дефицитных рублей приходится восполнять организации, оптимизируя затраты и не имея возможности для инвестиций. Отсюда и проблемы с транспортом.

В одно время коммерции дали достигнуть необходимой траектории развития путем самостоятельного регулирования цен за проезд, дабы помочь ей самоокупиться. Тем не менее в Приволжском федеральном округе Ульяновск на данный момент является городом с самой низкой стоимостью проезда. Постепенное повышение из года в год, вместо одноразового, происходит для того, чтобы нововведение не стало слишком накладным.

– В 2017 году мы подписали соглашение с администрацией города о том, чтобы постоянно проводить мониторинг факторов, влияющих на повышение стоимости проезда, мы предупреждаем органы власти о целесообразности такой меры, готовим обширные аналитические записки, всячески обосновывая свою позицию. Мы могли бы сказать, что за проезд теперь нужно платить 30 или 35 рублей, однако мы прекрасно понимаем, что это неправильно. Важно работать над улучшением качества предоставления услуги по регулярным перевозкам. Мы думаем о людях и делаем повышение прозрачным и понятным для всех, логичным и постепенным, – рассказал Виктор Сидоренко.

Представитель «Транспортного альянса» добавил, что в этой отрасли работает порядка 5 тысяч человек. Это водители, медики, механики, слесари, диспетчеры. Это крупное градообразующее предприятие, поэтому все его работники являются носителями интересов простых горожан, которые они ни в коем случае не пытаются ущемить.

А вот на вопрос, станет ли повышение в этот раз последним в ближайшем будущем, перевозчики ответить не смогли, а лишь добавили, что, скорее всего, будут ориентироваться на повышение или снижение уровня цен и расходные статьи бюджета своего бизнеса.