(К выходу в свет книги Николая Полотнянко «Синбирские Сказания»)

Недавно в региональной книжной серии «Краеведение Симбирского-Ульяновского Поволжья» вышла книга «Синбирские сказания». Она содержит художественные поэтические и прозаические сказы из истории Синбирского края русского поэта и прозаика Николая Полотнянко.
«Синбирские сказания» созданы им, чтобы привлечь читателей к познанию истории родной земли, на которой в первые полтораста лет после начала заселения её русскими людьми происходили события, оказавшие существенное влияние на весь ход российской истории. Это — и культурное освоение Дикого поля, совместно с народами Среднего Поволжья, и церковный раскол, и крестьянские восстания С.Т. Разина и Е.И. Пугачёва, и деятельность первых русских промышленников, и расцвет помещичьей усадебной культуры, давшей России классиков русской литературы Н.М. Карамзина, И.И. Дмитриева и И.А. Гончарова. Все сказы относятся к историческому периоду, когда город Ульяновск назывался Синбирском (1648-1780).
В книге тридцать три сказа, написанных прозой и стихами, и каждый из них перекликается с другими и манерой изложения, и местом действия, и героями повествования — все они уже далёкие предки нынешних ульяновцев, первожители поволжской землицы, пришедшие сюда из коренной России со своим христианским укладом жизни и способами хозяйствования, которые во многом были восприняты коренными народами Поволжья, что способствовало формированию нации россиян. Все эти события происходили на порубежье Московского государства с пустынным и враждебным к земледельческим народам Диким полем, откуда почти ежегодно на Русь и поволжские народы совершали набеги кочевники. Но приходом на пустые земли русских, ими в короткие сроки была построена засечная пограничная черта, и на ней — остроги и крепость Синбирск. И набеги степняков прекратились.
Все эти изначальные героические труды и дни синбирян описаны в сказах, где перед читателями предстают художественные образы царя Алексея Михайловича, окольничего Богдана Хитрово, крестьян-строителей крепости, казаков Синбирской черты, волжские разбойники, хозяин первого в крае промышленного предприятия Надея Светешников, осада Синбирска воинством Степана Разина, Пугачевский бунт и другие события — вплоть до преобразования Синбирской провинции в Симбирскую губернию в начале 1780-х годов XVIII века.

Все эти факты были известны, описаны в трудах русских историков, школьных учебниках, исторических писателей, но «…Ещё несколько лет назад в Ульяновске полностью отсутствовала историческая художественная проза, и надежд на её появление было очень мало, — пишет в предисловии к книге доктор исторических наук, член Союза писателей России В.Н. Кузнецов, — поскольку не было писателя, чей талант был бы нацелен в прошлое нашего края. И все свыклись с тем, что современный Ульяновск — это глухая периферия не только в исторической, но и в русской литературе вообще, если не брать во внимание творчество известных классиков XIX века. И вот в первом десятилетии нашего века произошло, к сожалению, ещё мало кем по достоинству оцененное событие. Писатель Н.А. Полотнянко, живущий здесь, в этом городе, среди нас, неожиданно для всех «выстрелил» целой серией исторических романов: «Государев наместник» («Богдан Хитрово») (2007), «Бунташное войско Стеньки Разина» (2008), «Клад Емельяна Пугачёва» (2009), «Жертва сладости немецкой», «Минувшего лепет и шелест» (2010); две пьесы: «Симбирский греховодник» (2010) и «Клад Емельяна Пугачёва» (2012). Кроме этого, им написана поэтическая книга «Симбирский Временник». Все вместе они составляют впечатляющую картину наиболее ярких страниц жизни нашего края в XVII и первой половине XIX веков, где речь идёт о Б. Хитрово, С. Разине и Е. Пугачёве, симбирском дворянстве в контексте событий большой российской истории».

Хотя три книги ещё десять лет назад вышли в столичном издательстве ЭКСМО тиражом 30 тыс. экз., первые исторические романы Н. Полотнянко не дошли до Ульяновска, и до сих пор многие даже образованные люди остаются неведенье, что им создана серия исторических книг прозы, поэзии и драматургии из истории Синбирского-Симбирского-Ульяновского края. Желая способствовать распространению в народе исторических знаний, все 10 книг прозы автор издал на деньги как свои, так, и, много большей частью, священника РПЦ Евгения Ищенко (Москва). И этим он совершил исполнение своего писательского предназначения исторического просвещения народа.

* * *

Пусть прошлое туманно и неблизко,
Печаль о нём торжественно светла.
На площадях и улицах Синбирска,
Прислушайся, — звонят колокола.

Прислушайся! Восходит звон из глуби.
Что ни удар, то отзовётся год.
И от волненья пересохнут губы.
И память горькой скорбью обожжёт.

Мы часто на решенья были скоры,
Беспамятны… Но ты нас не кори,
Былой Синбирск. Звонят твои соборы,
И тенями встают монастыри.

И кладбища, что скрыты под бетоном
Дорог и зданий, явственно видны.
Синбирск! К твоим истокам и иконам,
Настанет час, и припадут сыны.

«Синбирские сказания» следует рассматривать и понимать как вступительную книгу к массиву исторической прозы и поэзии автора. Это своего рода художественный путеводитель для читателя, в котором в сжатой форме сказов раскрываются содержание некоторых исторических событий, дается представление о творческих возможностях писателя.

В Ульяновской области в последнее время стало много внимания уделяться изучению истории родного края и распространению знаний, как среди учащейся молодёжи, так и среди всего населения, независимо от возраста. Опросы граждан и анализ предпочтений читателей библиотек показывают, что число людей, получающих исторические знания через книгу, в связи с интернетом, снизилось, но ещё значительно, особенно среди лиц старше 40 лет.

В связи с этим можно сделать вывод, что художественная литература о родном крае всё ещё является значимым фактором духовной культуры, формирующим направление развития общества. Она связывает семантику русской литературной традиции (поиск истины, смысла жизни, обостренная этикоцентричность) с запросами современных носителей культуры на определенной территории, в частности, в Ульяновской области.

Но чтобы все эти правильные намерения воплотились в жизнь, нужна продуманная работа по введению в культурную жизнь области художественной истории Н. Полотнянко путем публикации его книг, постановками на сцене драматического театра его исторических пьес, созданием на базе учебных заведений самодеятельных театров исторической поэзии. Важно чтобы у народа проявился интерес к истории, чтобы мы все перестали чувствовать себя Иванами, не помнящими родства.

Существенную помощь в подготовки книги к изданию оказал доктор исторических наук С.А. Прокопенко.

Материал подготовила Марина Изварина,
свободный журналист