Пожалуй, из ульяновских краеведов всех времен с наибольшим уважением и даже преклонением отношусь к Александру Николаевичу Блохинцеву. За его энциклопедические, читаемые как увлекательный роман книги и статьи; за ту неиссякаемую энергию, с какой он организовывал первые прекрасные праздники, ставшие традицией (Пушкинские дни в Языково, Гончаровские праздники в Винновской роще, Огаревские, Ивашевские дни…); за его непримиримую борьбу за сохранение исторических памятников…
Да, придирчивый читатель отыщет в работах Блохинцева ошибки и неточности. А кто их не делал? Только тот, кто не делал ничего. И в фундаментальных трудах П.Л.Мартынова ошибок немало. Историк опирается на имеющийся массив данных. Со временем открываются неизвестные факты, обнаруживаются документы, и многие положения, казавшиеся незыблемыми, приходится пересматривать. О многом Александр Николаевич просто не мог написать в 60-80-х годах. Например, в приведенной ниже статье не сказано, что сбор средств на памятник Д.Д.Минаеву организовал губернатор В.Н.Акинфов. Знал об этом Блохинцев? Конечно, знал. А попробуй, напиши… Понятно и то, что привлекая внимание к памятникам старины, добиваясь для них официального статуса, он делал упор на их революционном прошлом, связи с семьей Ульяновых и т.п. Самый действенный был аргумент. Но ведь писал Блохинцев и о Хитрово, Киндяковых, Лабзине…
На вечере памяти А.Н.Блохинцева в 1994 году коллеги говорили, что он один сделал для краеведения столько, сколько все остальные, вместе взятые. «Исследователь ранга Блохинцева на ниве местного краеведения пока не обозначен»… И это, увы, остается так. И не только по уровню его работ. Многие способны написать хорошую книгу, интересную статью. Но вот так безоглядно, как он, невзирая на ранги, вставать на защиту памятников истории, бороться до последнего… Пожалуй, в этом отношении в один ряд с Блохинцевым можно было поставить только Александра Николаевича Зубова. Очень неудобные для власти были люди. А учитывая их огромный, трудом заработанный авторитет – просто так не отмахнешься…
Возглавляя Ульяновское отделение ВООПИК (общественная организация, реальных полномочий не имевшая), А.Н.Блохинцев сделал много больше, чем государственные «охранители», а по сути – заменял их. Он с соратниками спас от сноса ограды Карамзинского сада и дома Шатрова (предусмотрено было такое «планом благоустройства»), Карамзинский сад – от вырубки; добился возвращения на прежнее место бюста И.А.Гончарова после нелепого переноса к зданию Краеведческого музея… Не все удалось спасти – уж очень неравны были силы. А признания скольких объектов памятниками истории он добился, по крупицам собирая сведения о них…
Не мог оставить без внимания годовщину со дня рождения Александра Николаевича – 20 марта (1912-1994), неважно, что не круглую. В прошлом году к этой дате уже делал обзорный материал о нем, очень, конечно, краткий и неполный: https://vk.com/brandergofer?w=wall-107791040_1072/all И подумалось, что лучшей данью памяти краеведа будет почитать написанное им самим.
Наиболее известна книга Блохинцева «И жизни след оставили своей…», о которой доктор исторических наук Д.В.Ознобишин говорил, что «никакие пособия по этому предмету [краеведению] не будут лучше». Менее знакомы читателям другие его книги. Несколько десятилетий назад ульяновцы зачитывались статьями Блохинцева в областной газете, смотрели цикл его краеведческих передач на телевидении. Но большая часть наследия Александра Николаевича осталась неизданной. Эти отпечатанные на машинке статьи, заметки, лекции, отчеты и проч. хранятся в личном фонде А.Н.Блохинцева в областном архиве; немало их и в фондах краеведческого отдела Дворца книги. Несколько неопубликованных статей разных лет предлагаю почитать на этой неделе. Наводят они на размышления о многом, и – как ни парадоксально – не столько о прошлом, сколько о настоящем…
***
А.Н.Блохинцев
Из «Заметок о памятниках», вып. 2, октябрь 1969 года (машинопись из фондов УОНБ)
ДОМ, ГДЕ ЖИЛ Д.Д.МИНАЕВ (с сокращениями)
Поэт Д.Д.Минаев родился в Симбирске 21 октября 1835 г., в семье подполковника Д.И.Минаева. … Отец поэта – Дмитрий Иванович, будучи военным, находил время заниматься литературой и живописью, дружил в свое время с Н.Г.Чернышевским и был настроен достаточно радикально…
Его сын Дмитрий Дмитриевич – сотрудник прогрессивных журналов «Современник», «Русское слово», «Искра», «Гудок» и других… Отлично владея техникой стиха, слывя «королем рифмы», он посвятил всю силу своего таланта бичующей сатире и обличению несправедливостей жизни.
