От ведущего.

Сегодня  мы рассказываем об одной  истории, в которой ( на мой взгляд)  в полной мере проявляются все  оттенки   как провинциальной боязливости, неуклюжести, трепетного преклонения  перед  любым  столичным  посылом и помышлением   – так и  все признаки закоренелой  местечковой  замшелости соединенной  с удивительным самодовольством. Которое ,однако, моментально  испаряется  при  словах «Начальству виднее!»

Итак…

                                          ***

 А  ЕСЕНИН В КУЩАХ ЗАТЕРЯЛСЯ…

(Окололитературная история)

 Сергей Есенин (Мрамор,104х64х44), автор  А.А.Бичуков.

Двадцать второго  марта 2019 года  известный краевед и доцент УлГУ Сергей Петров попросил меня поприсутствовать на заседании  правления регионального отделения Союза писателей РФ». Была  пятница, обычно  по пятницам  «члены  правления» регулярно собираются на свои пятничные …нет не молитвы – а на обсуждения  неких корпоративных  вопросов.

  • Сегодня я хочу озадачить рыцарей пера и мысли  историей о  злоключениях   одной из культурных ценностей – а именно  беломраморной  скульптуры  Сергея Есенина… Хочу узнать их мнение по этому поводу – доверительно сообщил мне Сергей Борисович.
  • Сюжет был интригующий.

И вот сижу я на «усеченном собрании» (как выразился руководитель регионального отделения СП РФ Илья Таранов) – и вникаю в перипетии действительно любопытной истории…

Суть ее в пересказе  доцента  С.Петрова такова.

Оказывается еще в далекие ныне годы подготовки к празднованию 100-летия В. И. Ленина  «отписал» Минкульт РСФСР Ульяновскому художественному  музею скульптуру Сергея Есенина, изваянную из белого мрамора тогда еще молодым- а ныне весьма авторитетным   скульптором  А. Бичуковым.

(Анато́лий Андре́евич Бичуко́в —  российский скульптор.

Ректор Московского государственного академического художественного института имени В.И. Сурикова (с 2001 г.); профессор, заведующий кафедрой скульптуры Российской Академии живописи, ваяния и зодчества (с 1988 г.); начальник студии художников МВД России имени Верещагина; действительный член, вице-президент, член Президиума Российской академии художеств, действительный член Академии менеджмента в образовании и культуре; член Государственного художественного совета.

Из «Википедии».– Ж.М.)  

Это-сегодняшние регалии А.А.Бичукова.  А в то суматошное время творение  молодого   скульптора  выпало из поля зрения  ульяновских  культуртрегеров, никакого значения они   этому факту не придали.  Не  до него видимо было в   апрельские дни 1970 года…Или  местные «ценители прекрасного» недопоняли .какая ценность попала в их  распоряжение. И –   как говорит доцент Петров – «мраморный Сергей Есенин чуть ли не полвека «провалялся в сарае   на задворках   художественного музея»..

Однако затем  скульптуре Сергея Есенина ульяновские   культурные деятели все же внимание уделили… И   установили это беломраморное  чудо где-то возле Музея современного искусства.

– Поставили, понимаете ли,  прямо на землю ! Просто воткнули мраморный бюст  в  цветочную клумбу!  Без всякого постамента! – возмущается  доцент  Петров. –  Представляете: торчит из земли  как бы вкопанный  в нее   поэт- и смотрит на это варварство своими  ясными глазами!

Не  «приняв на грудь» такое  «культурное достижение» ульяновских распорядителей  представить трудно. Однако приключения  с бюстом поэта на этом   еще  не завершаются…

Уже в наши дни каким-то образом весть о непотребном отношении местных культурных деятелей к бюсту Есенина дошла до автора А.А. Бичукова. Повторюсь:  –  ныне  уже   именитого академика, вице-президента  и народного художника. Он, естественно, возмутился  местечковым варварством: «Мраморное изваяние в цветочной клумбе!?   А вот  в Рязани скульптуре  могут куда  более достойное место  найти»!

И что далее?

