«Вечер с композитором» прошел в рамках 57-го Международного музыкального фестиваля «Мир, Эпоха, Имена…» в Ленинском мемориале 16 марта.
В исполнении Ульяновского симфонического оркестра под управлением главного дирижера и художественного руководителя Ильи Дербилова прозвучали Симфоническая увертюра «Аlways be true» («Всегда будь честен»), симфонические поэмы «Оn the shoulders of giants» («На плечах гигантов») и «Shadows&Light» («Тени и свет»), Джазовый концерт для кларнета и симфонического оркестра «Dreaming оf masters» («Мечты мастера»). Сам автор со сцены рассказал об истории создания произведений, о своих размышлениях, стараясь сделать произведения более понятными ульяновским слушателям.
Так, увертюра «Аlways be true» («Всегда будь честен») создана в честь установки в Музыкальном центре Ф. Уинспира в Эдмонтоне большого концертного органа. Значительное пожертвование на инструмент (более 2 миллионов долларов) внес доктор Стюарт Дэвис. Название симфонической увертюры «Всегда будь честен» связано с памятью о любимой супруге С. Дэвиса Вайноны, которая всегда придерживалась этого правила и сделала его девизом своей жизни.
Поэма для симфонического оркестра «Оn the shoulders of giants» («На плечах гигантов») посвящена родителям Аллана Гиллилэнда – Иану и Маргарет Гиллилэнд, композитор считает их теми гигантами, на плечах которых строит свою жизнь. В музыкальную ткань поэмы введена мелодия «Плач Валентина» как дань уважения Шотландии – месту рождения композитора.
Оригинальная, динамичная в своём развитии симфоническая поэма «Shadows&Light» («Тени и свет») раскрывает возможности всех групп инструментов и демонстрирует отточенную композиторскую технику Гиллилэнда.
Очень динамично, с драйвом, прозвучал Джазовый концерт для кларнета и симфонического оркестра «Dreaming оf masters» («Мечты мастера») из серии Джазовых концертов для солистов и оркестра. К настоящему моменту создано четыре концерта и запланировано создание пятого, в них Аллан Гиллилэнд совмещает свой опыт джазового исполнителя и композитора. Каждая из частей концерта имеет название и посвящение выдающимся кларнетистам – Бэнни Гудману, Джеймсу Кэмпбеллу, Бадди де Франко. Сольную партию в концерте виртуозно исполнил кларнетист из Санкт-Петербурга Виктор Иршаи. Концерт для кларнета с оркестром настолько понравился публике, что оркестр сыграл «на бис» еще раз первую часть.
«Я думаю, что музыка Аллана Гиллилэнда не очень сложна для восприятия, потому что в своих произведениях он гармонично сочетает современные и традиционные методы композиторской техники, – прокомментировал Илья Дербилов. – Язык этих произведений свежий, в чем-то, наверное, необычный, но я думаю, что он для всех понятен, потому что музыка очень яркая и эмоционально насыщенная. Мне приятно, что в нашей совместной работе композитор был полностью удовлетворен тем результатом, к которому мы пришли».
По словам солиста симфонического оркестра Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга Виктора Иршаи, в концерте Гиллилэнда есть обращение к классическому джазу, к музыке Гершвина. «Концерт начинается с глиссандо, которое Гершвин использовал в своей знаменитой «Голубой рапсодии». Как музыканту, работающему преимущественно в академических музыкальных жанрах, мне очень интересно исполнять джазовые программы, потому что это совершенно другой стиль. Это яркая, замечательная, хорошо написанная музыка», – пояснил Виктор Иршаи.
Комментируя программу, кандидат искусствоведения Ирина Кривошеева отметила: «Большой исполнительский опыт Аллана Гиллилэнда (он долгое время выступал как джазовый трубач) помогает ему не терять контакт с публикой, сохраняя разумный баланс между привычным и новым музыкальным языком. Композитор склонен придерживаться определённой программы, вводит в симфоническую ткань цитаты (известные песни, интонации джазовых мелодий), давая слушателям «путеводную нить» в понимании того или иного произведения. Оркестр Гиллилэнда звучит ярко, насыщенно, композитор умело меняет оркестровые краски, хорошо зная специфику инструментов. Темперамент и увлечённость дирижёра мгновенно передавались артистам оркестра, концерт оставил впечатление многоцветной праздничной феерии».
Гиллилэнд выразил признательность организаторам концерта, директору Ленинского мемориала и художественному руководителю фестиваля «Мир, Эпоха, Имена…» Лидии Лариной, Ульяновскому симфоническому оркестру и Илье Дербилову за выбор его произведений и приглашение в Ульяновск. «Это фантастично! Это мечта, которая сбылась. Прекрасный вечер, замечательное исполнение! Я очень ценю то, что сделал оркестр и организаторы фестиваля», – поделился впечатлениями автор.
Концерт завершился пьесой «O, Canada» для симфонического оркестра и органа. Аранжировка национального гимна Канады выполнена композитором для его исполнения с участием органа в Музыкальном центре Ф. Уинспира в Эдмонтоне. Концерт в Ульяновске сопровождался видеорядом с видами Канады. Так фестиваль «Мир, Эпоха, Имена…» через музыку, культуру соединил две страны – Россию и Канаду, способствуя укреплению взаимопонимания и взаимоуважения между народами.