Александр Владимирович Жиркевич (1857-1927).
26 апреля (13 апреля). 1916 года. Симбирск.
«Вчера обошёл четыре госпиталя. Дети пели пасхальные молитвы. Была чудесная погода. «Христос воскресе» так чудно звучало в местах страданий и скорби. У меня было радостно на душе. Вернувшись домой, застал милую Тамарочку мою в жару, и вот всё настроение сразу же переменилось. Сколько раз жизнь напоминала мне о том, что, пока я забочусь о чужих, мои дети как бы остаются на втором плане. И всегда мне больно выносить такие уроки. Точно я не люблю своих деток!
У нас окотилась кошка. Глядя на её материнское счастье, вспоминаю рождение у нас первых наших деток — Гули, Варюши и Борички и как моя бедная Катюша была счастлива, сияя материнскими заботами, сама кормя детей грудью!.. Да неужели всё это в самом деле было, и мы были оба молоды и верили в то, что счастье на земле прочно, что нам предстоят в будущем одни радости и удачи! Бедная моя многострадальная Каташечка! Ей ещё больней было терять наших деток, чем мне…»
26 апреля 1918 года. Симбирск.
«Вечер провёл у Яковлевых. И. Я. как будто немного успокоился. Его на время оставили в покое. Чувашская школа отняла у него муку, но выдала ему его капусту (кислую, без которой у него не варит правильно желудок). Телеграмма к сыну профессору в Москву о притеснениях от чувашей подействовала. Тот был у самого В. И. Ленина. Яковлев говорит, что в Симбирске большевистским начальством получена от Ленина телеграмма — оставить его, Яковлева, в покое, помня его заслуги чувашскому народу. Сын тоже прислал успокоительную телеграмму. Одним словом, чувашские гады на время затихли, оставив травлю старика. Но сам он кипит на них негодованием. Вчера, когда мы сидели у окна столовой, Иван Яковлевич наблюдал за тем, что делается чувашатами-школьниками в саду и на дворе, волновался, видя, как они ведут себя безобразно — курят и т. д. Все время у него вырывались гневные восклицания вроде: «Мерзавцы, курят!», «Негодяи, лезут к девчонкам-школьницам». А я его успокаивал, советуя не вмешиваться, стараться не видеть безобразий и не обострять отношений. Но старик упрям.
В городе каждый день убивают, грабят. А о кражах уже не говорят. Вывешено распоряжение большевиков по поводу этих событий — в том смысле, что пойманные на месте преступления будут расстреливаться (сами бы лучше не грабили, не расстреливали и не обворовывали). Передавали, будто бы умирающая Кирпичникова слышала, как эти темные силы шарили у неё в квартире, обстукивали стены. Тащат и тащат в тюрьмы новые жертвы, вымогая деньги. Мимо мужской тюрьмы, где сидят мученики российской инквизиции (исправительное арестантское отделение), ни ходить, ни ездить не разрешается. Все живут в ожидании обысков, реквизиций большевиков. Яковлева рассказывала, что вчера из квартиры покойной Кирпичниковой большевики увозили её обстановку. Пока же Россия продолжает быть адом для своих же русских.»
26 апреля 1921 года. Симбирск.
«В связи с открытием идоло-памятника К. Марксу 10 мая устраивается в здании бывшего губернаторского дома художественный пролетарский музей. В нём ещё ничего нет. Но на потолке уже рисуются в крупном масштабе портреты Маркса, Ленина, Троцкого и Луначарского.»
___________________
На фотографиях
Митинг в честь открытия памятника Карлу Марксу.
7 ноября 1921 года
…”в местах страданий и скорби”
лучше про Ульяновск не скажешь…Ульяновск сегодня – жалкое зрелище
Когда детей в режиме NON-STOP заставляют петь на ветру при полном отсутствии зрителей
Когда студентки-гимнастки показывают какие-то упражнения не на стадионе в перерывах, а там, где люди гуляют у фонтана
Когда приятные газоны , чистые урны, уютные лавочки и комфортные туалеты заменены на гранитные скульптуры за миллионы
Когда предприниматели не озадачиваются созданием прохода даже к своим ресторанам, пафосно именующимся “АВЕНЮ”…и т.д. и т.п.
Ира
посмотрите на лица стоящих у памятника К.Марксу, такая же ненависть и скорбь, как и сегодня, когда шайка Морозова лепит по городу гранитные буквы “Ё” и не хочет оказать даже минимальную помощь обездоленным или попавшим в беду
Олег
Какая жесть. Такое уродство поставить посреди красивой площади и Собора
Жан Миндубаев
Советую всем почитать книгу мемуаров Жиркевича. Она издана его внучкой несколько лет тому назад. Книга правдива,честна,объективна. Жиркевич=генерал юстиции,настлящий ревнитель русской культуры.защитник обездоленных . таких ныне уже почти нет.
даже среди генералов.
А.В.
Кто бы сомневался, что царский генерал напишет “правдивую, честную и объективную” книгу о народной революции. Браво, вы сами то себя услышали?! Есть свое мнение – прекрасно, но не выдавайте его за истину в последней инстанции. И как то не доработали чекисты, аж до 27 года дожил.
Жан Миндубаев
“Чекисты”были разные. Некоторых после “Чапанного бунта ” крестьян ( в частности,Сенилеевского уезда) крепко и очень крепко наказали…Это так. К СВЕДЕНИЮ.