В конце 1861 г. Д.Д.Минаев написал «Губернскую фотографию» – едкую сатиру на симбирское «светское общество», в которой фигурировало более ста симбирских «героев» с их подлинными, слегка завуалированными именами. … В начале 1862 г. эта сатира была опубликована петербургским журналом «Гудок» и вызвала взрывную реакцию в Симбирске. И когда, через 25 лет, стало известно, что Минаев собирается вернуться в родной город, «встревоженный губернатор созвал специальное совещание по этому вопросу, имевшее целью воспрепятствовать въезд поэта в Симбирск» (П.С.Бейсов).
Однако поэт возвратился в Симбирск летом 1887 года, но не был принят симбирским обществом. … Открытая враждебность встретила Минаева, и «дым отечества» стал горько неприятен. Вот и поселился он, больной и отрешенный, на окраине Симбирска, на Нижне-Солдатской улице, в бедном и убогом районе, заселенном отставными солдатами, солдатскими сиротами и бедными тружениками.
Отцовский дом на Покровской улице, в котором родился Д.Д.Минаев, был давно продан…, и ему ничего не оставалось, как снять маленький домик на Нижне-Солдатской улице. Здесь, в полном отчуждении от людей, поэт провел последние два года своей жизни, и его одиночество скрашивалось только Е.Н.Худыковской – умной и интеллигентной женщиной, «с которой он сблизился вскоре после развода с женой» (И.Ямпольский).
До начала 1969 г. этот дом под № 34 стоял на старой улице Минаева. Построен он в 1883 году. Деревянный дом на деревянном фундаменте, тесовая крыша, замененная впоследствии на железную. Фасад в три небольших окна, обнесенных простыми наличниками, обшит тесом. Также тесом в «одинарную елочку» обшит треугольник фронтона. Справа – «парадная» дверь с треугольным козырьком над ней… Над гребнем крыши возвышается единственная кирпичная дымовая труба… Фасадом дом обращен на север. С западной стороны пристроена застекленная веранда, которая, уходя вглубь двора, превращена в обычные сени. В общем – обычный маленький домик, каких немало было в старом Симбирске, без каких-либо претензий на «заметность».
В простенке между первым и вторым окнами установлена небольшая белая мраморная доска с текстом: «В этом доме жил в 1887-89 гг. и умер 22 (10) июля 1889 года поэт-сатирик Дмитрий Дмитриевич Минаев». В доме две спальни, небольшое зальце-кабинет и столовая, общей площадью в 60 кв. метров. Потолок и стены оштукатурены.
Бывшая владелица дома Зоя Васильевна Даузина, прожившая в этом доме 61 год, рассказывала, что в период жизни в нем Д.Д.Минаева он принадлежал владельцу с нерусской фамилией, у которого дом был куплен неким Михайловым. В 1907 г. у Михайлова дом купил ее муж Иван Карлович, и семья Даузиных в нем прожила до декабря 1968 года.
В связи с реконструкцией города и сносом улицы Минаева, Даузиным была предоставлена другая квартира, и над домом нависла угроза сноса, хотя решением Ульяновского облисполкома… этот объект был внесен в списки памятников и памятных мест государственного значения. В результате мер, предпринятых областным Управлением культуры и президиумом областного отделения ВООПИК, 12 ноября 1868 года состоялось постановление бюро Ульяновского обкома КПСС и облисполкома в пользу сохранения дома с последующей передачей его Ульяновскому отделению Союза писателей.
Новая застройка улицы Минаева вызывает необходимость передвижки дома вглубь квартала, южнее прежнего места его расположения. В настоящее время дом находится в специальном хранилище в разобранном виде и, когда закончится строительство новых кварталов, он будет установлен близ прежнего места нахождения.
Со слов З.В.Даузиной известно, что проживавшая близ этого дома Пожарская рассказывала Даузиным о своем знакомстве с Д.Д.Минаевым. Он, будучи больным, часто сиживал в кресле на веранде, укрытый пледом, у раскрытой двери. Проходившая мимо Пожарская останавливалась, раскланивалась с поэтом и вела с ним беседу.
Планировка дома не претерпела почти никаких изменений, исключая того, что ход из задней спальни в переднюю был заделан в последующее время. Какой-либо мебели и вещей со времени Д.Д.Минаева в доме не сохранилось.
В ряде литературных источников (К.Селиванов, Б.Афанасьев и др.) с домом, где жил Д.Д.Минаев, связывается память обоих Минаевых – отца и сына. На самом деле это не так. Д.И.Минаев не мог жить в доме № 34 по улице Минаева и иметь с ним никакой связи, т.к. при его жизни этого дома не существовало. Неверно связывается с этим домом и Н.Г.Чернышевский, который в 1851 году посетил дом Минаевых в Симбирске. Он не мог быть именно в этом доме по той же причине.
Нижне-Солдатская улица, на которой поселился Д.Д.Минаев, претерпела неоднократную смену своего наименования. Называлась она в разное время Минаевской, улицей Володарского, Горького и, наконец, опять получила имя Д.Д.Минаева. Один из спусков к Волге, называвшийся ранее Мингалевским, получил наименование спуск Минаева, т.к. вел к старому городскому кладбищу, на котором были похоронены отец и сын Минаевы. Все это говорит о том, что ульяновцы чтут память своего земляка, поэта-гражданина Д.Д.Минаева.
