Отопительный сезон миновал, но осадочек остался. В эту зиму многие ульяновцы как никогда жаловались на большие суммы в платежках, львиная доля которых пришлась на отопление. По городу цифры варьировались от 1000 до 15.000 рублей в месяц за 3х-комнатную квартиру.

ТАРИФЫ И ЦЕНА – НИЧЕГО ОБЩЕГО?

Можно обвинить тепловиков, которые перетапливают или же высокий тариф, старые трубы, и, как следствие, большие теплопотери, за которые тоже платит потребитель. Однако обвинить — не значит исправить ситуацию.

Если внимательнее присмотреться, то можно наткнуться на парадоксальную ситуацию: два дома, отапливаются от одной теплосети, тариф и тепловая компания тоже идентичны, но платежи за отопление разные — разрыв в несколько тысяч рублей. Наглядный пример на картинке ниже: на проспекте Созидателей есть дом, жильцы которого заплатили за январь 15.000 (квартира в 100 кв. метров), а в соседнем за квартиру аналогичной площади — 1.800 рублей. Такие же примеры есть и в Правобережье.
Отметим, что разница в 10 раз это не повсеместная ситуация, но в целом по городу платеж по одинаковым домам варьируется от 30 до 60-70 руб. за кв. м — это реальные примеры. И скорее всего, там, где платеж колеблется в районе 20-30 руб/кв.м. – точно есть погодозависимое оборудование или АИТП, которое позволяет снизить ежемесячное потребление, а, следовательно, и сам платеж. Соответственно — тариф и цена в платежках имеют мало общего.

Рис. Разрез текущих платежей граждан в Право и Левобережье города Ульяновска за отопление (руб/кв.м)

НЕ ИСТОЧНИК ТЕПЛА ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ, А «ПРИЕМНИК»

Основная проблема кроется в доме и в его состоянии. Если это новое здание со стандартным центральным отоплением, то люди платят даже меньше тех, кто отапливается от «крышных» котельных. У старых же домов, учитывая их крайне низкие показатели энергоэффективности, платёж будет, несомненно, выше. В зимний период тепла в них вливают столько, сколько может позволить проект здания, то есть максимальный показатель. Однако чувствуют это только те квартиры, которые расположены рядом с тепловым вводом в здание, а остальные зачастую замерзают (это получается из-за разрегулировки систем отопления). А сумма, набежавшая за отопление, делится на всех домочадцев. В итоге много платят все: и те, кто замерзал, и те, кто всю зиму прожил с открытыми окнами. Поразительная несправедливость.

Домовые сети — это организм, за которым требуется уход. Все имеет свой срок годности, а если за этим «всем» не следить должным образом, то износ наступит быстрее. К сожалению, «внутрянки» старого фонда оставляют желать лучшего. Самостоятельно следить за состоянием коммуникаций жители не могут, эту работу должны выполнять сотрудники Управляющей компаний: ставить современное оборудование и обслуживать его. Однако либо у них нет для этого средств, либо желания.

Практика последних нескольких лет показывает, что немногие дома доходят до модернизации тепловых систем: это длительный и дорогостоящий процесс. Свою роль играет и отношение УК. К тому же управляющие компании все чаще банкротятся и оставляют жильцов наедине со своей печалью.

Однако выход из ситуации есть, и это, в первую очередь, зависит от жителей и их желания контролировать процесс «получения» такого количества тепла, сколько им необходимо. Именно в их руках судьба того объекта, в котором они живут. Несколько лет назад компания «Т Плюс» начала предлагать установку на вновь возводимых жилых домах автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов (АИТП). В этом названии кроется функционал: он помимо автоматики имеет теплообменник, что в совокупности позволяет пользователям экономить в разы. Система имеет специальные циркуляционные насосы, которые позволяют подачу тепла сделать одинаковой по температуре для всех стояков, что помогает избежать перегрева и перетопа.

АИТП не чудесным, а технологичным образом делает так, что и в старых домах возможно получать минимальные платежи за теплоснабжение при условии наличия добросовестной управляющей компании, которая следит за регулировкой теплоприемников. Однако это больше исключение, чем правило. Вывод один: порядок надо наводить повсеместно.

ОТ ЧАСТНОГО К ОБЩЕМУ

Аналогичная ситуация складывается в целом в системе ЖКХ: коммунальные аварии, износ теплосетей и нехватка средств на их ремонт — части цепочки нашего зимнего разорения. О серьезной реконструкции и модернизации тепловых сетей говорить не приходится из-за колоссального недофинансирования.

