Уже совсем скоро для выпускников школ и их родителей начнётся «жаркая» пора – сдача ЕГЭ, поступление в вузы или ссузы. Какие специальности наиболее распространены среди будущих абитуриентов, каким образовательным организациям отдают предпочтение сегодняшние школьники? Центром стратегических исследований Ульяновской области по заявке Министерства и образования и науки Ульяновской области проводится исследование факторов соответствия образования и образовательных услуг потребностям развития Ульяновской области. В рамках данной исследовательской работы предусмотрено проведение социологических опросов будущих абитуриентов (обучающихся 9, 11 классов), родительской общественности, студентов вузов и ссузов, работодателей. 29 апреля 2019 года в рамках областного родительского собрания экспертами ЦСИ совместно с активными родителями обсуждался вопрос будущих образовательных и трудовых траекторий школьников. На родительском собрании присутствовали родители обучающихся 4-10 классов ульяновских школ. Большинство опрашиваемых имеют высшее образование (78%), 20% – среднее профессиональное. Что сразу бросилось в глаза: ни у одного из опрошенных профессия (специальность) родителей не совпадают с профессиональным выбором ребёнка: у родителей врачей ребёнок предпочитает IT-специальность, у экономистов – физическую культуру и спорт, у инженеров – деятельность в области культуры. Каким видят будущее родители своих детей? Так как большинство родителей сами имеют высшее образование, 90% опрошенных заявили, что их дети после окончания школы продолжат обучение в вузе, 7% – в техникуме или колледже, 2% родителей затрудняются ответить. На вопрос «Какова главная цель обучения в вузе/техникуме, колледже», т.е. что даст им это образование 66% родителей отметили приобретение дополнительных знаний, умений, навыков, необходимых для профессиональной деятельности, т.е. профессиональное развитие ребёнка; 15% преследуют цель получения диплома о высшем или среднем профессиональном образовании; 12% считают, что высшее или средне профессиональное образование позволит быть более востребованным на рынке труда; 7% главной целью считают повышение социального статуса, принадлежности к «образованному» сообществу. При этом большинство родителей (41%) затрудняются ответить на вопрос «Какие профессии в ближайшем будущем будут востребованы на рынке труда?». А ведь именно мнение родителей является наиболее значимым для ребёнка в вопросах профессионального самоопределения. 29% родителей хорошо ориентируются в мире профессий, 27% не знают текущую ситуацию на рынке труда и какие профессии будут востребованы в будущем. «Это сигнал о том, что профориентационная работа должна проводиться не только для школьников, но и для их родителей, действующих мер пока недостаточно», – отметила руководитель проекта Наталья Антонова. Только 15% ребят определились с выбором будущей профессии (специальности), 37% – выбирают из нескольких вариантов, 36% не могут определиться с выбором будущей профессии по следующим причинам: 1/3 плохо ориентируется в мире профессий, 1/3 – не знает своих возможностей и 1/3 не знает, как выбирать профессию.
В какой сфере видят себя в будущем сегодняшние школьники? Наибольшее число ребят (по 22%) мечтают работать в IT-сфере и здравоохранении. В сферу образования стремятся 7% школьников, с физической культурой и спортом также хотят связать свое будущее 7% школьников. В сфере культуры и искусства, административно-управленческой деятельности, архитектуре и дизайне, сельском хозяйстве, энергетике, строительстве, торговле и сфере услуг видят себя по 5% обучающихся. Обрабатывающие производства – приоритетная отрасль развития региона – не выбрал никто! По мнению родителей в большей степени на выбор профессии влияют личные склонности и интересы ребёнка, желание реализовать свои способности (59% опрошенных), вторым по значимости фактором является востребованность специальности и возможность трудоустройства. Также на выбор профессии влияет мнение родителей, знакомых, друзей, семейная традиция. Если со сферой деятельности или направлением подготовки складывается определённое видение у большинства родителей и их детей, то большинство из них (66%) не определились, в какой образовательной организации хотелось бы продолжить обучение. 15% такой выбор сделали, 15% – затрудняются ответить. Большую роль здесь играет ЕГЭ, дающий возможность выбора любой образовательной организации страны, осуществляющей подготовку по той или иной специальности, чаще всего абитуриенты делают окончательный выбор уже в рамках вступительных испытаний по результатам проходного бала. Учитывая тот факт, что у большинства родителей дети обучаются в 4-7 классах, время на самоопределение и выбор образовательной организации у них есть.