Дом, где жил Д.Д.Минаев, несомненно, является одной из литературных достопримечательностей нашего города.
***
А.Н.Блохинцев, 6 апреля 1976 года:
…Этот дом стоял на своем месте до декабря 1968 года, когда… он был разобран и в 1974 году восстановлен вновь близ своего прежнего места. В настоящее время в этом доме – памятнике истории государственного значения, расположено Ульяновское отделение Союза советских писателей…
***
МОГИЛА Д.И. и Д.Д.МИНАЕВЫХ (с сокращениями)
На юго-восточной окраине Симбирска, в подгорье среди садов, на берегу протока Чувич (ныне район речного вокзала) располагалось городское Свято-Духовское кладбище. … В 1876 г. на этом кладбище был захоронен поэт и переводчик Дмитрий Иванович Минаев, а спустя 13 лет рядом с ним в фамильном склепе был захоронен его сын – известный поэт-сатирик Дмитрий Дмитриевич Минаев.
Похороны Д.Д.Минаева, проходившие в жаркий июльский день 1889 года, были обставлены более чем скромно. За гробом покойного шло лишь несколько человек. «Не было речей над могилой почившего поэта, некому их было произносить, да и перед кем?» – писал поэт А.А.Коринфский в статье «Похороны Д.Д.Минаева» («Казанский биржевой листок», № 154 за 1889 г.). Симбирское светское общество мстило поэту за его «Губернскую фотографию»…
Через 10 лет после похорон на могиле поэта был установлен надгробный памятник. Журнал «Исторический вестник» писал об этом в 1899 году: «21 июля в Симбирске состоялось освящение памятника… на могиле Д.Д.Минаева, симбирского уроженца. Освящение совпало с 10-летнею годовщиною смерти поэта. Покойный схоронен на Духовском кладбище, которое с тех пор у симбирцев слывет более под названием Минаевского. Необходимые средства собраны были подпискою по всей губернии, и ныне на могиле Д.Д.Минаева возвышается чугунный памятник, в виде четырехгранной колонны с куполом наверху, поставленной на каменном основании. На одной стороне памятника надпись: «Дмитрий Дмитриевич Минаев, 1835-1889». Выше этой надписи изображены золоченым горельефом лира и хартия… Рядом с памятником большая плита над прахом отца поэта, Дмитрия Ивановича Минаева… Могилы обоих поэтов осенены старым раскидистым вязом».
При открытии памятника присутствовали представители симбирской интеллигенции, городской администрации, учащиеся и т.п. Бывший домашний учитель Д.Д.Минаева, писатель Г.Н.Потанин, отлично знавший отца и сына Минаевых, произнес речь. «Так произошло примирение Симбирска с поэтом…» (П.С.Бейсов). Но это примирение произошло через 37 лет после опубликования «Губернской фотографии», и для того, чтобы оно произошло, потребовалось время и смена поколений. Примечательно и то, что народ сам сменил название кладбища, присвоив ему явочным порядком наименование «Минаевское»…
Весной 1956 года Минаевское кладбище было затоплено водами водохранилища. В связи с предстоящим затоплением, по инициативе П.С.Бейсова, Ульяновский горисполком 8 мая 1952 года вынес решение, в котором говорилось: «…подлежит затоплению Минаевское кладбище (Подгорье), где находится могила и памятник известному переводчику Д.И.Минаеву и его сыну сатирику Д.Д.Минаеву. С целью сохранения памяти Д.И. и Д.Д. Минаевых исполком городского Совета депутатов трудящихся постановляет: Перенести прах и памятник Д.И. и Д.Д. Минаевых на городское кладбище».
В соответствии с этим решением в сентябре 1954 года был произведен перенос праха и надгробий отца и сына Минаевых на городское кладбище по улице К.Маркса. … К сожалению, эта процедура была проведена без участия литературной и советской общественности города. Перезахоронение произведено на почетном месте, на левой стороне главной аллеи, ведущей от ворот кладбища к церкви, под кронами старых деревьев.
С Минаевского кладбища перенесены и надгробия Д.И. и Д.Д. Минаевых. Вышеописанное надгробие имеет высоту в 3,5 м. Плита основания и пьедестал выложены из белого камня. Могила и надгробие ограждены металлической оградой. Надгробие Д.И.Минаева представляет большую чугунную плиту с текстом: «Дмитрий Иванович Минаев 1802-1876». Это памятное место находится под охраной. Ульяновский облисполком своим решением от 16 мая 1968 года внес могилу Д.И. и Д.Д.Минаевых в список памятников государственного значения.
Могила Д.И. и Д.Д.Минаевых является одной из литературных реликвий нашего города и часто посещается ульяновцами. Нередко можно видеть на надгробии букеты живых цветов…
***
Далее – другие статьи А.Н.Блохинцева
___________
Александр Николаевич Блохинцев.