В одном из своих последних интервью замминистра энергетики РФ Андрей Черезов заявил, что решить проблему технологических нарушений и недостатка средств на модернизацию сетей поможет метод «альтернативной котельной». По его словам, до сих пор система  управление распределительными тепловыми сетями в регионах сосредоточена в руках многочисленных организаций — ФГУПов и МУПов, и это основной источник технологических нарушений.

«Ежегодно десятки таких организаций доходят до банкротства, прекращают оплачивать свои обязательства перед генерирующими компаниями за тепло, которое уже получили. На следующий год создается новая структура, которая опять начинает собирать деньги с населения. В итоге основные теплоснабжающие организации не имеют средств для проведения модернизации и реконструкции сетей», — сказал заместитель Министра.

ЧТО ТАКОЕ «АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОТЕЛЬНАЯ»?

Это неофициальное название метода определения величины тарифа и модели отношений между участниками рынка тепла. За основу берется стоимость строительства нового источника тепла и рассчитывается сумма подключения к нему потребителей и дальнейшее его обслуживание сроком на 10 лет.

Полученная величина — предел, выше которого продавать тепло нельзя. Если затраты теплоснабжающих компаний окажутся выше, они будут вынуждены либо повысить свою эффективность, либо уйти с рынка. Полученную от увеличившейся эффективности экономию компании смогут направить на инвестиции (прежде всего в ремонтные работы). Вообще главная цель метода — увеличить финансирование ремонта, реконструкции и модернизации теплового комплекса.

Немаловажно, что этот способ позволяет не перекладывать весь объем затрат инвестора на потребителей, для которых повышение тарифа проходит плавно и практически незаметно. При этом ставит цель по снижению цены за тепло в платежке.

«АЛЬТКОТЕЛЬНАЯ» В УЛЬЯНОВСКЕ?

По мнению региональных экспертов, этот метод поможет не только выровнять ситуацию, но и улучшить имеющее положение:

«Метод «альтернативной котельной» говорит о том, что тариф на тепло должен быть справедливым. Не выше, чем от современной котельной, которую можно было бы построить. А все, кто дороже – должны подстраиваться под минимум. То есть не понизить цену, а на какое-то время «заморозить» свои тарифы. А у кого ниже, тот будет медленно расти. Потому что это справедливо».

При этом сохраняющийся необременительный рост тарифа в зонах с несправедливо заниженной ценой необходим для того, чтобы можно было разницу направить на приведение старой инфраструктуры в нормативное состояние, снизить теплопотери и платежи, привести к минимуму порывы трубопроводов.

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ «АЛЬТКОТЕЛЬНОЙ КОТЕЛЬНОЙ» НА ТЕРРИТОРИИ УЛЬЯНОВСКА:

Остановка роста тарифа на тепловую энергию для 50% населения на срок от 1 до 4 лет (главный эффект достигается в первый год функционирования ценовой зоны теплоснабжения).

— Привлечение дополнительных инвестиционных средств в систему теплоснабжения с направлением данных средств на модернизацию и обновление объектов инженерной инфраструктуры города.

— Отсутствие необходимости направления дополнительного объёма бюджетных средств на реализацию мероприятий по модернизации системы теплоснабжения города.

— Постепенное необременительное выравнивание тарифов на тепловую энергию в городе на едином для всего города справедливом уровне.

— Возможность направления дополнительных инвестиций на мероприятия по повышению энергоэффективности объектов теплопотребления, что позволит значительно сократить объём потребления, а, следовательно, и платёж потребителей.

— Закон чётко регламентирует порядок разрешения возможных споров между ресурсоснабжающими, теплосетевыми и иными организациями, что позволит оперативно разрешать конфликтные ситуации без угрозы срыва отопительного сезона.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать однозначный вывод: высокие платежи жителей за услугу теплоснабжения возникают, в первую очередь, не из-за «высоких» тарифов (которые на деле не такие уж и высокие, если сравнивать с другими регионами России), а из-за устаревшей «внутрянки» дома, а проводить модернизацию этих систем – в интересах самих граждан. Установка такого современного оборудования как автоматизированные индивидуальные тепловые пункты хоть и требует денежных затрат, но не только повысит комфортность проживания жителей многоквартирных домов, но и, в ближайшем будущем позволит окупить потраченные деньги в виде экономии на получаемых коммунальных ресурсах. Это и есть технологии будущего, это и есть инновации в сфере теплоснабжения, которые возможны через инструментарий «Альткотельной».