Что в большей степени влияет на выбор образовательной организации? – высокое качество образования, уровень достижений обучающихся (49%); – возможность получить выбранную специальность (профессию) (32%); – сильный преподавательский состав (27%); – возможность поступить и обучаться на бюджетной основе за счёт государственного финансирования (22%); – престиж, высокие позиции в рейтингах образовательных организаций (20%). Радует тот факт, что 44% респондентов связывают будущее своих детей с Ульяновской областью, 24% респондентов предполагают, что их дети продолжат обучение в другом регионе РФ, 2% – за пределами РФ.
Среди основных причин продолжения обучения в Ульяновской области: – нет проблем с проживанием (27%); – близость к дому, родным, близким, привычное окружение (24%); – осуществляется подготовка по выбранной ребёнком специальности; – есть перспективы, возможности трудоустройства, самореализации, карьеры. 17% из тех, кто думает отправить своего ребёнка на обучение за пределы родного региона, объясняет это отсутствием перспектив для трудоустройства, самореализации, 12% полагают, что качества образования в других регионах выше, 5% ссылаются на то, что в других регионах больше бюджетных мест. 15% не смогли пояснить причину, по которой приоритет отдаётся не ульяновским образовательным организациям. Руководитель проекта Центра территориального развития и межмуниципальных образований Наталья Антонова сделала вывод по итогу исследования: «Замечательно, что наша молодёжь стремиться получить качественное высшее образование, но многие, при этом отдают предпочтение вузам других регионов. На что необходимо обратить особое внимание нашим высшим учебным заведениям, чтобы исправить ситуацию и стать более привлекательными для абитуриентов? Эти и многие другие вопросы мы обсудим со студентами, сопоставим основные характеристики учебных заведений в рамках нашего исследования. Но уже сейчас можно сказать наверняка, каждый вуз бьётся за хороших абитуриентов и плановая профориентационная работа, своевременное и широкое информирование абитуриентов, родительской общественности о перечне специальностей, условиях поступления и обучения, социальных программах, проявление заинтересованности в каждом – вот то, с чего необходимо начать». Данное исследование будет продолжено специалистами АНО «Центра стратегических исследований Ульяновской области». В планах – сравнительный анализ вузов Ульяновской, Самарской, Пензенской областей, Татарстана и Мордовии, оценка “сильных” и “слабых” сторон (материально-технического обеспечения, обеспеченность студентов общежитиями, профессорско-преподавательский состав и др.), опросы студентов ссузов и вузов, выявление уровня удовлетворённости качеством подготовки выпускников работодателями Ульяновской области. Результатом данного масштабного исследования станет перечень рекомендаций для Министерства образования и науки Ульяновской области, образовательных организаций, исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления по повышению качества образования и привлекательности наших образовательных организаций для абитуриентов. Загрузка ...
Загрузка ...
Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Ха-ха-ха
Странно, что в этом исследовании нет сравнения с Гарвардом и Итоном в пользу Ульска!!
Если у детей(их родителей) нет финансовой возможности уехать учиться в другой город, это не говорит о том, что они горячо желают учиться в Ульске. А вот почему нет такой возможности исследования не проводятся. И так все ,ясно, без них?
ва
а причем тут финансы?
Ха-ха-ха
А жить на что? Или где-то это все бесплатно? Где?
Вы правы
если плохое владение языком-курсы, адаптация, отсутствие места в общежитии, поиск подработки
Это полгода-год. Все это время его пребывания нужно оплачивать
Горожанин
У улпрессы стакан наполовину полон:
по факту половина родителей надеется, что их чада свалят из этой дыры
Пиндос
“возможность вырваться из села, города, области, ССТТТРРРАААНННЫЫЫЫ!!! окружения” –
только этот вариант. у России нет будущего.
