В судах спорах с участием ульяновских застройщиков стороны регулярно апеллируют к Генеральному плану города. Но документ настолько произвольно составлен, что какое решение по нему не прими, все будет спорным.

8 апреля  арбитражный суд Ульяновской области вынес решение по иску потребительского общества индивидуальных застройщиков «Западное» к администрации Ульяновска. Общество оспаривало в суде отмену ранее выданного администрацией Ульяновска разрешения на строительство. В суде администрация заявляла, что выдача разрешения противоречит генплану. Судья встала на сторону застройщика.

Участок в 30 с лишним тысяч квадратных метров ПОИЗ «Западное» получило 15 лет назад — в 2004 году, обещав построить на нем 24 индивидуальных жилых дома. Но в последние несколько лет эту территорию на улице Шигаева, у 55 школы, иначе как пустырем не называли. Работы на ней не велись.

Между тем, в район УКСМ, где находится спорный участок, пришла реновация и потянулись новые жители. Территория, отведенная «Западному», оказалась рядом с новыми домами. К выборам президента весной 2018 года местным жителям обещали устроить в их дальнем районе сквер. К выборам Заксобрания той же осенью звучали уже конкретные планы. Посетивший этот район губернатор сообщил, что зеленой зоне быть. Глава города Сергей Панчин обещал, что уже в 2018 году будет составлен проект сквера, а в 2019-м на пустыре начнутся работы по его устройству.

Под «пустырем» чиновники подразумевали как раз участок, арендованный ПОИЗ. Обещания превратить его в сквер прозвучали в июле 2018 года, а в августе управление архитектуры отменило ранее выданное «Западному» разрешение на строительство на этой территории.

Как выяснилось в суде, работы на участке велись до 2009 года. Застройщик успел уложить фундаменты для четырех из 24 домов. Затем на десять лет работы встали. Шло лишь переоформление документов — договоров аренды и разрешений на строительство. В апреле 2018 года ПОИЗ получило новое разрешение на строительство.

Горархитектура под управлением Александра Семенова, отменившая уже через четыре месяца свое же разрешение на строительство «в порядке самоконтроля» настаивала, что данная территория не может быть использована под индивидуальное строительство.
По Генплану от 2007 года, здесь зона строительства 5-16-этажных домов. Отказывалась архитектура и от своих же Правил землепользования и застройки, по которым муниципальные служащие утвердили территорию для смешанной жилой застройки, разрешающей и индивидуальное жилое строительство.

Надо сказать, что генплан города часто обозначает зону многоэтажной застройки там, где существует индивидуальная застройка. Например, микрорайон Тути, частные секторы на Севере города. Это ни разу не мешало администрации выдавать разрешения на малоэтажные дома.

Однако и запреты тоже бывают. Так тот же Арбитражный суд Ульяновской области признал законным отмену разрешения на строительство торгового центра не ул. Варейкиса Храмовой Нине, юристу Михаила Арифулина. Решение 11.03.2019 устояло в апелляционном суде, предстоит разбирательство в кассации. Если следователь логике этого решение в зоне многоэтажной застройки инфраструктуры быть не может.
В этом деле также, сначала в 2011 году на участке было согласовано строительство торгового центра. В 2016 году сама же горадминистрация выдала хозяину разрешение на строительство. Работы были начаты — к 2018 году их выполнили на 12 процентов. Но 1 мая участок перешел новому собственнику. В этом же месяце горархитектура отменила согласованный ею градостроительный план участка, в следующем — отозвала разрешение на строительство. Причиной отмены вновь была названа «ошибка» – по Генплану, участок также находится в зоне 5-16-этажного строительства.

Показательно, что было и другое обстоятельство, почему участок «Западного» не мог быть застроен индивидуальными домами. По тому же Генплану десять лет находился на территории запрещения нового жилого строительства в связи с его близостью к УКСМ — комбинату строительных материалов. Запрет этот был снят только в 2015 году, но в генплан изменения не внесены.

По словам руководителя юридического агентства Алмаза Кучембаева, участвовавшего в этом деле на стороне застройщика, конфликты, связанные с генеральным планом, возникают не только из-за неадекватности этого документа.

«Чиновники в администрации города дают разрешения на строительство, игнорируя генплан. А потом неожиданно вспоминают о нем, когда есть особая необходимость, как в случае со сквером. При этом позиция городской власти относительно создания актуального генерального плана сомнительна», – утверждает юрист.