Сергей Петров рассказывает о ситуации так:

  • Узнав о реакции академика в  Ульяновске всполошились. И не придумали ничего лучшего чем послать скульптуру на… ну, на родину поэта, в Рязань! И доводы «приличные» нашли: де, Есенин  поэт не ульяновский; не Благов и не Матлина – и пусть с благословения Минкульта отбывает  его мараморное  изображение к рязанцам… Так сказать, из симбирских бюрократических кущ  пусть перебирается в  рязанские  березовые кущи….. Там де, ему место найдут…

Культурная общественность Ульяновска стала возмущаться: « Эта скульптура принадлежит Ульяновску! Она превосходно выполнена большим мастером! Надо в нашем городе подыскать ей достойное место!» А художественный  совет вышеназванного музея ЕДИНОГЛАСНО возразил против «переселения» бюста  поэта в Рязань.

Казалось бы  тут и делу конец: «Есенин остается в Ульяновске!»

– Однако чиновники такое суждение  не поддержали!- горячится Сергей Петров.- Более того: говорят, что «переезд «Есенина» в Рязань уже согласован и с губернатором!

. Пошел  доцент Петров  «по инстанциям» с просьбой:  надо  учесть мнение общественности,  надо оставить скульптуру в Ульяновске ,найти  в городе достойное место для ее размещения!

… За поддержкой он  решил   обратиться и   к местным писателям: уж они -то должны порадеть за  коллегу-поэта, почтить его память, поддержать  «оставление» бюста Есенина в Ульяновске!

Плохо знал  Сергей Борисович   отважных рыцарей пера…

И вот пятница,22 марта 2019 года; «штаб-квартира» ( как выражаются сами писатели) регионального отделения Союза писателей России.  А если попроще –  выделенная  областной библиотекой комната на первом этаже старого корпуса.

Заседаем. Доцент Петров рассказывает  о злоключениях бюста Сергея Есенина на родине Ильича предельно-эмоционально; с деталями, о которых мне не хотелось бы упоминать. Вероятно, он хочет  пробудить в мастерах пера и гражданах России чувство преклонения перед прекрасным, хочет  оградить это чувство от  чиновничьих кульбитов … Он вероятно, полагает, что творцы литературы проникнутся его чувствами – и все вместе дружно заявят: “Да, беломраморный  бюст Есенина надо оставить в Ульяновске! Определить ему достойное место и оформление – это украсит город, давший миру таких гигантов литературы как Гончаров и Карамзин!”

Однако надежды Сергея Борисовича не сбываются. Ульяновские члены СП РФ, то скромно отмалчиваются, то «колеблются  в разные стороны», то пытаются затащить в общем-то небольшую проблему в дебри юриспруденции…Смысл  этих  «размышлизмов» таков: а стоит ли  нам,  тихо-мирно что-то пишущим людям,  вмешиваться в эту  историю, портить отношения с региональным Минкультом, с властями вообще?  «А то ведь и без «штаб-квартиры» можем остаться!»- слышится чей-то робкий голосок. «А если кто-то  захочет  “защитить Есенина” – пусть пишет  сам письмо в Минкульт…”- поддерживают его…

Говоря яснее: абсолютно  равнодушно  отнеслись  местные литераторы к перспективе  видеть в своем городе своего коллегу Есенина – даже в мраморном исполнении.

«А если  бы  вдруг заявился к ним сам Сергей Александрович – живой, а не убитый? Приняли бы они его в свои дружные ряды?»- подумалось мне…

Грустноватая ,надо заметить, мысль.

Жан Миндубаев.

P.S.

Я уже поставил было точку в этой грустновато-забавной истории как повзонил мне  из Москвы старый друг и сказал:

–  А ты не догадываешься   почему вдруг  все так суетливо   забегали вокруг ранее никого не интересовавшего бюста Есенина?

Я, естественно, не догадывался. Тогда  мой приятель, хорошо знакомый  с тонкостями   столичной культурной жизни   добавил:

–   Эх, деревня! Да ведь   правительство Рязанской области  решило  выделить в этом году  на  развитие есенинского  Государственного музея-заповедника  в селе Константиново  аж целых тридцать миллионов рублей! Не три ,и не два- а тридцать!Понял?!

Ну, как тут не понять? Понял, конечно…

                                        ***          

Ну, и вишенкой на этом уж слишком горько-кислом торте  стихотворение  молодого поэта…

Александр Дашко.

Слишком быстро все тает…

 

Слишком быстро все тает
У меня на виду.
Путь к убогому раю
Я по лужам пройду.

Кто облил соком утра
Голубые дома,
Поступил очень мудро.
И простилась зима.

И идет то ли дождик,
То ли слезы текут.
Я вдыхаю до дрожи
Запах этих минут.

Я вдыхаю. И тает
На груди липкий снег.
До убогого рая
Не добраться вовек.