житель мухосранска
никто уже не накажет Ульяновцев больше, чем они сами себя наказывают
А.В.
Генералы тоже разные были. Генерал-лейтенант Игнатьев А.А. (граф) – будучи полковником Генерального штаба Российской империи сразу после революции перешел на сторону большевиков, верой и правдой служил народу и Родине, был военным и дипломатом, автор “Пятьдесят лет в строю”. Это так. К СВЕДЕНИЮ.
За примером далеко ходить не нужно
Из Самарских архивов. За преступные действия по отношению к гражданам Мелекесского уезда в 1918-1919-м годах, весь (!) состав Мелекесской ЧК был арестован и осуждён. Основанием для этого, послужил обширный доклад о злоупотреблениях написанный редактором местной уездной газеты. Над вновь набранным аппаратом уездной ЧК, в качестве контроллера за их действиями был назначен тот же редактор н.кочкуров-до его отъезда в 1919 году на Деникинский фронт. Позже, уже как профессиональный писатель был расстрелян в 1938 году как “враг народа”.
Мелекесская старина
Подробно, об этом из ряда вон выходящем случае, и фактическом материале Кочкуровым был написан рассказ “Филькина карьера”. В 1925 году рассказ вышел отдельным изданием в Самаре, а в 1926 году в Москве. Цензура воспрепятствовала публикации деятельности Фильки в ЧК (факты применения вмн к неграмотным инородцам Мелекесского уезда).И они выходили исправленные как о милиции. Впервые полный текст из сохранившихся архивов, был напечатан в Новом мире № 5 1988 год.
Читал “первого” Жиркевича в Исторических записках 19-го века
Династия Жиркевичей начиная с Симбирского губернатора 1836 г. (также оставил записки) исключительно преданные России, грамотные и прогрессивные люди. У которых есть чему поучиться современным руководителям, если они сами не скрытные мешочники и стяжатели. Это действительно гордость и история Симбирского края.
Горожанин
Почему случились эти печальные события? Да потому, что 90% населения было отстранено от управления страной. Жиркевичу повезло, он родился в дворянском сословии, воспитывался гувернерами и имел перспективы карьерного роста с рождения, а 82% населения Симбирской губернии было неграмотным, это так, к сведению.
частная точка зрения о Жиркевиче 1835 года
Совершенно верно. Все так. Но именно из таких и выходят Тургеневы и Куприны, Лермонтовы и Некрасовы. По военному образованию артиллерист, после службы в войсках (каюсь не интересовался глубоко его послужным списком о боях и походах) Прочёл его воспоминания по ину в старых журналах. В первой гражданской должности, он был назначен гл. инженером, замом директора Тульских Императорских оружейных заводов. Не помню суть его полезных инициатив там, но они явно шли вразрез с планами директора который имел своё-отпривычного закрученного механизма.Одним из них были просчитанные им меры по противопожарной безопасностизавода и города.Проект был не утверждён директором. Жиркевич попросил отставку. Получил её.уехална родину.Через год его опасения подтвердились, выгорел завод и полгорода. Потянулась скромная если не сказать без средств жизнь отставного полковника.Жиркевич никогда не имел склонности ни к кутежам ни к играм ни мотовству.Выручил армейский товарищ -занимавщий большой пост. Похлопотал о вакансии Симбирскую губернию 1834года.Пишет как залез вдолги на 200 руб пошил мундир на встречу сцарём.А когда выходил от него там уже специально стояла удверей и колонад группы поздравляльщиков-последнему пришлось отдать четвертной-ниже было неприлично. И вышел из дворца губернатором, но без денег на извозчика. Снова к другу, занял ещё 100 руб – для поездки в Симбирск. Все выплачивалось по месту назначения с первым жалованьем.Сторонился общества,гуляний, работал как тот инженер над практическими вопросами.Нажил массу недругов о которых уже знал Николай Первый по приезду в Симбирск, от Ивана Беккендорфа.Это он кстати гнался с палкой за гл.архитектором,который его инженера, пытался обмишулить. Сейчас таких губернаторов нет уже.Жиркевич был уже уволен,но оставался до приезда губернатора как сдавал дела новому.Новый губернатор не смог представить царю общество,это сделал Жиркевичназывая каждого по имени отчеству и его должности-чем не мало был удивлен царь.Я посылаю вашего мужа в Витебскую губернию, надеюсь только он там может поправить дела. Это был проблемный регион где шляхта заняла все главные позиции и ни один губернатор не мог поправить дело. Николаю Первому принадлежат слова, по воспоминаниям Жиркевича о “коне лечёноми … крещёном и “.Окончил в Витебске Жиркевич неважно. Его принципиальность, а может по другим причинам не сумели выровнять эту губернию, команду он там не создал.. О процентах и прочем, да все это было объективно, без какого то приумаления. Но были люди, которые даже на своих высоких постах, желали и делали это, чтобы изменить жизнь не только зажиточного класса, но и всего его населения к лучшему. Одним из таких был Иван Жиркевич, и его видимо потомки (пока не читал).
Горожанин
Мне не нравится фетишизация царской России с ее крепостничеством, сословиями и социальной несправедливостью. Не понимаю,почему вас восхищает то, что только представителям одного сословия дан шанс стать Лермонтовым, Некрасовым и Тургеневым, а 82% должны были пребывать в невежестве.
Юрий
Памятник очень красив! Вроде Иосиф Варейкис его задумал. И ему спасибо! У меня к этому памятнику с детства почтение.