И.В.ЛЕЖНИН: «ПО НАТУРЕ Я РОМАНТИК…»
…Бывает так: рисунок точен
И верен тон, а сердца нет.
У вас же сердцем смотрят очи,
Любой этюд душой согрет.
Вы влюблены в людей и в небо,
Собак, детишек, стариков,
В стихи, в ломоть ржаного хлеба,
В нахлесты волжских беляков…
(Л.Н.Нецветаев, 1994, к 70-летию И.В.Лежнина)
***
Признаюсь, очень хотелось сделать материал к 95-летию со дня рождения Ивана Васильевича Лежнина. Но и сомнения одолевали нешуточные. Ведь в отличие от многих художников, о которых шла речь в предыдущих заметках, Лежнин – живописец не только не забытый, но очень даже известный. Заслуженный художник РСФСР, почетный гражданин Сенгилея и Ульяновска… Говорить о таких людях всегда труднее. Биографий И.В.Лежнина, публикаций о нем великое множество. Отделаться дежурным перечислением дат и фактов, которые легко можно найти в десятках других источников… Лучше совсем промолчать. Но все же решил взяться.
Иван Васильевич мастерски владел не только кистью, но и словом. А при огромном жизненном опыте, близком знакомстве со многими знаменитыми и интересными людьми, ему было о чем сказать. Хорошо известна изданная в 2007 г. книга И.В.Лежнина «Мои встречи с Пластовым». Ее подготовила к печати вдова художника Елизавета Петровна Филатова. Он близко знал Д.И.Архангельского, многих ульяновских художников «старшего поколения». Писал воспоминания о них, частью опубликованные. Был внештатным корреспондентом «Ульяновской правды». В разные годы печатались очерки, статьи И.В.Лежнина, интервью с ним. О нем часто рассказывали его коллеги, друзья. Фрагменты из таких материалов включены в эти заметки. А во второй части будет говорить только сам Иван Васильевич. В ней приведены отрывки из его воспоминаний.
***
Иван Васильевич Лежнин родился 7 апреля 1924 года в деревне Большая Мирянга Кировской области (Вятской губернии). Девятый ребенок в крестьянской семье. Родителей раскулачили и сослали в Сибирь. Дети, оставшиеся в деревне, жили подаянием, Иван был подпаском. Окончил семилетку, ФЗУ, работал на заводе. В школе занимался в кружке рисования.
Как у многих художников того поколения, его путь в искусство лежал через войну. Ленинградский, Волховский фронты, 3,5 года фронтовых дорог, ранения, боевые награды… Как ни удивительно (или закономерно?), но серьезно рисовать он начал на войне. Там у людей было совершенно особое отношение к прекрасному…
И.В.Лежнин: «Участок обороны под Колпино. Землянка боевого охранения. Солдаты облепили железную печку, сделанную из бочки, смотрят на пламя. Каждый думает о своем, изредка поглядывая на телефониста Витьку Поспелова. Он проводит очередной телефонный концерт. Каждый из солдат на пять минут прикладывает к уху трубку полевого телефона и жадно слушает чарующие мелодии Моцарта, Штрауса, Чайковского. На том конце провода, в штабной землянке, музыка звучит в проникновенном исполнении лейтенанта Червякова. Исполнитель пошел на фронт со 2-го курса Свердловской консерватории и носил в вещевом мешке заботливо укутанную мандолину, а на груди – автомат. В другой раз увидят, как я рисую, окружат молча, стараясь не мешать. Процесс творчества был предметом своеобразного поклонения, и я испытывал положение исключительности, хотя в ту пору делал лишь робкие попытки рисовать с натуры…» (1965).
Демобилизовавшись в 1946 году, Лежнин поступил в Академию художеств Латвийской ССР. Приняли без экзаменов – преподавателям было достаточно увидеть его фронтовые рисунки. После окончания учебы (1951) жил в Иркутске, преподавал в художественном училище. И.В.Лежнин: «Меня понесло из Риги на Байкал, в Иркутск. По натуре я романтик, меня все время тянет куда-то ехать, в неизведанные места. В Иркутске я сделал два выпуска художественного училища. Многие из тех ребят до сих пор мне пишут, стараются порадовать своими удачами. А некоторые уже «обскакали» меня…» (2001).
