С 1 марта 2019 года вступили в силу новые требования к работе аварийно-диспетчерской службы (АДС) управляющих компаний и ТСЖ. Вы уже почувствовали улучшение?

Изменения в Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами внесены постановлением Правительства РФ от 27 марта 2018 года №331.

Одно из самых существенных изменений заключается в том, что АДС теперь должны не просто принимать заявки, но и контролировать показатели качества коммунальных ресурсов на границе раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. А сами заявки регистрировать теперь обязаны круглосуточно, а не только в рабочее время.

Диспетчер обязан ответить на телефонный звонок в течение не более 5 минут, а если уложиться в этот срок не получилось, должен в ближайшие 10 минут сам перезвонить жильцу либо должна быть предоставлена возможность оставить голосовое и (или) электронное сообщение. В этом случае рассмотреть такое сообщение АДС должна также в течение 10 минут после его поступления.

Ранее такое было довольно распространенным: в течение дня не берут трубку или отвечают, мол, все заняты, звоните завтра. Сейчас такое недопустимо!

Хотя многие жители Ульяновска до сих пор жалуются на то, что в УК невозможно дозвониться, а когда берут трубку — хамят или рассказывают о том, что у них нет специалистов, нет дворников, нет сантехников, чтобы прийти на вызов. Особенно с этим сталкиваются те МКД, которые выбрали мелкие или недавно созданные компании с наиболее низким размером платы. Зачастую экономия средств происходит именно за счет содержания АДС и штата технических специалистов, а собранных с собственников денег хватает лишь на зарплату директору и его заместителю.

При выборе УК необходимо трезво оценивать возможности данной компании по обслуживанию вашего дома: наличие персонала, техники, договоров с подрядными организациями. Если ничего кроме крохотного офиса и стола для руководителя у компании нет, это плохой признак.

— Сейчас на коммунальном рынке Ульяновска появилось очень много предложений. Я знаю факты, когда УК приходят к жителям и обещают, что будут за 10-14 рублей их обслуживать. Уверен, что за эти деньги они успешно будут только собирать их себе в карман и ничего не делать. Муниципалитет рассчитал минимальный размер платы для МКД, которые его самостоятельно не приняли, в пределах от 16,50 до 25 рублей с квадратного метра в зависимости от конструктивных особенностей дома. Однако собственники могут выбрать управляющую организацию хоть за 5 рублей, но тогда они должны понимать, какой объем работ и услуг за эти средства им предоставят, — прокомментировал заместитель Главы города Сергей Гигирев.

Очень важное новшество в Правилах касается изменения платы за жилищные услуги. В документе прописано, что плата устанавливается не менее чем на 1 год, и для всех собственников в доме она должна быть одинаковой. Изменения размера платы, ее ежегодное увеличение УК обязана предлагать не позднее чем за 30 дней до общего собрания по данному вопросу. При этом в предложении должны содержаться смета и обоснование изменения платы. И, наконец, если предлагаемый УК размер платы выше, чем установленный муниципалитетом, в таком случае должно быть обоснование с детализацией расчетов по каждому виду работ и услуг.

По новым правилам, АДС должны будут также осуществлять контроль сроков и качества исполнения поступивших заявок. На локализацию аварии внутри дома (горячая или холодная вода, канализация, отопление, электроснабжение) отводится всего 30 минут с момента регистрации заявки. На ликвидацию засоров в канализации или мусоропроводе — 2 часа. Устранить аварийное повреждение внутридомовых инженерных систем должны в срок не более 3 суток с даты аварии, а обеспечить подачу любых коммунальных услуг — не нарушая нормы жилищного законодательства. Допустимые перерывы подачи горячей воды: 8 часов суммарно в течение месяца, 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали — 24 часа подряд. Допустимая продолжительность перерыва отопления — не более 24 часов суммарно в течение 1 месяца, не более 16 часов единовременно при температуре воздуха в квартире от +12°C до +18-20°C.

Самое интересное — это внешний вид. Теперь сотрудники, исполняющие заявки, должны иметь при себе служебное удостоверение, опознавательный знак (бейдж, нашивка на одежду и т.п.) с указанием названия организации, ФИО и профессиональной специализации. Кроме того, у них должны быть одноразовые бахилы!

Автор этих строк как житель старого МКД сам не раз сталкивался с протечками, засорами и прочими «прелестями» ЖКХ. И всегда на вызов приходили работяги в грязной одежде. Сантехники или слесари, не снимая сапог, забегали из подвала, проверяя трубы, открывая и закрывая вентили. Что творилось потом в квартире, можете себе представить! Особенно обидно было, когда ошметками подвальных фекалий с обуви просто уделывали детскую комнату, где маленький ребенок и чистота… В общем, это было крайне неприятно. А просьба хотя бы разуться вызывала такое возмущение у коммунальщиков, что они аж захлебывались от крика, мол, не нравится, не будем ничего чинить вам тут!

Каково же было мое удивление, после того, как наш МКД ушел в другую УК, у которой договор с АДС компании «Аметист», когда приехали их сантехники (на фото). В чистой фирменной спецодежде, с бейджами, вежливые, обходительные. Зашли и сразу надели бахилы. Сами! Даже просить не пришлось. Признаюсь, на меня это произвело неизгладимое впечатление. Оказывается, можно, оказывается, несложно… И никакого пафоса, что мы вам тут одолжение делаем уже тем, что пришли. Причем это было еще два года назад, т.е. задолго до того, как стало обязательным требованиям. А сейчас все ульяновские АДС должны будут соответствовать этим высоким стандартам обслуживания в ЖКХ.

Алексей Николаев