Уже совсем скоро для выпускников школ и их родителей начнётся «жаркая» пора – сдача ЕГЭ, поступление в вузы или ссузы. Какие специальности наиболее распространены среди будущих абитуриентов, каким образовательным организациям отдают предпочтение сегодняшние школьники?

Центром стратегических исследований Ульяновской области по заявке Министерства и образования и науки Ульяновской области проводится исследование факторов соответствия образования и образовательных услуг потребностям развития Ульяновской области. В рамках данной исследовательской работы предусмотрено проведение социологических опросов будущих абитуриентов (обучающихся 9, 11 классов), родительской общественности, студентов вузов и ссузов, работодателей.

29 апреля 2019 года в рамках областного родительского собрания экспертами ЦСИ совместно с активными родителями обсуждался вопрос будущих образовательных и трудовых траекторий школьников. На родительском собрании присутствовали родители обучающихся 4-10 классов ульяновских школ. Большинство опрашиваемых имеют высшее образование (78%), 20% – среднее профессиональное. Что сразу бросилось в глаза: ни у одного из опрошенных профессия (специальность) родителей не совпадают с профессиональным выбором ребёнка: у родителей врачей ребёнок предпочитает IT-специальность, у экономистов – физическую культуру и спорт, у инженеров – деятельность в области культуры.

Каким видят будущее родители своих детей?

Так как большинство родителей сами имеют высшее образование, 90% опрошенных заявили, что их дети после окончания школы продолжат обучение в вузе, 7% – в техникуме или колледже, 2% родителей затрудняются ответить.

На вопрос «Какова главная цель обучения в вузе/техникуме, колледже», т.е. что даст им это образование 66% родителей отметили приобретение дополнительных знаний, умений, навыков, необходимых для профессиональной деятельности, т.е. профессиональное развитие ребёнка; 15% преследуют цель получения диплома о высшем или среднем профессиональном образовании; 12% считают, что высшее или средне профессиональное образование позволит быть более востребованным на рынке труда; 7% главной целью считают повышение социального статуса, принадлежности к «образованному» сообществу.

При этом большинство родителей (41%) затрудняются ответить на вопрос «Какие профессии в ближайшем будущем будут востребованы на рынке труда?». А ведь именно мнение родителей является наиболее значимым для ребёнка в вопросах профессионального самоопределения. 29% родителей хорошо ориентируются в мире профессий, 27% не знают текущую ситуацию на рынке труда и какие профессии будут востребованы в будущем. «Это сигнал о том, что профориентационная работа должна проводиться не только для школьников, но и для их родителей, действующих мер пока недостаточно», – отметила руководитель проекта Наталья Антонова.

Только 15% ребят определились с выбором будущей профессии (специальности), 37% – выбирают из нескольких вариантов, 36% не могут определиться с выбором будущей профессии по следующим причинам: 1/3 плохо ориентируется в мире профессий, 1/3 – не знает своих возможностей и 1/3 не знает, как выбирать профессию.

 

В какой сфере видят себя в будущем сегодняшние школьники?

Наибольшее число ребят (по 22%) мечтают работать в IT-сфере и здравоохранении. В сферу образования стремятся 7% школьников, с физической культурой и спортом также хотят связать свое будущее 7% школьников. В сфере культуры и искусства, административно-управленческой деятельности, архитектуре и дизайне, сельском хозяйстве, энергетике, строительстве, торговле и сфере услуг видят себя по 5% обучающихся.  Обрабатывающие производства – приоритетная отрасль развития региона – не выбрал никто!

По мнению родителей в большей степени на выбор профессии влияют личные склонности и интересы ребёнка, желание реализовать свои способности (59% опрошенных), вторым по значимости фактором является востребованность специальности и возможность трудоустройства. Также на выбор профессии влияет мнение родителей, знакомых, друзей, семейная традиция.

Если со сферой деятельности или направлением подготовки складывается определённое видение у большинства родителей и их детей, то большинство из них (66%) не определились, в какой образовательной организации хотелось бы продолжить обучение. 15% такой выбор сделали, 15% – затрудняются ответить. Большую роль здесь играет ЕГЭ, дающий возможность выбора любой образовательной организации страны, осуществляющей подготовку по той или иной специальности, чаще всего абитуриенты делают окончательный выбор уже в рамках вступительных испытаний по результатам проходного бала. Учитывая тот факт, что у большинства родителей дети обучаются в 4-7 классах, время на самоопределение и выбор образовательной организации у них есть.

 

Что в большей степени влияет на выбор образовательной организации?

– высокое качество образования, уровень достижений обучающихся (49%);

– возможность получить выбранную специальность (профессию) (32%);

– сильный преподавательский состав (27%);

– возможность поступить и обучаться на бюджетной основе за счёт государственного финансирования (22%);

– престиж, высокие позиции в рейтингах образовательных организаций (20%).

Радует тот факт, что 44% респондентов связывают будущее своих детей с Ульяновской областью, 24% респондентов предполагают, что их дети продолжат обучение в другом регионе РФ, 2% – за пределами РФ.

 

Среди основных причин продолжения обучения в Ульяновской области:

– нет проблем с проживанием (27%);

– близость к дому, родным, близким, привычное окружение (24%);

– осуществляется подготовка по выбранной ребёнком специальности;

– есть перспективы, возможности трудоустройства, самореализации,  карьеры.

17% из тех, кто думает отправить своего ребёнка на обучение за пределы родного региона, объясняет это отсутствием перспектив для трудоустройства, самореализации, 12% полагают, что качества образования в других регионах выше, 5% ссылаются на то, что в других регионах больше бюджетных мест. 15% не смогли пояснить причину, по которой приоритет отдаётся не ульяновским образовательным организациям.

Руководитель проекта Центра территориального развития и межмуниципальных образований Наталья Антонова сделала вывод по итогу исследования:

«Замечательно, что наша молодёжь стремиться получить качественное высшее образование, но многие, при этом отдают предпочтение вузам других регионов. На что необходимо обратить особое внимание нашим высшим учебным заведениям, чтобы исправить ситуацию и стать более привлекательными для абитуриентов? Эти и многие другие вопросы мы обсудим со студентами, сопоставим основные характеристики учебных заведений в рамках нашего исследования. Но уже сейчас можно сказать наверняка, каждый вуз бьётся за хороших абитуриентов и плановая профориентационная работа, своевременное и широкое информирование абитуриентов, родительской общественности о перечне специальностей, условиях поступления и обучения, социальных программах, проявление заинтересованности в каждом – вот то, с чего необходимо начать».

Данное исследование будет продолжено специалистами АНО «Центра стратегических исследований Ульяновской области». В планах – сравнительный анализ вузов Ульяновской, Самарской, Пензенской областей, Татарстана и Мордовии, оценка “сильных” и “слабых” сторон (материально-технического обеспечения, обеспеченность студентов общежитиями, профессорско-преподавательский состав и др.), опросы студентов ссузов и вузов, выявление уровня удовлетворённости качеством подготовки выпускников работодателями Ульяновской области. Результатом данного масштабного исследования станет перечень рекомендаций для Министерства образования и науки Ульяновской области, образовательных организаций, исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления по повышению качества образования и привлекательности наших образовательных организаций для абитуриентов.

А в каком вузе планирует продолжить обучение Ваш ребёнок?

Результаты опроса


Загрузка ... Загрузка ...

Какие факторы оказывают наибольшее влияние на выбор образовательной организации (вуза)?

Результаты опроса


Загрузка ... Загрузка ...