Уже тогда он заявил о себе как талантливый художник. На областных выставках экспонировались его байкальские этюды, портреты сибиряков, а в 1957 году с картиной «Ленин с крестьянами села Шушенское» (в соавторстве с А.П.Крыловым) Лежнин стал участником юбилейной республиканской выставки.
В Ульяновск Иван Васильевич приехал в 1957 году по приглашению местного отделения Союза художников, а точнее – товарища по академии А.В.Моторина. Здесь происходило его формирование как живописца. Тут необходимо сделать небольшую ремарку. В отличие от многих авторов, работающих в рамках любимой темы или жанра, Лежнин – художник очень разный. Его невозможно «классифицировать», отнести к тому или иному разряду. Он автор исторических, жанровых картин, портретов. Подлинной его стихией стал пейзаж. Пейзажи – в основном сельские, с картинами природы. Но и тут все непросто. Пейзажи Лежнина почти всегда населены людьми разных профессий, машинами, приметами трудовой жизни. Как справедливо заметила искусствовед С.М.Червонная (1985), лучшие работы И.В.Лежнина созданы на пересечении разных жанров. Сам же Иван Васильевич говорил, что больше всего любит писать портреты: ему интересны характер, переживания, внутренний мир человека. В богатом творческом наследии художника (только в Ульяновском художественном музее хранится более 60 его работ; немало их и в краеведческом) городской пейзаж занимает не самое большое место. Но за то, что художник запечатлел ныне ушедшие картины Ульяновска 60-х, он заслуживает низкого поклона.
И.В.Лежнин: «Писал я и портреты, и пейзажи, и жанровые вещи… Сейчас, с годами, этот материал приобретает ценность исторического документа. Историческую ценность. Потому что уходят поколения, даже ландшафт меняется до неузнаваемости, а заглянуть, как это было, желающих становится все больше…» (2001).
Художник родился в деревне, хорошо знал жизнь села. Поэтому и приехав в Ульяновск, он черпает вдохновение в поездках по районам области. Одной из первых его работ на эту тему стала картина «Идут дожди» (1959), созданная после выезда в колхоз Сурского района. Люди в вагончике полевого стана пережидают непогоду. Каждый ярко индивидуален, думает о своем, но вместе они составляют общность людей, занятых одним делом. Тогда же создано одно из лучших полотен Лежнина «Полдень». Золотистое марево летнего дня окутало спрятавшееся в тени моста стадо, детей у перил, речку, крыши села… Эта картина была представлена на выставке «Советская Россия» в 1959 году.
Много дали Лежнину неоднократные встречи с А.А.Пластовым в Прислонихе: обогатили его творчество, укрепили желание работать над сельской темой. Его часто сравнивали с Пластовым: по общности темы, схожести сюжетов, чуть ли не упрекая в подражательстве. Иван Васильевич относился к этому спокойно: «Тема была та же, да. Тему эту я продолжал, ничуть не подражая ему. Просто я выходец из крестьянской семьи, и, встречаясь со мной, Пластов поощрял мои поездки в районы. «Эту жизнь надо хорошо знать, а для этого там надо жить, наблюдать», – не раз говорил он» (2001).
Увлекала художника спортивная тема. Ей посвящены картины «Проиграли», на которой хоккеисты ульяновской «Волги» изображены в раздевалке стадиона после неудачной игры; «В спортивном зале», «Гимнастки», «Запасной игрок» и другие.
