Рейс одного из самых молодых самолётов в парке “Аэрофлота” (первый полёт — 21 июня 2017-го) закончился трагедией: 41 человек погиб при аварийной посадке “суперджета” с бортовым номером RA-89098. Аварии такого рода — это всегда совокупность факторов, цепь несчастливых случайностей плюс человеческий фактор. Восстанавливаем хронологию событий и объясняем технические детали.

Этот инцидент с “суперджетом” — самый крупный и самый трагический, но далеко не первый. 25 апреля произошло целых два экстренных приземления SSJ-100 — в Риге, из-за сбоя системы кондиционирования, и Волгограде, из-за частичной разгерметизации кабины. Только за двое суток — 4 и 5 февраля — в Шереметьево было зарегистрировано 7 ситуаций, когда лётчики самолётов “Сухого” докладывали о неисправностях датчиков скорости. А 27 января “Аэрофлот” оказался в анекдотической ситуации, когда борт на Ульяновск и на Дрезден приходилось заменять, а менять было не на что: 28 изделий “суперджетов” находились в ремонте.

В конце прошлого года глава компании “Победа” (дочка “Аэрофлота”) Андрей Калмыков, в свою очередь, жаловался на то, что система подготовки пилотов в России “полностью развалена”.

Примерно тогда же группа пилотов направила анонимное заявление в Следственный комитет. Они утверждали, что два государственных высших авиационных учебных заведения — Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации и Ульяновский институт гражданской авиации имени главного маршала авиации Б.П. Бугаева — работали без надлежащей лицензии в течение нескольких месяцев. У обоих вузов есть несколько филиалов по всей стране.

В 2018-м “Аэрофлот” пытался покрыть кадровый дефицит, приглашая на работу пилотов из военной авиации, “Россия” и та же “Победа” запрашивали квоту на наём иностранных лётчиков: своих не хватало, а те, что были, по словам Калмыкова, “не готовы летать даже вторым пилотом”.

Причины случившейся вчера трагедии ещё предстоит установить: чёрные ящики найдены, но ещё не расшифрованы. Но то, что с нашей авиацией происходит что-то не то, это факт. Который, надеемся, больше не нуждается в подтверждениях в виде массовых аварий.