Здесь скоро будут церковно-приходские школы.
Мы перестали производить даже подшипники, о высокотехнологичных производствах вообще смешно мечтать.
Мракобесие и феодализм… должности передаются по наследству, власть несменяема и ворует не заботясь о народе.
Бизнес разоряется, закрывается и бежит зарубеж. Наука и технологии мимо нас… Деградация полная и беспросветная.
Дай бог наши дети не соприкоснутся в живую с ужасом того как эта страна развалится на куски и окунется в хаос гражданской войны…
7
Пусть исследование проведёт другой ЦСИ, а не Ульяновской области
Вовка из 5 “б”
Какие-то ненормальные родители…..
Гость
Самые востребованные специальности:маркетинг и менеджмент,Любой супермаркет с руками оторвет грузчиком или охранником
Lopuh78
Обалдеть. Все, как один патриоты. Никто не желает Гарвард, Сорбонну или Оксфорд. Выпускники выбирают УлГу, Политех и Сельхоз.
Создайте Университет Распила и Отката.
Конкурс будет высочайший.
Вы серьезно считаете, что молодежь не хочет других городов и стран? Что ребят и девченок интересует близость к дому и транспортная доступность?
Спросите у выпускника. Не у мамы-папы, а него самого.
Предложите учебу в штатах, Испании, Франции, Англии. С мировым дипломом, с 2-3 языками на разговорном уровне. С стажировками в мировых компаниях. И не забудьте объяснить, что там грантовая система обучения. Учишься, развиваешься, участвуешь в научных и практических работах – учебу и жилье оплачивает государство. Отучился, получил степень- добро пожаловать на ПМЖ.
Киндосовец
Все правильно. Просто у них идёт все на разультат, а у нас на обогащение круга лиц учебных заведений.
гость
ну классический вариант, только в меньшем масштабе. “в области жить невозможно, но ребенок останется”.
сравните с повсеместным “в стране жить невозможно, но уезжать из страны – нееет”…
нигде дальше кухонных разговоров не идет.
Родители
1. “Обрабатывающие производства – приоритетная отрасль развития региона – не выбрал никто!” – А оно есть в Ульяновске ? Всю отрасль развалили !
2.”Предложите учебу в штатах, Испании, Франции, Англии. С мировым дипломом, с 2-3 языками на разговорном уровне. С стажировками в мировых компаниях.” Вы что охренели !!! Самое лучшее и высокое образование было в СССР!!! Как бы сейчас вы не хихикали. И все те преподаватели Испании Франции Англии и тд. – не туда ли приезжали за опытом ?
Да, сидите вы мажорчики безграмотные, папы-мамы напокупали вам дипломов и выёживаетесь, а сами суффиксы в глаголах правильно писать не можете ! Превратили русский язык в иностранную помойку ! Какое уж у вас там англицкое образование.
3. И очень хочется что бы моему ребенку достались именно советские(пусть старенькие) НО – УЧИТЕЛЯ!!, а не сегодняшние Убы, Семеновы и др. прогибалы не достойные звания Учитель/Преподаватель.
Lopuh78
Куда уж нам, мажорчикам, до суффиксов.
И до советского образования. С историей КПСС, марксизма-ленинизма. Мы, все больше, налегали на Теормех, сопромат и ДМ.
А потом, набирались опыта на УЗТС, Гидроаппарате. И снова учились. Уже у тех, кто знал и умел. Учились у немцев, японцев, испанцев. Думали, ну не может страна без производства. Ещё чуть-чуть, и инженер станет нужен. Ошиблись. В этой стране не нужен.
Поэтому кто смог, тот уехал.
И поверьте, чтоб отправить отпрыска учиться в хороший университет, совсем не надо быть миллионером. Достаточно просто понять, что ребенок обязан жить лучше родителя.
Ребенок не должен жрать эхинококкоз, пить отравленную воду, дышать гарью.
Медведи и Бальзаминовы
Чадо за рубеж ? Это хорошо только в мечтах…
Короче
50% чиновники и прочие государевы люди. На взлет товарищи!
Выучиться в Ульске, но уехать!
!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!