И.В.Лежнин продолжил ленинскую тему, начатую еще в Иркутске. В начале 60-х он пишет серию пастелей «Братья Ульяновы». Потом появляются картины «В год казни брата» (1967), «И.Н.Ульянов в сельской школе» (1968), «Свежий ветер» (1970) и другие. В 1960-х художник пишет серию портретов ветеранов Железной дивизии. Позже по заказу УОКМ он создал портреты известных ульяновцев: ветерана Великой Отечественной войны генерала Н.Т.Гузенко, краеведа А.Н.Блохинцева, заслуженного врача П.П.Евдокимова и других.
В этот период он участвует во всех областных, зональных и республиканских выставках. Активно работает в правлении отделения Союза художников, художественном совете, местном и зональном выставкомах. Л.Н.Нецветаев: «Выставок на его счету много, но это не главное. Главное – искренний, чистый талант, помноженный на легендарную лежнинскую доброту. Не раз я замирал перед его холстами, любуясь переливами цветовой гаммы, уверенным четким рисунком. Но перед глазами встает другая сцена: Иван Васильевич, сидя на корточках во дворе Дома художника, кормит с ладони местную собачонку, доставая заранее приготовленное угощение» (2004).
В 1960-х годах И.В.Лежнин преподавал в Ульяновском педагогическом училище. Ученики на всю жизнь сохранили благодарную память о нем: «Лежнин так нам помогал! Тех знаний нам хватило на всю жизнь. Он обладал не только мастерством художника, но и педагога. Мог говорить коротко, но образно, интересно. К каждому подойдет, что-то поправит, подскажет. Возил нас на пленэр в Кузоватово, учил писать пейзажи. Иван Васильевич был щедрым художником. Многим подарил свои работы. А сколько роздал студентам красок, кистей, ватмана! Для нас его двери всегда были открыты…» (2010).
С 1971 года в составе творческой бригады И.В.Лежнин работал в совхозе имени Крупской, где создал десятки полотен, посвященных труженикам села: «Хлеб пошел», «Утро возле конторы», «Будни на ферме», «Зябь» и другие, ряд портретов. На долгое время эта тема стала главной в его творчестве. А на картине «После дождей» художник изобразил и себя в момент работы над этюдом.
И.В.Лежнин: «Нет такого района, где бы я не побывал. В течение девяти лет писал в совхозе имени Крупской Мелекесского района. В свое время нашему Союзу предоставили возможность там поработать, и мы постоянно выезжали туда. Я ездил в любое время года, находил хороший сюжет, встречался с интересными людьми, увлеченно создавал портреты жителей. В результате нам выделили помещение, и мы сделали там картинную галерею. Большинство работ совхозу подарил я [41 картину!]. Причем написанных здесь же – вот что особенно интересно!» (2001).
Он много ездит по стране: на свою родину в Кировскую область, на Урал, в Сибирь, где пишет пейзажи и портреты; работает на Академической даче под Вышним Волочком; почти ежегодно бывает на Суре.
И.В.Лежнин: «Представляете, поехал на Самотлор, который еще только осваивался. Буровых вышек было всего 19, и вот я с нефтяниками, с буровиками жил и писал каждый день» (2001). «Поселок нефтяников – на самом краю озера Самотлор. Природа суровая. Ветры, сырость, комары. Живут кто в палатках, кто в наскоро сколоченных избушках, кто в вагончиках. Но уже сейчас чувствуется – здесь будет скоро новый город» (1970).
В 1980 году И.В.Лежнин купил домик в Сенгилее и каждое лето выезжал туда. В Сенгилее он создал много картин, дважды в год проводил там выставки. В 2001 году ему присвоено звание почетного гражданина Сенгилея. Почетным гражданином Ульяновской области Лежнин стал в 2003-м, уже после кончины.
На склоне лет Иван Васильевич с болью наблюдал те изменения, которые происходили в отношении государства к искусству, да и многих художников к своему творчеству: «Я знаю, что сейчас художники тоже не бездельничают. Просто теперь нужно заранее думать, куда работу пристроить, а иначе будешь жить впроголодь. … Другое дело, что некоторые сегодня вкусили «золотого тельца» и так ему отдаются, что начинается гонка на выживание…».
