Исполнилось 95 лет с момента, как старый Симбирск превратился в Ульяновск.

9 мая 1924 года Президиум ЦИК СССР постановил: «В ознаменование места рождения В.И. Ульянова-Ленина переименовать город Симбирск в город Ульяновск и Симбирскую губернию – в губернию Ульяновскую».

Газета «Пролетарский путь» отреагировала на это статьёй с заголовком: «Нет Симбирска! Есть Ульянов!». Ещё более хлёстким был подзаголовок: «Осиновый кол в дворянский Симбирск!».

И действительно, до октябрьской революции 1917 года у нашего города было прозвище «Дворянин на Волге». Здесь пустило корни множество семей представителей высшего сословия Российской империи. По состоянию на 1897 год в городе проживало 8,8% аристократов. Купцы же, к примеру, составляли лишь 3,2% населения.

Революция в России, сломавшая привычный уклад жизни всех её обитателей, не обошла стороной и тихий аристократический Симбирск. Радикальная часть населения осознала тогда вдруг, что их город не так уж прост, и что он является родиной человека, ставшего кумиром и знаменем рабочих, крестьян, всех угнетённых и обездоленных в мире.

Именно в низах ещё до смерти Владимира Ильича и созрела мысль переименовать город в его честь. В частности известно, что 6 ноября 1923 года с инициативой назвать Симбирск Лениным выступили бойцы 12-го Симбирского пехотного полка. Местный губисполком поддержал предложение и отправил ходатайство в Москву. Однако там идея отклика не нашла. Вспомнили о ней только 26 января 1924 года, когда наш земляк ушёл в мир иной.

Была создана специальная комиссия по увековечению памяти Владимира Ильича в составе Феликса Дзержинского, Клима Ворошилова, Михаила Калинина, Леонида Красина и Анатолия Луначарского.

Вариантов названия было несколько: Ильич, Ульянов, опять же Ленин. Чаще всего народ предлагал назвать наш город Ленинском. Но в точку попали лишь участники Усть-Уренской волостной беспартийной крестьянской конференции Карсунского уезда. Их предложением был Ульяновск. Высокопоставленным товарищам из Москвы это имя показалось самым, что ни на есть подходящим, и они решили, что так тому и быть.

Прошло время, Советский Союз развалился, но не иссякла у нас большевистская любовь переименованиям. В постсоветский период после череды возвращения старинных названий ряду городов, некоторым ульяновцам тоже захотелось исторической экзотики. Периодически создавались инициативные группы, которые будоражили эту тему. Впрочем, их креатив поддержки у большинства населения не нашёл. Ну а городские власти перечить народу не стали.

Действительно, у нас и без переименования достаточно проблем, требующих неотложного решения. В конце — концов, хватит уже нам шарахаться из стороны в сторону. Не получится ли так, что новые поколения по достоинству оценят значимость и актуальность идей нашего великого земляка и захотят опять вернуться к Ульяновску? Давайте уж лучше не будем подавать им плохой пример и оставим, всё как есть.