Дмитрий Дмитриевич Минаев. Рисунок М.О.Микешина, 1877 год.

Минаевская улица в Симбирске.
«Исторический вестник», 1914, т.137 (июль); к статье Н.А.Державина «Король рифмы»

Дом, в котором жил Д.Д.Минаев. Фото А.И.Маркелычева, 1947 год.

Дом Д.Д.Минаева до переноса. 1960-ые годы.
ГАНИ УО. Ф.5968, оп.2, д.4, л.65

Дом Д.Д.Минаева после переноса.
https://hautiev-sh.livejournal.com

Дом Минаева… Как и его давний жилец – всеми покинутый и… нет, виноват, не забытый. С высоких трибун регулярно обещают устроить в нем не то литературный клуб, не то музей. А пока…
В суматохе большой реконструкции, когда исчезали с лица земли целые улицы, дом сумели сохранить и найти ему достойное применение. Спасибо таким людям, как Александр Николаевич Блохинцев. Что дало дому ЭТО время? Еще одну доску на фасаде? А на большее и рассчитывать трудно. Времена…

Могила Д.И. и Д.Д. Минаевых на Свято-Духовском кладбище.
1) «Исторический вестник», СПб, 1914, т.137 (август); к статье Н.А.Державина «Король рифмы».
2) УОКМ

1) М.И.Козьмин. Могила Д.Д.Минаева (на бывшем Духовском кладбище). 1952.
2) Могила Д.И. и Д.Д. Минаевых на Воскресенском кладбище. 1960-ые годы.
ГАНИ УО. Ф.5968, оп.2, д.4, л.64

Могила Дмитрия Дмитриевича Минаева – наши дни…