Иван Васильевич Лежнин скончался 2 декабря 2002 года.
П.В.Григоренко, журналист, друг И.В.Лежнина: «…В доме на улице К.Либкнехта Иван Васильевич прожил свои последние годы. В квартире «все как было, только странная воцарилась тишина». Впрочем, художник при жизни превыше других благ ценил спокойствие, о котором многие годы заботилась Елизавета Петровна – его жена…».
***
Петр Васильевич Григоренко
Из «ДИАЛОГОВ С ХУДОЖНИКОМ»
Солнце клонилось к закату, молодые тополя и клены потемнели. Иван Васильевич заторопился, движения у мольберта стали энергичнее, взгляд сосредоточенней. Я подошел, остановился поодаль, вполголоса спросил:
– Не помешаю?
– Успеть бы краски заката дописать, – ответил Лежнин…
Поднимались по крутой Плехановской вместе. У обреченного на снос, почерневшего от возраста пятистенника задержались. Лежнин заглянул в дверной проем. Помедлил, шагнул в дохнувший сыростью полумрак дома, лишенного человеческого тепла. Чрево жилища разворочено: половицы сорваны, обрушена лепнина потолка, со стен свисают многослойные пласты обоев. Иван Васильевич перелистал слои. Меняли убранство 11 раз.
– Искусство прикладное, бытовое, а все-таки искусство, – улыбается художник, бережно отделяя от пласта симбирской старины образцы. Свернул добычу в трубку, спрятал в карман.
Этюд с закатным солнцем долго висел в его мастерской, пока однажды не оказался у меня в качестве дара живописца. Тогда, в 70-ые, расставаясь с картиной, Иван Васильевич сказал:
– Попробуйте, допишите.
Я не понял, о чем он. Все вроде дописано?
– Многоэтажки-то нет, – усмехнулся Лежнин. – А она, как Атлант, держит небо.
Я подумал про дом-башню: нет – и ладно. Громада здания нависала над уголком милой сердцу русской старины с утраченным искусством деревянного зодчества, отвлекала от главного – от умирающего уголка города и от заката.
Унес подарок, повесил дома. Не раз вспоминал про незавершенный этюд. И вот однажды «художник-варвар кистью сонной» прошелся по творению мастера. Дописал мрачный параллелограмм? Куда там. Вместо него на фоне розовеющего небосвода появился полюбившийся мне симбирский храм. В старину он стоял позади памятника Карамзину. Церковь когда-то снесли, но сохранилась фотография. С ее помощью я и «улучшил» этюд. Посмотрел – самому понравилось: игрушечные, какие-то наивные домики на продутом ветрами волжском косогоре. За домиками – моя церковь. А башня? Решил: ее время придет, состарится – кто-то напишет.
Пришел однажды Иван Васильевич. … Задержал взгляд на моих творениях. Был среди них и подаренный этюд. Гость не сразу узнал свои кисть и палитру. А когда я подсказал, долго искал слова, чтобы выразить отношение к случаю, который иначе как нелепым не назовешь. Щадя мое самолюбие, сказал:
– Многоэтажку надо было дописать. На ее фоне – как этого не почувствовали? – ощутимее боль по Руси уходящей. Не ностальгия, а боль!..
(«Ульяновская правда» от 9 апреля 2004 г.)
***
Окончание далее

 

Иван Васильевич Лежнин.
1) 1942 год. shr-uln.ucoz.ru (Ульяновское отделение Союза художников России)
2) 75-летие… «Ульяновская правда», 10 апреля 1999 года.

 

И.В.Лежнин. Полдень. 1959.
УОХМ

 

И.В.Лежнин. Проиграли. 1958.
УОХМ

 

И.В.Лежнин. Портрет пастуха С.А.Кузина. 1965.
УОХМ

И.В.Лежнин.
1) В спортивном зале. 1959.
2) Снег выпал. 1972.
УОХМ

 

И.В.Лежнин. Утро возле конторы. 1974.
УОХМ

 

И.В.Лежнин. Первая зелень (Улица Советская). 1962.
УОКМ

 

И.В.Лежнин. «Монастырские ворота». 1963.
УОКМ

 

И.В.Лежнин. Улица Гончарова. 1964.
УОКМ

 

И.В.Лежнин. Строительство кинотеатра «Рассвет». Этюд. 1960-ые годы.
УОКМ